Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:14, контрольная работа
Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на типы
Теорию А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были проделаны его предшественниками, Н. Данилевским и О. Шпенглером. Теория Тойнби была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.
Содержание
1. Введение
2. Методика исследования – эмпирический анализ
3. Цивилизация – «единица измерения» человеческого бытия
4. Три поколения цивилизаций
5. Обзор обществ
6. Классификация обществ
7. Стадии цикла: генезис, рост, надлом, распад
8. Общественный прогресс и перспективы развития современной
цивилизации
9. Критика концепции
10. Заключение
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной пассивности до крайних форм активности... По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям»13.
Разложение
общества сопровождается полным распадом
правящей верхушки и появлением нового
творческого меньшинства, вышедшего из
пролетариата. Именно это меньшинство
способно образовать новую цивилизацию.
Единственный положительный выход - «преображение»,
то есть создание пролетариатом новой
религии, опирающейся на принципиально
иную систему ценностей, нежели разлагающаяся
цивилизация. Созданная пролетариатом
вселенская церковь является той «куколкой»,
из которой и возникнет в будущем новая
цивилизация.
Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации
Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства всемирной истории. Поэтому вполне естественно, что те концепции, которые так или иначе признают какие-либо общие черты в развитии отдельных стран и народов, допускают наличие и определённой направленности общественного развития. А. Тойнби ограничивает прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.
В определении
содержания прогресса имеет значение
точка отсчёта всемирной
Современный этап развития поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Абсолютизация рыночной экономики в сегодняшней России привела на практике к погоне за прибылью как самоцели и в итоге к игнорированию её национальных интересов, расширению сферы криминального капитала, деградации нравственности. Место России в мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придёт осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских традициях и ценностях. Вся история России свидетельствует о том, что сохранение основ российской цивилизации – православия и государственности – возможно в её союзе с исторически близкими ей народами и государствами.
В заключение,
хотелось бы более подробно рассмотреть
критику цивилизационной
Один
из наиболее основательных разборов
работы А. Тойнби (как впрочем, и его предшественников-
Возражений П. Сорокина против цивилизационной
теории А. Тойнби достаточно много. Выделим
некоторые наиболее принципиальные из
них.
1. Из тысяч или десятков тысяч социокультурных
образований доцивилизационного уровня,
существовавших в истории человечества,
лишь очень немногие выработали исторически
самостоятельные формы цивилизации, а
все остальные были поглощены расширяющимися
цивилизациями.
2. Цивилизации не обязательно основываются
на какой-либо Большой идее, которая в
них формулируется, развивается и реализуется.
Они могут не представлять собой логично
построенную или эстетически целостную
систему. Напротив, они заключают в себе
крайние противоречия, приводящие к конфликтам,
диалектическим процессам, что и получает
выражение в их исторической динамике.
И, кроме того, жизненный путь цивилизации
может вовсе не состоять из трех циклов,
предложенных Тойнби, Данилевским и Шпенглером:
рождение, развитие, распад, что по мнению
Сорокина чрезмерно общая модель.
3. Помимо этого П. Сорокин называет большой
ошибкой цивилизационной теории Тойнби
(и Данилевского, и Шпенглера) смешение
«культурных систем» с социальными системами.
К последним Соркин наиболее склоняется
при собственном определении цивилизации,
хотя сами цивилизационщики говорят скорее
о первом. Это смешение заключается в том,
что название «цивилизация» дается существенно
различным группам и их общим культурам.
В ответ на эти возражения П. Сорокина
Д. Уилкинсон в своей работе «П. Сорокин
против цивилизационной теории А. Тойнби»,
отмечая, однако, что, хотя П. Сорокин подвергал
концепцию Тойнби основательной критике,
рассматривая выделяемые ученым единицы
анализа как ошибочные, тем не менее, твердо
поддерживал многие его положения.
Ниже мы приведем соображения Уилкинсона
по поводу критики П. Сорокина.
Д. Уилкинсон пишет, что хотя каждая цивилизация
представляет собой казуально детерминированную
систему, эта детерминация не обязательно
сводится к «смысловой системе». Степень
ее «осмысленности» может возрастать
или уменьшаться.
Цивилизации представляют собой реальность,
отличающуюся от ее частей, и эти части
взаимосвязаны. Они зависят от целого
и сами оказывают на него воздействие.
Они сохраняют свою самобытность, несмотря
на все изменения своих частей. Они имеют
внутреннюю морфологическую структуру.
Они эволюционируют в силу эндогенных
источников до тех пор, пока не попадают
под влияние других цивилизаций.
Претерпевая постоянные изменения, цивилизации
вместе с тем подвержены циклическим ритмам,
определенным тенденциям. Изучение циклических
закономерностей или динамических универсалий
- важная задача цивилизационной теории.
Фазы эволюции и конечные этапы, через
которые проходят цивилизации имеют много
сходного.
В рамках цивилизаций чередуются национально-государственные
образования с универсальными государствами.
Другой социолог, откликнувшийся на критику
П. Сорокина, О. Андерле, отмечает в своей
работе «Возражения П. Сорокину», что сам
критик стал одним из наиболее влиятельных
сторонников цивилизационного подхода.
Он пишет, что в этом новом типе исследований
культуры предметом является не столько
цивилизация как таковая, а скорее цивилизации,
а целью исследований является не выяснение
того, что происходило, т.е. описание фактов,
а как это происходило, т.е. определение
законов, управляющих процессами.
Выдвинутые П. Сорокиным критические положения
заставили многих цивилизационщиков (включая
самого А. Тойнби) более строго определить
теоретические основания цивилизационного
подхода в результате чего эта теория
все больше стала «уходить» из сферы философии
истории и философии культуры в область
исторической социологии, общей культурологии,
социокультурной истории и компаравистики.
Вот, например, что пишет по этому поводу
ученый У. Макнейл в своем опусе «Замысел
А. Тойнби».
Идеи, выдвинутые в работе А. Тойнби, произвели
огромное впечатление на широкую публику,
что само по себе стало событием в интеллектуальной
истории нашего времени. Но вместе с тем
его работа стала серьезным вызовом академическому
сообществу и профессиональным историкам.
Этот вызов имеет две стороны. Во-первых,
он смело пересек условные границы между
дисциплинами в сфере истории. А вторая
сторона брошенного нам вызова со стороны
А. Тойнби заключается в прорыве привычных
границ истории уже не в горизонтальном,
а в вертикальном направлении. Здесь имеется
в виду то, что А. Тойнби связал свое изучение
истории с конечными философскими и теологическими
проблемами: каковы судьбы человечества?
Какие законы действуют в человеческом
обществе? Какую роль Бог играет в человеческих
делах? Тогда как профессиональные историки
склонны избегать этих великих загадок
человеческого бытия.
По словам другого исследователя А. Тойнби,
М. Перри, его концепция предстала странным
образом неуместной для XX века. В то время
как ученые, работающие в разных научных
дисциплинах, выкраивали все более узкие
сферы специализации, Тойнби предпочел
создание всеобщей истории. В век интеллектуальной
фрагментации он выдвинул концепцию, утверждающую
наличие всеобъемлющего смысла за рамками
исторических фактов. В эпоху стремлений
к знаниям, отвечающим стандартам науки,
для Тойнби большая часть истории раскрывается
через поэзию и творчество. В век светского
мировоззрения он увидел в религии основную
жизненную цель и предмет существенных
интересов историка. Такие взгляды неизбежно
вызвали поток критики в его адрес.
Далее М. Перри выступает с собственной
критикой в адрес концепции А. Тойнби.
Ниже мы приведем основные пункты этой
критики.
1. А. Тойнби предстает как противник либерально-рационалистической
традиции. Он предвещал и приветствовал
упадок Запада, начало которому положил
Ренессанс. По словам Г. Тревора-Роупера,
«для А.Тойнби ненавистно все, что говорит
о совбоде человеческого разума и человеческого
духа», и в своем учении «мессианского
пораженчества» он подхватывает свидетельства
надвигающегося крушения западной цивилизации
как носительницы такого духа. Подобное
обвинение в неприятии либерализма и рационализма
ему предъявляет С. Поллард.
2. А. Тойнби усматривает спасение западной
цивилизации только в возвращении к христианским
ценностям, что предстает, по мнению П.
Гейля, как неосуществимое и неудовлетворительное
решение.
3. А. Тойнби утверждает пессимистичный
и пораженческий взгляд на жизненный путь
цивилизаций, демонстрируя историю их
гибели и показывая, что ни одна из них
не могла избежать исхода циклического
процесса.
4. Надежды А. Тойнби на гармонизацию отношений
между мировыми религиями в процессе соучастия
в установлении устойчивого мира не имеют
основания, так как существующие между
ними различия затмевают их стремления
к достижению высшей реальности.
М. Перри частично согласен с критиками
А. Тойнби в том, что тот недооценивал огромность
достижений современного запада в защите
индивидуальных свобод, утверждении правовой
системы, изучении природы и выработке
новых подходов к ней. И хотя религия несомненно
является полезным общественным институтом,
она не может стать достаточным мировоззрением
для современного человека.
Однако
М. Перри расходится с резкими
негативными оценками А. Тойнби, полагая,
что английский историк стремился
разрешить фундаментальную
Он искал
пути к воссоединению светского
рационализма с духовными ценностями,
формируемыми религией.
Большинство авторов признают его выдающиеся
достижения в плане общей концепции мировой
истории, в выделении цивилизации как
особого и самозначимого начала в крупномасштабном
устроении общества, в признании плюрализма
мировой истории и роли изучения динамики
различных обществ.
Многие авторы работ об А. Тойнби раскрывают
глубокие внутренние изменения в сасосознании
ученого, отразившиеся и в его понимании
мировой истории. Как нередко отмечается,
важными источниками, на которые опирался
А. Тойнби, были Библия, труды Блаженного
Августина, работа Э. Гиббона «История
упадка и падения Римской империи», постоянно
сопоставлявшего процесс крушения Рима
с политическими реалиями современной
Европы. В объяснении жизненного цикла
цивилизаций он во многом опирался на
идеи А. Бергсона о «творческой эволюции»
и «жизненном порыве», определяющие самодвижение
общества, о религии и морали как двух
основах этой эволюции. Эти факторы и стали
определяющими в его концепции цивилизации
– к умалению влияния роли хозяйственной
деятельности или государства в плодотворном
развитии общества.
Заключение
Концепция Тойнби, поражавшая как грандиозностью замысла, так и непоследовательностью его исполнения весьма неоднозначно воспринималась как на Западе, так и в нашей стране. У нас Тойнби было принято ругать как "представителя буржуазной истории и социологии, стремящегося переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе лжетеории круговорота локальных цивилизаций, опровергнутой марксистским учением". Западные историки не могли простить Тойнби недостаточную строгость изложения, столь свойственную его труду, а также мнимую претензию на универсальность. Однако без вдумчивого анализа «Постижения Истории» Тойнби духовная картина XX века не может быть понята. Его философия истории не является безупречной и - тем более - пророческой: Тойнби всего лишь; показал, что истории открыта для постижения и что человечество способно дать достойный Ответ на Вызов мироздания.
От себя хочу заметить, что «Постижение истории», безусловно, очень интересная и уникальная работа: здесь содержится исторический материал практически с IV тысячелетия до нашей эры до 30-х годов XX века нашей эры. Но на изучение этого труда, состоящем из 12 томов, нужно много времени. Конечно, в данном реферате, я не смогла передать весь смысл рассуждений Тойнби. При чтении «Постижения» появляется всё больше моментов, с которыми хочется иногда соглашаться, иногда, наоборот, спорить.
Для того, чтобы понять Тойнби, важно помнить что он - мыслитель религиозный. А для религиозного, христианского сознания, источником истины может быть как Разум, так и Откровение, наилучшим же является сочетание двух этих первоначал Истины. Именно поэтому в творчестве Тойнби причудливым образом переплелись методы строгого научного познания и элементы рационалистического интуитивизма. История есть дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества, и в этом смысле она является венцом божественного Откровения. Присутствие Откровения в истории внушает христианскому мыслителю некоторый оптимизм: история не лишена смысла, и человек должен только постичь его.
А. Тойнби. Постижение истории: Источник
http://www.malaspina.com/site/