Цивилизационная концепция А.Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на типы
Теорию А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были проделаны его предшественниками, Н. Данилевским и О. Шпенглером. Теория Тойнби была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.

Содержание

Содержание
1. Введение
2. Методика исследования – эмпирический анализ
3. Цивилизация – «единица измерения» человеческого бытия
4. Три поколения цивилизаций
5. Обзор обществ
6. Классификация обществ
7. Стадии цикла: генезис, рост, надлом, распад
8. Общественный прогресс и перспективы развития современной
цивилизации
9. Критика концепции
10. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Цивилизационная концепция А.Тойнби.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

Московский  институт электроники и математики (технический университет) 
 
 
 

Реферат

по курсу  “Социальная философия”

на тему “Цивилизационная концепция А. Тойнби” 
 
 
 

                                          Выполнила: студентка группы МЭ-82 Романова Т. П.

                     Проверил: к.ф.н., проф. Мокроусов С.  М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2004

Содержание

  1. Введение
  2. Методика исследования – эмпирический анализ
  3. Цивилизация – «единица измерения» человеческого бытия
  4. Три поколения цивилизаций
  5. Обзор обществ
  6. Классификация обществ
  7. Стадии цикла: генезис, рост, надлом, распад
  8. Общественный прогресс и перспективы развития современной

         цивилизации

  1. Критика концепции
  2. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на типы

Теорию  А. Тойнби можно рассматривать как  кульминацию тех теоретических  разработок, которые были проделаны  его предшественниками, Н. Данилевским  и О. Шпенглером. Теория Тойнби была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.

Методика  исследования – эмпирический анализ

Следует сказать несколько слов о методике его исследования. 
Как пишет сам Тойнби, описывая некоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера, «если германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можно добиться при помощи английского эмпиризма»1.

На протяжении всего основного своего труда  «Постижение Истории», состоящем из 12 томов, Тойнби придерживается своей методики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

Цивилизация – «единица измерения» человеческого бытия

Прежде  чем рассмотреть цивилизационную  концепцию, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация». Исходя из того, что любая страна, политический союз и т. д., должны рассматриваться не сами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к следующим выводам:

  1. Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»2;
  2. Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
  3. Цивилизации сопоставимы друг с другом;
  4. Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
  5. Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.
Три поколения цивилизаций

Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.  
Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.  
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):

  1. Западная христианская
  2. Православная христианская
  3. Исламская
  4. Дальневосточная
  5. Индуистская

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.

Тем не менее Тойнби также глубоко не приемлет и концепцию «единства цивилизации», объясняя ее, как и Шпенглер, гипертрофированным чувством евроцентризма современных историков: «Западные историки ... считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом»3.

Обзор обществ

Тойнби  выявил девятнадцать обществ: западное, православное, иранское и арабское (в настоящее время они входят в исламское), индуистское, дальневосточное, эллинское, минойское, сирийское, китайское (древнекитайское), шумерское, хеттское, вавилонское, андское, мексиканское, юкатанское, майянское и египетское. Рассмотрим более подробно шесть представителей вида – пять живых и один мёртвый, а также две группы реликтов.

Западное  и православное христианские общества. Изучение данных обществ Тойнби начинает с того, что пытается определить какое общество предшествовало христианским. Этим обществом оказывается эллинское, то есть оно является “отеческим” по отношению к рассматриваемым нами.

По мнению ученого есть три фактора, которые  определяют общество. Это - универсальное  государство, универсальная церковь  и движения племен. Все три составляющих присутствуют и в нашем случае.

Итак, проследим  в каких направления развивались  христианские общества. Начало у них одно и то же - это центр эллинского мира, в Эгейском море. В случае западного христианства, движение шло на северо-запад - от моря к Лотаргинии, а в православном мире оно шло в северо-восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешняя Турция), проходя между Константинополем и Неокесарией. Экспансия западного общества была при этом значительно больше, чем у православного. Утвердившись на территории Западной Европы, западный мир постепенно затем овладел Южной Атлантикой, то есть Латинской Америкой. Так же и православное христианство общество, перевалив через Кавказский хребет, достигло Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь, на которую оно могло распространить свое влияние, но из-за медлительности православных, их экспансия прекратилась, так как в это время на арену вышли ислам и иудаизм. Первый распространился среди белых болгар на Средней Волге, а второй - среди хазар, живших между нижней Волгой и Доном.

Затем православное христианство сделало  попытку двинуться на северо-запад и охватило Балканы, готовясь к прыжку в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в конкуренции с западным, которое начало действовать раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. После некоторой позиционной войны двух обществ между ними к X-XI векам окончательно определилась граница, причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в западное общество. Были попытки у православия двигаться в направлении греческой морской экспансии в Южную Италию, где оно принялось старательно отвоевывать себе место среди мусульманских и западно-христианских общин. Однако в XI веке оно было откинуто под натиском норманнов, которые отвоевали этот форпост для западного христианства. Большего успеха православный мир достиг обосновавшись на Руси и двигаясь затем по лесам Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана, а затем - до Тихого океана, распространил свое влияние на всем протяжении от Великой степи до Дальнего Востока.

Итак, эллинское  общество стало “отцом” двух “сыновей”. Из одной куколки - католической церкви - образовалось два самостоятельных организма: римская католическая церковь и православная церковь. После серии из нескольких кризисов в отношении последних, в 1054 году окончательно образовалось два новых общества - западное и православное. Католическая церковь функционировала под началом римской иерархии, тогда как православная церковь стала государственным институтом, сначала в восстановленной Римской империи и позже в государствах, принявших православие. Одним только этим показано сколь сильно отличались два “сына” одного “отца” и почему их по праву относят к совершенно разным обществам.

Иранское  и арабское общество. Данные общества имеют своей основой ислам. Здесь также легко обнаруживается наличие универсального государства, универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не вполне тождественных тем, что были в случае западного и православного обществ, но во многом схожих. Здесь универсальное государство - Багдадский халифат, универсальная церковь - ислам. Движения племен - движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских гор, арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат к моменту его падения.

Зародилось  исламское общество на территории азиатского плоскогорья, между Мраморным морем и дельтой Ганга. К концу XIII века образовались почти все государства современного исламского мира. Разделяется ислам на шиитов и суннитов. Занимая территорию Персии с форпостами в Закавказье, Ираке, Газе, Индии и Йемене. Шиитский выступ разделяет зону распространения суннизма на две части: к востоку - сунниты Центральной Азии и Индии, к западу - сунниты бывших территорий Оттоманской империи. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу. Нетрудно провести параллель с западным обществом и православным христианством. Сравнивая две группы сыновних обществ между собою, можно заметить, что исламское общество, появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с православным, а исламское же общество, появившееся в персо-турецкой или иранской зоне, имеет некоторые сходные черты с западным обществом. Также можно заметить, что экспансия арабского ислама  в пределы иранской зоны в XVI веке сопоставима с походами западного христианства против православия (так называемые крестовые походы). Разница заключается в том, что в 1517 году халифат Аббасидов (фактически тот самый Багдадский халифат) был уничтожен оттоманскими турками, а вместе с ним и арабский ислам. Но все-таки Тойнби фиксирует оба общества, как отдельные - и арабское, и иранское.

Информация о работе Цивилизационная концепция А.Тойнби