Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.
Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Православные храмы,
католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6
1.1. Основание города Ставрополя
в региональной историографии………………………………………….….………6
1.2. Основание и развитие Кавказской епархии,
ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9
1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного
как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11
1.4.Никольская церковь в Кисловодске
и Римско-католическая церковь в Пятигорске
как уникальные культовые сооружения,
имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16
2. Армянская Апостольская церковь
в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20
2.1. Возникновение армянской церковной общины
на Ставрополье…….................................................................................................20
2.2. Армянская церковь Святого Григория
Просветителя в Ставрополе:
национальный духовный центр общины……………….………………………26
3. Культовые сооружения мусульман
в Ставропольском крае…………………………………………………….………31
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31
3.2. Мечети на Ставрополье:
черты мусульманской культуры…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………
В прежние времена при основании общины армяне сразу же создавали свою церковь и школу при ней. Не стала исключением и армянская община города Ставрополя. Отдельные армянские семьи появились в городе сразу же после его основания в 1777 году.30 Уже в 1810 году здесь, у восточного склона Крепостной горы, была заложена деревянная Армяно-григорианская церковь, строительство которой, как писал И. Бентковский, по недостатку материальных средств, было остановлено и продолжено только в 1830 году при посредстве генерала Емануеля.31 Строительство храма было завершено в 1836 году. Церковь была деревянной, облицована камнем и имела два купола. Впоследствии, к концу сороковых годов, один из них из-за ветхости был снесен. Церковь была названа именем Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич).
Как и в других армянских общинах, церковь превратилась в национальный центр для ставропольских армян, а ее служители пользовались огромным доверием у своих прихожан и у городской администрации.
Численный рост общины вызвал необходимость строительства новой церкви. С этой инициативой выступили известные в городе купцы Макар Попов и Термикелов. Их старания увенчались успехом в 1867 году, когда наместник издал указ, разрешающий строительство каменной армянской церкви в городе Ставрополе. Во исполнение циркуляра Министерства внутренних дел от 26 января того же года были начаты изыскательные работы и проектирование церкви. Все обязанности по ее строительству были возложены на купца 2-й гильдии Макара Попова. Выполнение проекта поручили архитектору Прозоровскому.
Подготовительные работы затянулись до 1876 года. При согласовании проекта возникли возражения, как в отношении надежности грунта, так и фундамента, малой вместимости самой церкви и ее внешнего облика. Проект церкви был представлен для рассмотрения Эчмиадзинским Синодом Армянской Апостольской церкви, где он подвергся существенным изменениям. После этого дело сдвинулось с места, и рабочие приступили к строительству. В акте от 11 марта 1878 года, подписанном губернским и городским архитекторами, купцами Макаром Поповым и Иваном Чуваловым отмечалось, что хотя не все возникшие проблемы по устранению недостатков в проекте решены, стены храма уже возведены до окон первого этажа.
Строительные работы продолжались еще три года. Наконец, в начале апреля 1881 года был представлен акт о готовности церкви для освящения и начала богослужения (прил. 4). Долгожданная мечта армянской общины сбылась. Она получила основательное культовое сооружение, что способствовало еще большему сближению всех слоев этой пока еще небольшой по численности диаспоры.32
Благодаря щедрости меценатов, известных ставропольских купцов Гавриила Термикелова, Макара Попова и других, внутреннее убранство этого духовного центра поражало своим богатством. Иконостас был покрыт листовым червонным золотом, как и большинство киотов. Золото и серебро окладов прекрасных икон, такие же священные служебные предметы, дорогое церковное одеяние, сочная роспись сводов храма, дорогие мраморные, гранитные и лабрадоритовые памятники и склепы в ограде церкви, где нашли последний приют наиболее уважаемые члены армянского общества, привлекали сюда не только армян.33
Ставропольская армянская церковь играла значительную организующую роль в общине, поддерживала национальные традиции, обычаи, устраивала базары, сборы от которых шли на благотворительные цели и обучение армянских детей. Не менее важной областью деятельности церкви является организация и осуществление погребального обряда. С самого появления армянской общины на окраине Ставрополя (ныне Октябрьский район) было открыто армянское кладбище. Оно занимало большую площадь, памятники на кладбище в большинстве своем были изготовлены из мрамора. С установлением советской власти кладбище было закрыто, после чего началось его уничтожение. Небольшая часть оставшихся мраморных памятников в 1960-е годы была свезена на территорию Даниловского кладбища.
В первые годы новой атеистической власти армянская церковь г. Ставрополя была закрыта, все имущество властями было реквизировано, могилы при церкви разграблены. Сама же церковь была превращена в склад и в 1967 году, по решению партийных органов, снесена. На ее месте было построено здание Октябрьского райкома КПСС и районного исполкома. Так печально завершилось существование красивейшего архитектурного памятника, главного армянского культового сооружения края. Закрытие церкви привело к распаду и армянской общины.
Арцахское движение, приток в город беженцев из Азербайджана, системные изменения в стране привели к активизации национальной жизни, что нашло воплощение в организации культурного общества «Эребуни». Последнее, после длительных переговоров с краевой и городской администрацией, получило разрешение на строительство церкви у основания Крепостной горы, неподалеку от ранее разрушенной армянской церкви. Для строительства храма был создан специальный штаб. Вначале решено было возвести часовню. Основные обязательства по ее строительству взял на себя известный в городе предприниматель А.Ф. Арустамян.
Весной 1998 года были начаты подготовительные работы, расчищена площадка под строительство. Это вызвало протест у части казачества, которое установило на месте строительства армянской церкви свой пикет. Вследствие этого городские власти выделили участок по улице Войтика. После санитарной очистки выделенной территории началось возведение часовни, названной именем Святой Магдалины. 1 января 2000 года впервые раздался звон колокола. В присутствии множества прихожан произошло освящение часовни и проведена святая Литургия священнослужителями Армянской Апостольской церкви.34
К этому необходимо добавить, что, как сообщает «Armenpress» от 27 ноября 2009 г., в Ставрополе вновь строится церковь Сурб Григор Лусаворич на месте разрушенной в 1967 году: «На днях в Ставрополе состоялась церемония освящения креста и колоколов церкви Сурб Григор Лусаворич, которую провел глава армянской епархии ААЦ на юге России, епископ Мовсес Мовсисян. Как сообщили Арменпресс в армянской епархии Южной России, в заключение епископ благословил и поздравил с этим событием всех прихожан. «В 1967 г. была разрушена церковь Св. Григора Лусаворича в Ставрополе и сегодня, спустя 42 года, мы заново ее отстраиваем благодаря вашей любви и вере», - сказал глава епархии. Отметим, что церковь восстанавливается, в основном, благодаря пожертвованиям благотворителей Жирика Мхояна и Ашота Арустамяна».35
Подводя итог, хотелось бы сообщить, что на 2012 год в Ставропольском крае функционировали 8 армянских церквей и часовен (еще две строятся). Это церкви Сурб Арутюн и Сурб Хач в городе Буденновске, также церковь Сурб Геворг в городе Георгиевске и церковь Сурб Рипсиме в городе Ессентуки, церкви Сурб Вардан Мамиконян (в Кисловодске), Сурб Саркис (в Пятигорске); кроме того, церковь Сурб Григор Лусаворич и часовня Сурб Мариам Магдагенаци в Ставрополе и церкви Христа Спасителя (строящаяся) в Суворовской и Сурб Аствацацин в Эдиссии.36
3. Культовые сооружения мусульман в Ставропольском крае
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ
Северный Кавказ – регион полиэтнический и поликонфессиональный. Здесь проживает более 50 народностей, отличающихся друг от друга не только языком, но и культурой, менталитетом. Этническое разнообразие наличествует при существовании здесь всех мировых религий. Большинство этнического населения проживает в семи национальных республиках, в которых, кроме Республики Северная Осетия-Алания, доминирует ислам.37
Проникновение ислама на Северный Кавказ связано с завоеванием арабами в VII веке территории Дагестана. На захваченных землях завоеватели стали насаждать ислам частью силой оружия, частью мирными средствами (например, снижая налоги для мусульман). Была широко развернута миссионерская деятельность среди горцев, однако процесс исламизации Дагестана происходил с большими затруднениями (значительная часть населения, особенно в горах оставалась приверженцами прежних верований вплоть до конца XV века). Таким образом, процесс исламизации Дагестана растянулся на 900 лет.38
Появление первых мусульманских мечетей также связано с Дагестаном. Самая древняя мечеть «Джума», построенная в Дербенте, относится к VIII веку.39
В Чечню и Ингушетию ислам проник позже. Арабские вооруженные отряды сюда не дошли. Путь на север им преграждали дагестанцы. Миссионеры же длительное время здесь не имели почти никакого успеха. Основная причина этого заключалась в том, что в Чечне и Ингушетии дольше, чем в Дагестане, сохранялись патриархально-родовые отношения, в то время как ислам является идеологией классового общества. Он порожден условиями феодализма и лучше всего служит классу феодалов, т.к. идеология покорности, пронизывающая все мусульманское вероучение, помогает им держать в повиновении зависимые слои населения. Поэтому в Дагестане, народы которого раньше вступили на путь феодализма, ислам закрепился раньше. Население Чечни и Ингушетии, напротив вплоть до конца XVII – начала XVIII вв. придерживалось древних языческих верований. Здесь процесс исламизации был весьма длительным. К одним племенам горцев ислам проник раньше, к другим – позже. На равнине ислам утвердился быстрее, чем в горах, где еще долго сохранялись древние верования и пережитки христианства, некогда широко распространенного здесь.40
Проникновение ислама на Северный Кавказ шло не только с юга. В нижнем Поволжье располагалась Золотая Орда, в которой с XIII века стал распространяться ислам. В числе племен, входивших в состав Золотой Орды и принявших ислам, были и предки нынешних ногайцев. Уже в XVI – XVII веках ногайцы считались мусульманами. Фактически они были одними из первых народов Северного Кавказа, принявшими ислам, хотя и были длительное время равнодушны к вопросам мусульманской веры. Тем не менее, соприкасаясь с другими народами Северного Кавказа, ногайцы не могли не познакомить последних с исламом. Первыми ислам воспринимала знать, а потом остальной народ. По мнению исследователя В.А. Кузнецова, мусульманская религия получила значительное распространение с XIV века именно благодаря включению большей части Северного Кавказа в улус Джучи – Золотую Орду. Как считают некоторые исследователи, крупнейшим исламским экономическим и культурным центром Предкавказья в XIV веке стал город Маджар со смешанным тюрко-монгольским и аланским населением.41
В XV – XVI веках Османская империя, возвысившись на обломках Византии, превратилась в могущественную державу. Турецкий султан был объявлен халифом всех мусульман-суннитов. В этот исторический период турецкие султаны и их вассалы – крымские ханы начали свой натиск на Северный Кавказ. Политическая и племенная раздробленность, междоусобицы и вражда между отдельными князьями, а также экономическая слабость мешали горским народам Северного Кавказа объединить свои силы для организованного отпора.
Стремясь закрепить свое влияние в Адыгее, Кабарде и Черкессии, завоеватели насаждали ислам. Часть горских феодалов и зависимое от них население приняли ислам добровольно, часть – под давлением завоевателей.
Таким образом, на Восточном Кавказе распространение ислама было связано с завоеваниями арабов, а на Северо-Западном Кавказе с захватнической политикой Османской империи. Другими словами, можно сказать, что мусульманская религия была занесена на Кавказ извне. Только ногайцы переселились сюда после распада Золотой Орды уже мусульманами. Есть еще одна группа населения, которая пришла на Северный Кавказ, исповедуя ислам. Это ставропольские туркмены. На Северном Кавказе они появились в сере. XVII века. Теснимые хивинскими ханами, которые сгоняли их с плодородных земель, туркмены были вынуждены покинуть родные места и кочевать в поисках лучшей жизни.
Через Мангышлак они попали в Астраханские степи, а в 1653 г. к берегам Маныча и Кумы. Здесь они первоначально кочевали по следам калмыков, затем оттеснили их за Маныч и поднялись по течению рек Кумы и Калауса. В 1854 г. в Летней Ставке на Ставрополье было организовано для туркмен приставство, подчинявшееся губернатору.42
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы добавить, что народы российского Кавказа придерживаются следующих направлений ислама:
— мусульмане-сунниты ханафитского толка: абазины (мусульмане с XVII—XVIII вв., 33 000 чел. — 1989 г.), адыгейцы (адыги, мусульмане с XVI—XIX вв., 130 000 чел. — 1989 г.), балкарцы (мусульмане с XVIII в., 78 000 чел. — 1989 г.), кабардинцы (мусульмане с XVII в., 390 000 чел. — 1989), карачаевцы (мусульмане с XVIII в., 150 000 чел. — 1989 г.), черкесы (мусульмане с XVIII в., 50 000 чел. — 1989 г.), и другие;
— мусульмане-сунниты шафиитского толка: (в основном народы Дагестана) — аварцы (мусульмане с XV в., 545 000 чел. — 1989 г.), андо-цезские народы (мусульмане с XV—XVIII вв., 60 000—1989 г.), даргинцы (в том числе кубачинцы и кайтагцы, мусульмане с XIV в., 355 000 чел. — 1989 г.), кумыки (мусульмане с XII в., сыграли заметную роль в истории ислама среди народов Дагестана, 277 000 чел. — 1989 г.), лакцы (одни из первых мусульман Дагестана — приняли ислам в IX в., 106 000 чел. — 1989 г.), лезгины, агулы, рутульцы, табасаранцы, цахуры (мусульмане с XI в., всего около 400 000—1989 г.), а также чеченцы (мусульмане с XVI—XVII вв., 900 000 чел. — 1989 г.), ингуши (у них ислам окончательно утвердился лишь в сер. XIX в., 215 000 чел. — 1989 г.), и другие народы.43
3.2. Мечети на Ставрополье: черты мусульманской культуры
Характерным и узнаваемым проявлением исламской культуры являются мусульманские храмы – мечети. По-арабски мечеть называется «масджид» - «место простирания ниц». В мечети, помимо основного молельного зала есть помещение для занятий и обучения детей. Снаружи обычно находится двор с местом для ритуального омовения. Некоторые мечети увенчаны эмблемами ислама в виде полумесяца и звезды. Звезда не имеет религиозного значения, но является символом этой религии, ведь летоисчисление в мусульманстве ведется по лунному календарю, а звезда, согласно Корану, была одним из знамений Аллаха.