Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Первый период ( рубеж XIX- XX вв. – первая половина 1930 – гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, идея всеобщего эстетического воспитания.
В этот период определились научные методы изучения художественного творчества, создавались первые музеи и творческие выставки; коллекции произведений ( изобразительного, музыкального и литературного).
Второй период (вторая половина 1930гг. – 1946г.) - отмечен политизацией процесса художественного образования под знаком « социалистического реализма» как стиля эпохи и метода. Этот период отмечен значительными противоречиями в области художественного образования: регламентированная система приобщения к « обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в условиях политехнизации общеобразовательной школы приводила к тому, что предметы художественного цикла, как эстетические, фактически не участвовали в образовательном процессе. В то же время определились и получили распространение формы внешкольного( дополнительного) образования, профессионально ориентировавшие выпускников на поступление в музыкальные и художественные ВУЗы. Преподавание искусства осуществлялось по единым государственным программам, обязательных для всех школ СССР.
Третий период (1946 – 1970гг.). В рамках данного периода происходит официальное признание научного статуса за областью художественного воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение « формирования коммунистического мировозрения советского индивида средствами всех видов искусств».
Четвертый период (1970 -1990гг.). Предметом внимания ученых становится («массовый индивид»); активная деятельность на поприще эстетического воспитания представителей искусства обусловлена повторением ситуации рубежа XIX – XX вв. – возникла проблема
«потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя», «обнищание духовной культуры», «потери народом памяти культуры»[2.C.7].
Сегодня приоритетное значение
приобретает национальная
Таким образом, рассмотрев историю художественного образования в России, можно выделить следующие этапы его развития:
- становление и развитие художественного образования Киевской Руси;
- развитие художественного образования в годы Петровских реформ;
- особенности организации образовательного процесса в XVIII веке;
- образовательные реформы XIX столетия;
- периоды и специфика развития художественного образования советской эпохи.
2.2. Художественное
Одним из важнейших факторов современного развития общества является усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование. Необходимость усиления диктуется, с одной стороны тем, что именно культура выступает границей свободы индивида, страхует от проявления асоциальных, аморальных, преступных деяний и поступков. С другой стороны, происходят изменения в сфере художественного творчества, в эстетических и художественных вкусах людей. Изменения особенно ощутимы в условиях распространения информационных технологий. Меняются эстетическое мироощущение, средства художественной деятельности, представления об искусстве, что объективно требует поиска инновационных форм, методов художественного воспитания, а соответственно разработки системы такого воспитания во всех учебных заведениях.
С изменением социально-экономических отношений в стране, переходом к рынку, демократизацией начались изменения и в системе образования, которые отражены в законе РФ «Об образовании» (1992 г.).В данном законе названы принципы государственной политики в области образования, в том числе «единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [9.C.4]. Данный закон закрепил вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и государственных образовательных программ.
С целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития системы профессионального художественного образования была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг.»[10], в которой отражены стратегические задачи социально-экономического развития России, направленные на сохранение лучших отечественных традиций образования в данной сфере в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям.
Согласно этой концепции целями художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России можно обозначить так:
- повышение общего уровня
значимости духовной культуры
искусства в области
-сохранение, развитие и
дальнейшее совершенствование
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;
-подготовка творческих
кадров к профессиональной
-приобщение граждан России
к ценностям отечественной и
зарубежной художественной
-сохранение и передача
новым поколениям лучших
- широкое внедрение
-выявление художественных
одаренных людей, обеспечение соответствующих
условий для их творческого
развития. В тоже время
при получении образования
Реализация вышеперечисленных целей и задач в области художественного образования должно оперативно решить все современные проблемы в области культуры и искусства, переживаемые российским обществом[6. C.8]
Таким образом, изучив и рассмотрев работы разных исследователей, можно предположить, что культурный художественно-образовательный процесс направлен не только на получение профессиональных навыков, но и на освоение человеком культурной художественной информации, на присвоение личностью общественно-значимых ценностей в художественной культуре, фундамент которой не рационален, а эмоционален: в данном процессе общественно-значимые ценности передаются педагогами в межличностном общении, усваиваются переживанием и после этого становятся стимулами художественной деятельности человека, опирающего на культурную художественную информацию и стремящегося к воспроизведению общественно-значимых ценностей.
Сегодня ретроспективный взгляд на становление художественного образования позволяет проанализировать и осмыслить те процессы, которые происходят в художественном образовании на протяжении становления художественного образования в истории России. Исторически сложившийся процесс освоения художественной культуры определяется не только трансляцией культурных ценностей от поколения к поколению, но и развитием культуротворческого потенциала личности — процесса, тесно сопряженного с решением проблемы самоидентификации. Смена «знаниевой» парадигмы художественного образования дает возможность повысить качество образования, выйти на современный уровень образовательных технологий и рассматривать его не только как образованием, но и как дающее возможность включения в культурную жизнь, обретения культурной компетенции, расширения системы ценностных ориентаций в процессе освоения культурного пространства.
Актуализация культурно-
- во-первых, подобный взгляд позволил глубже осмыслить тот факт, что художественные навыки являются не только элементом системы образования в Российской Федерации, но и, прежде всего, составной и консолидирующей частью отечественной культуры;
- во-вторых, культурологический взгляд делает возможным более широкое понимание причин и последствий кризиса системы российского образования и культуры в разные периоды истории России. Он позволяет понять, что дело не только и не столько во «внутреннем» кризисе и «отставании» отечественного образования, в том числе художественного, от «мировых стандартов» (как это утверждают многочисленные реформаторы российского образования), сколько в общих кризисных тенденциях, присущих всему европейскому обществу. В отличие от массовой культуры, которая стремится удовлетворить потребности большинства, обезличивает участников процесса и делает их просто потребителями, художественное образование воспитывает индивидуальность, приобщает к мировым ценностям, проверенным временем.
- в-третьих, трактовка современных художественных образовательных учреждений способствует выработке новой модели художественного образования и требований к нему. В этой модели заложен взгляд не только как на будущего профессионала и специалиста, обладающего необходимыми навыками и совокупностью знаний, но как на человека культуры, презумпциями которого являются развитое личностное начало, способность к творчеству и творческому самовыражению, выраженная тяга к непрерывному образованию и самообразованию, культурная толерантность, уважение к другим людям и их правам, рефлексивное (ответственное) правосознание, нравственное здоровье и т.д.
- в-четвертых, рассмотрение функций художественного образования в культурном пространстве России выдвигает на первый план в качестве одной из их доминантных задач формирование человека культуры в широком смысле слова - задачу человеко-творчества, человеко-образования.
То есть на первый план при таком взгляде выдвигается не задача формирования специалиста, а задача воспитания личности.
В социокультурном плане художественное образование выступает как средство сближения людей, являясь эффективным инструментом воспитания толерантности. Не каждый человек восприимчив к искусству, откликаться на него; это зависит от многих факторов – врожденных способностей, условий жизни в любом возрасте, воспитания в семье, социальной среды и т. д.
Культурологический подход к художественному образованию детерминирует ряд новаций, позволяющих нетрадиционно осмыслить некоторые «проблемные узлы» российской культуры. Важным следствием является раскрытие процесса смены парадигмы художественного образования с «наполнительной» модели на модель, основанную на качестве образования. Актуальность осуществления историко-культурологического анализа художественного образования в России связана, однако, не только с потребностью погружения в отечественный опыт в поисках собственно образовательных решений, но и с необходимостью осмысления характера взаимосвязи художественного образования с модификациями культурного пространства общества – как это было в истории, как это происходит и должно происходить сегодня.
Список литературы
1.Александрова Е.Я. Художественное образование в России / автореферат
дис. …..канд. культурологии. – Москва, - 1997. – 48с.
2.Александрова Е. Я. Становление
и развитие системы
3.Большая энциклопедия: В 62 томах., Т 57. – М. , ТЕРРА, 2006. – C.43.
Информация о работе Художественное образование в современной России