Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.
Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Православные храмы,
католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6
1.1. Основание города Ставрополя
в региональной историографии………………………………………….….………6
1.2. Основание и развитие Кавказской епархии,
ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9
1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного
как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11
1.4.Никольская церковь в Кисловодске
и Римско-католическая церковь в Пятигорске
как уникальные культовые сооружения,
имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16
2. Армянская Апостольская церковь
в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20
2.1. Возникновение армянской церковной общины
на Ставрополье…….................................................................................................20
2.2. Армянская церковь Святого Григория
Просветителя в Ставрополе:
национальный духовный центр общины……………….………………………26
3. Культовые сооружения мусульман
в Ставропольском крае…………………………………………………….………31
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31
3.2. Мечети на Ставрополье:
черты мусульманской культуры…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Церковные и культовые постройки Ставрополья.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Почти у каждой мечети есть высокая башня – минарет. Пять раз в день с минарета звучит по-арабски призыв к молитве – азан. Нередко его произносит в громкоговоритель муэдзин (человек, призывающий к молитве).

Главной частью мечети является большой прямоугольный зал. Его стены либо пусты, либо украшены изразцами (расписной плиткой), икон и статуй нет. Как известно, исламская религия наложила запрет на изображение человека и животных, из-за боязни идолопоклонства. Не случайно в одном из комментариев к Корану говорится: «Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени». Далее звучит собственно запрет: «Берегитесь изображать Аллаха или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы»44

По всей видимости, этот запрет сформулирован не ранее IX-X вв. Этим объясняется, что исламские культовые здания, как правило, украшены прекрасной резьбой, геометрическим и растительным орнаментом, но нигде нет изображений бога или человека.

Нужно сказать, что в стене каждой мечети есть небольшая ниша – михраб, которая указывает направление на Мекку. Иногда стены мечети изнутри украшают мозаикой, выложенной в виде орнамента, однако это редкое явление.

Что касается мечетей на Ставрополье, то нужно отметить, что, как сообщает журналист А. Чаблин  в своей статье «Ставропольское безмечетье» от 01.11.2012. в крае наблюдается недостаток мечетей: «Сколько мусульман на Ставрополье? Авторы религиоведческого проекта «АРЕНА. Атлас российских религий и национальностей» оценили численность мусульман в Ставропольском крае примерно в 60 тыс. человек. Есть цифры и иного порядка: например, муфтий края Мухаммад Рахимов еще два года назад в интервью информагентству «Кавказский узел» оценивал численность мусульман в регионе в полмиллиона человек.

Между тем, вопрос относительно количества мусульман в крае представляет вовсе не праздный интерес. Это сугубо практическая проблема. Речь о строительстве мечетей – основного атрибута исламской веры, коих на Ставрополье сегодня остро не хватает.

Самый болезненный вопрос – причем как для мусульманской уммы, так и православной общины – это строительство мечети в Ставрополе. Здание мечети в городе имеется, оно расположено на улице Морозова, и ныне в нем находится музей художника Павла Гречишкина (филиал краеведческого музея)».45

Ставропольская мечеть была построена в 1915 году, архитектором здания был Г.П. Кусков (прил. 5). После завершения постройки и окончания штукатурных работ предполагалось сделать художественную роспись внутреннего убранства мечети. Художники должны были нанести на стены тексты из Корана, изобразить птиц и зверей. Замысел архитектора Г.П. Кускова остался на чертежах. Начавшаяся первая мировая война прервала строительство.

Здание мечети использовалось для разных хозяйственных целей. С 1943 по 1978 гг. в нем размещался Государственный архив Ставропольского края. В 1978 году здание было передано краевому Совету Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. С 1985 года в мечети, как уже говорилось, расположен музей Павла Гречишкина.46 (прил. 6).

          Далее Антон Чаблин в своей статье «Ставропольское безмечетье» пишет о том, что «городская умма несколько раз поднимала вопрос о передаче здания мечети под богослужения, однако от чиновников следовал категоричный ответ: «Нет!». Во многом это было продиктовано и позицией местного казачества, которое активно противостояло идее возвращения мечети. Точку в этом затянувшемся споре еще в конце 2004 года поставил краевой арбитражный суд: по иску Духовного управления мусульман Карачаево-Черкессии и Ставропольского края он оставил здание в оперативном управлении музея. Да и, собственно, крошечная по меркам стремительно растущего Ставрополя мечеть вряд ли решит проблему острейшей нехватки богослужебных помещений для уммы. Сейчас, кстати пятничный намаз и ежегодные религиозные праздники она проводит в частном доме, который снимают в Северо-Западном районе города. В различных поселках и аулах региона для намаза приходится использовать бывшие магазины, склады, клубы, или просто частные дома… Правда, есть и положительные примеры, когда мусульмане, что называется «всем миром» смогли построить мечети. Скажем, Кисловодск – город с огромной общиной (его имам называет цифру в 40 тыс. человек), где постоянно множество приезжих из мусульманских регионов.

Долгие годы многие кисловодские мусульмане были лишены возможности совершать намаз: крошечный, да еще и ветхий до аварийности молельный зал на улице Кольцова не вмещал всех желающих. Два года назад, наконец, на месте молельного зала началось строительство мечети. И не простой, а соборной. В ней будут молельные залы на трех этажах, самый верхний – женский, а цокольный – залы для омовения и медресе. В мечети смогут одномоментно разместиться до полутора тысяч прихожан.

Конечно, проект вызвал протесты «горячих голов» из числа местных казаков: они обещали лечь поперек пути экскаваторов, взять стройплощадку в кольцо… Но все же разум возобладал над бредом, и казаки уступили. Правда, кисловодские сунниты больше препон встретили не в лице идейных фанатиков, а банальных бюрократов. Согласования проекта тянулись до неприличия долго, в итоге запретили строить минарет.

Сейчас все это позади: красивейшее здание уже построено, «всем миром» городская община собирает теперь деньги на внутреннее убранство мечети. Но самое главное – прямо через дорогу находится крупнейший на Кавминводах православный Свято-Никольский собор. Неподалеку краеведческий музей «Крепость» и могила прославленного художника Николая Ярошенко, мемориал «Вечный огонь», камень в память о депортации карачаевцев… В общем, воедино слита вся история города-курорта, многонационального и многобожьего. И место это теперь называют в городе не иначе как «Площадь согласия».47

В заключение, хотелось бы добавить, что в городе Пятигорске  также вплоть до 2003 года мечетей не было вообще. В 2007 году была открыта центральная мечеть Пятигорска, расположенная в Сквозном переулке. 

По словам пятигорского имама, сейчас во время пятничного молебна собирается до 600 верующих, и их численность растет с каждой пятницей. В то время как четыре года назад в пятницу приходило около 20 человек.  
     Пятигорск – город многонациональный и многоконфессиональный. Мусульмане в нем представлены 25-30 национальностями, в основном кавказскими, но не только. Молодежь составляет большинство прихожан мечети. Многие из них являются коренными жителями региона Минвод.48 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основании полученных данных полагаю необходимым прийти к следующим выводам:

В отношении первой главы:

Вопрос об основании города Ставрополя необходимо рассматривать лишь в контексте вопроса об освоении Кавказа, вследствие того, что этот город первоначально был крепостью среди враждебных горских племен, а впоследствии надолго оставался форпостом России на Кавказе. На протяжении ряда войн (русско-турецких – конца XVIII столетия и Кавказской, продолжавшейся почти весь XIX век) город Ставрополь был опорным пунктом русских войск на Кавказской линии и лишь в середине XIX века стал губернским городом – административным центром Ставропольской губернии.

В этот же период учреждается Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе. Одновременно начинается возведение ряда православных церквей, в том числе и Андреевской, впоследствии ставшей кафедральным собором, посвященным апостолу Андрею Первозванному и центром духовной жизни края. Также прослеживается историческая судьба кисловодского Свято-Никольского собора и единственного на Ставрополье католического церковного сооружения в Пятигорске.

В отношении второй главы:

В главе рассматривается возникновение армянской церковной общины на Ставрополье, исторические условия, в которых происходило распространение учения Армянской Апостольской Церкви. Отмечается, что к середине XIX века относится также возникновение армянской церкви Святого Григория Просветителя, которая была возведена в городе Ставрополе на пожертвования армянской общины. Прослеживается историческая судьба этой церкви и других храмов, которые не всегда использовались по своему прямому назначению. Необходимо добавить, что церковь Григория Просветителя была национальным духовным центром армянской общины города Ставрополя, который в настоящее время возрождается, также упоминаются другие церкви армянской общины, существующие на данный момент в Ставропольском крае.

В отношении третьей главы:

Здесь прослеживается эволюция проникновения ислама на Северный Кавказ, вытеснение им других религиозных верований. Рассматриваются исторические условия, в которых протекал данный процесс; отмечаются различные направления ислама, а также горские народы, среди которых они получили распространение. В главе рассматриваются также характерные черты исламской культуры (архитектура и убранство мечетей, художественное искусство, а также символы ислама).

Прослеживается эволюция возведения сооружений храмовых и культовых построек Ставрополья, посвященных исламской религии, а также историческая судьба единственной исламской мечети в городе Ставрополе и в этой связи современная позиция общественного мнения по поводу ее возрождения.

В итоге необходимо отметить, что от современного состояния культурно-исторического наследия на Ставрополье (архитектурным воплощением которого являются церковные и культовые постройки, представляющие собой ценные памятники культуры) зависит удовлетворение этнокультурных потребностей жителей края, межэтнические отношения, диалог религий (поликонфессиональность), развитие национальных культур и социальная стабильность в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

Источники:

1. Авксентьев, А.В. Ислам на Северном Кавказе [Текст] / А.В. Авксентьев. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1973. – 165 с.

2.Беликов, Г.А. Соборы златоглавые [Текст]  / Г.А. Беликов, Б.М. Синельников. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. – 344 с.

3. Боглачев,  С.В. Архитектура старого Пятигорска [Текст] / С.В. Боглачев. – Пятигорск: Снег, 2005. – 392 с.

4. Боглачев С.В. Архитектура старого Кисловодска [Текст]  / С.В. Боглачев, Савенко С.Н. – Пятигорск: Снег, 2006.  – 512 с.

5. Блохин Н.Ф. Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н.Ф. Блохин, Т.И. Блохина.– Ставрополь, 2002. – 208 с.

6. Бронский Е. Храм Святого апостола Андрея Первозванного. Ставропольский кафедральный собор [Текст]  / Е. Бронский, И. Дудко. Под общ. ред. наместника Кафедрального собора игумена Романа Лукина. – Ставрополь: издательский центр Православной Духовной семинарии, 2005. – 17 с.

7. Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет [Текст] / Под ред. проф. В.А. Шаповалова, проф. К.Э. Штайн.- Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2007. – 1344 с.

8. Храм успения Божией матери. К 150-летию со дня основания [Текст] / Отв. ред. протоирей П. Рожков. – Ставрополь: Типография Северо-Кавказского гос. техн. университета, 1999. – 110 с.

 

Литература:

9. Акопян, В.З. Краткий очерк по истории армянских поселений на Юге России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://armeniansite.ru/istoriya armyanskikh-poselenij-na-yuge-rossii.html.

10. Акопян В. Проблемы армян Ставропольского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noravank.am/upload/pdf / 289_ru. pdf.

11. Армянские поселения Кавказа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artaramis.ucoz.com/forum/11-951-3.

12. Арменпресс. Состоялась церемония освящения креста и колоколов церкви Св. Григория Просветителя в Ставрополе [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// armenpress.am/rus/news/581672/.html.

13. Википедия. Список армянских храмов России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://wikipedia.org.

14. Историко-культурный журнал Община. // Минеральные Воды, 2000. № 10. – 54 с.

15.Пятигорская мечеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islamcenter.ru/?item=583.

16. Римско-католическая церковь в Пятигорске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kmvline.ru/arch/b_38.php.

17. Религии на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php.

18. Ставрополь. Собор Андрея Первозванного [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sobory.ru.

19. Свято-Никольский собор в Кисловодске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kmvline.ru/arch_kislovodsk/25.php.

20. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843 – 1920) [Текст]: справочник / сост. В.В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. – 448 с.

21. Церковь св. Григория, просветителя Армении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 2stavropol.ru/oldstavropol/192.

22.Чаблин. А. Ставропольское безмечетье [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.adamalla.com/showthread.php?t=2557&s=7be1bc207e896bbba299faca6151c102.

23.Эволюция религиозных верований у народов Северного Кавказа. Информационный портал Адыги.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adygi.ru/index.php.newsid=1209.

Приложения:

Приложение 1. Ставропольский кафедральный собор св. апостола Андрея Первозванного.

 

Приложение 2. Свято-Никольский собор в Кисловодске.

Приложение 3. Римско-католическая церковь в Пятигорске.

 

 

Приложение 4. Армянская церковь св. Григория Просветителя в Ставрополе.

 

 

Приложение 5. Ставропольская мечеть.

 

 

Приложение 6. Вход в картинную галерею П. Гречишкина.

Информация о работе Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения