Человеческая миграция и маргинальный человек: проблемы и неизбежность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Естественным, закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества, является миграция населения. Под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

Содержание

1)Введение
2)Миграция населения:
А) Причины миграции
Б) Эпизодические миграции
В) Маятниковые миграции
Г) Сезонные миграции
Д) Безвозвратный вид (или переселение)
3) Социальная мобильность или влияние миграций на развитие общества:
А) Горизонтальная социальная мобильность
Б) Вертикальная социальная мобильность
4) Понятие о маргинальности:
А) Биологическая маргинальность
Б)Социальная маргинальность
В)Культурная маргиальность
5) Примеры маргинальности и маргинальное общество в наши дни.
6) Вывод
7) Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция населения и её маргинальность.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА

            имени адмирала С.О.МАКАРОВА

 

кафедра истории и культуры

 

 

аттестационная  работа по культурологии

 

 

            «________________________________________________________________»

ТЕМА

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

вЫПОЛНИЛ 

 

курсант «______» гр.   СВФ

 

____________________________________

ФИО

проверил доцент

каф.истории    и      культуры

Е.СЕЛИВАНОВА

 

 

Санкт – Петербург

2013

 

 

Человеческая  миграция

и маргинальный человек: проблемы и неизбежность.

1)Введение

2)Миграция населения:

      А) Причины миграции

     Б) Эпизодические миграции

        В) Маятниковые миграции

        Г) Сезонные миграции

        Д) Безвозвратный вид (или переселение)

3) Социальная мобильность или

влияние миграций на развитие общества:

       А) Горизонтальная социальная мобильность

    Б) Вертикальная социальная мобильность

4) Понятие о маргинальности:

       А) Биологическая маргинальность

                               Б)Социальная маргинальность

       В)Культурная маргиальность

5) Примеры маргинальности и

маргинальное  общество в наши дни.

6) Вывод

7) Список используемой литературы

 

 

 

 

 

Введение

 

     Естественным, закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества, является миграция населения. Под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

В миграцию включаются такие  пространственные перемещения, совершающиеся  между населенными пунктами, которые  ведут к постоянной или временной  смене места жительства, а также  представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и  сферой труда или учебы. Также, к  миграции относят такой процесс  пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет его к территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую. Миграция населения влечёт за собой прямую зависимость социальной мобильности населения, а также его маргинальности. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно, что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров.

 

 
Миграция населения

В динамике общественного  развития особое место принадлежит  миграционным процессам. Миграция в переводе с латинского обозначает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население». Следует признать, что перемещение и переселение это не одно и то же. Благодаря этому различию данных понятий стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. 
  В узком смысле слова миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е в буквальном смысле слова это действие означает переселение. Миграция — это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). 
  В основе миграционных процессов лежат причины экономического, социального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер. 
    

Эпизодические миграции

   Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных — и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные, но, к сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристические поездки, объем которых постоянно растет.

 
 Маятниковые миграции

     Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от места жительства до места работы и обратно, расположенного в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвуют во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах осуществляется маятниковая миграция в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. 
  

Сезонные миграции

     Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. 
  

Безвозвратный вид  миграции (или переселение)

     Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этиологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе — возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места. 
    

Социальная мобильность

или влияние миграций на развитие общества

 
      Миграция населения — это общественное явление. Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений. Миграция населения способствует изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и социальным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Социальные изменения характеризуются в первую очередь социальными процессами - последовательными сменами состояний общества или его различных систем. Процесс выступает как движение во времени ряда событий, субъектами которых являются люди и различные формы их объединения. К основным социальным процессам относится социальная мобильность. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой     деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

 

                              Горизонтальная социальная мобильность

 По Сорокину П.А. существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью (перемещением) подразумевается переход индивида, общности людей или социального объекта из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же уровне, то есть без изменения основных характеристик социального статуса. При этом он приводит следующие примеры: “Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую  религиозную группу, из одного гражданство в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некого места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

                   Вертикальная социальна мобильность

     Под вертикальной социальной мобильностью  Сорокин П.А. понимает перемещение индивида, социальной группы или объекта с изменением объема прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества, то есть с изменением основных характеристик своего социального статуса. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. Сорокин П.А. отмечает, что “в соответствии с природой социальной стратификации есть нисходящие и восходящие  течение экономической, политической  и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт, или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящие течения так же имеют две формы:Первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал.

Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае “падение” напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

 

 

Понятие о маргинальности

    

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю)-пограничное состояние индивида, социальной общности или социального объекта при осуществлении социальной мобильности, когда перемещение состоялось, а окончательной организации и институализации возникших новых отношений еще не произошло или не происходит вообще. Маргинальный человек обладает такими свойствами, как эмерджентность, транзитность, полиморфность, толерантность, лабильность, предрасположенность к энергичному восприятию, усвоению, к творческой переработке «чужих» культурных ценностей, готовность поделиться «своими», «культурная гибридность», бикультурализм.

Это человек на рубеже двух культур, нередко конфликтующих  между собой, и двух обществ, которые  никогда полностью не совпадут. Он является продуктом естественного культурного процесса – расширяющегося взаимодействия культур.

Необходимо отметить, что  маргинальность неразрывно связана с процессом миграции. Человек определенной культуры вынужден осваивать иные по отношению к нему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

 

Биологическая маргинальность

 

Биологическая маргинальность связана с изменением параметров и физических возможностей тела в подростковом возрасте. Повышенная эмоциональность, гиперсексуальность вызывают появление новых потребностей и новых поведенческих стандартов (6). При этом происходит процесс утраты и нового обретения параметров собственной физической целостности. Именно поэтому подростковый возраст обнаруживает повышенный интерес к физической стороне человеческого существования. Неспособность личности идентифицировать себя со своим телом имеет глубокие социальные последствия, которые связаны с частичной или полной потерей контроля над собой. Кризис ставит под сомнение как способность собственного «Я», так и систему ценностей, которой человек следовал ранее.

 

 

Социальная маргинальность

 

Социальная маргинальность связана с неопределенным статусом молодежи в обществе. Неполнота социального признания обнаруживается не только в правовом ограничении, а в отсутствии у молодых людей многих существенных социальных признаков: профессии, семьи, собственного жилья, авторитета среди взрослых и в результате собственной социальной ниши. Маргинальный комплекс обнаруживается в осознании собственной малозначимости, социальной неполноценности, в необходимости определять себя через значимых других.

 

Культурная маргинальность

Культурная маргинальность находит свое отражение в многообразных форах молодежной субкультуры. Традиционная, общепризнанная культура, в основе которой лежит система ценностей и верований понимается неоднозначно, что приводит к обретению собственных смыслов и ценностей, осознанию собственной уникальности и неповторимости. Внутри каждого молодого человека происходит столкновение ценностей, диалог культур в рамках определенной культурной традиции. Культурная маргинальность фиксирует момент перехода от личности, существующей пока в чужой для нее культуре, к личности, сформировавшей собственную систему ценностей.

 

Примеры маргинальности

и маргинальное общество в наши дни

 Примерами такого рода «стыковых» культур служат иберийская, дунайско-балканская и российская культуры, включающие живые и мертвые культуры многих народов Европы, Азии, Африки и Америки. Эти общности в силу обстоятельств географического и исторического порядка обладают специфическим историческим опытом конвергенции, культурного синтеза. Особенность исторического опыта наро-дов-носителей пограничной культуры заключается в повышенной способности к сосуществованию и взаимообогащению многообразных этносов, религиозных, социальных и иных групп, способности, которая пролагает дорогу к культурному симбиозу. Такая аккумуляция происходит сегодня во всем мире. Мы можем отыскать признаки «маргинальности» трансграничного региона и на границе культур Евросоюза, Канады и США, США и Мексики, а также в России. На сегодняшний день национальная культура России имеет ряд трансграничных регионов: «Карелия» на границе Финляндии и России, «Слобожанщина» между Украиной, Белоруссией и Россией, дальневосточный трансграничный регион на рубежах Китая и России.

Информация о работе Человеческая миграция и маргинальный человек: проблемы и неизбежность