Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Краткое описание

1. Культурология как наука.
2. Развитие представлений о культуре в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
3. Сущность культуры.
4. Строение и динамика культуры.
5. Типология культур.
6. Исторические типы культур.
7. Глобальные проблемы современной культуры.
8. Сущность и типология религии.
9. Национальные религии.
10. Мировые религии.
11. Первобытная культура.
12. Культура Древнего Египта.
13. Культура Месопотамии.
14. Культура Древней Индии.

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia_RASPEChATANO.docx

— 115.07 Кб (Скачать файл)

 

 

19. Культура Византии.

Византия – это восточная  Римская империя. Первоначально  основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В  Византию входили территории: Балканского  п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия  с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта  империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души.   Роль городов.  В 4-5 веках крупнейшими  городами были : Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники  и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь (расположен в пролива Босфор). Уже в 4 в  он стал крупнейшим торгово-ремесленным  центром, его называли « Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его  значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.  Роль церкви. Византия – это государство-империя.  Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению  к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали  глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с  ересями (отклонялись от официального учения). в 9 в Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в произошел раскол церкви, они  стали независимыми ответвлениями  от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство. Период раннего средневековья.    Образование  было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались  Законы Божии, музыка, эстетика, физ  воспитание. В Византии развивается  институт монашества, особенно в 7-9веках. Появляется много религиозной лит-ры жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище.   Наука. В географии – чертили  карты морей, стран, гордов, это для  Запада было непостижимым. Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись  гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской. В  сер 6 в монах Косьма Индикоплов написал  «Христианскую топографию» (форма  земли плоский четырехуг). В 6-7 в  господствовала алхимия в поисках  божественного эликсира (металл в  золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химии_ краски для живописи и тканей, керамики, мозаик , эмалей. В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая  горела на воде, он применялся в осаде  крепостей. Ученый Лев Математик  усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии 9в.    Философия. В 4-5 веке распространен  неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического  учений с философией Платона и  Аристотеля. Представители: Прокл и  Иоанн Филоспон или Грамматик.  Лит-ра. Светские поэты пересказывают  античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам. Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец). Поэмы  о борьбе с врагами – поэма  о Дигенисе Акрите. Животный эпос –  сатирическое изображение господ. Сохранилась  практически только богословская лит-ра: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн  Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны).  Написан  «Мириобиблион» автор- Фотий – это  аннотации к 280 античным и ранневизантийским  пр-ниям с комментариями.   Искусство  и Архитектура.  Задачи Византийского  искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту  человеческого духа. В архитектуре  появляются округлые формы, возникает  ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика. Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св Виталия  в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в.  Рождается иконопись –  она изобр Божественный мир в  образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус). Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи.   Музыка. Гимны – это религиозно-философская  песенная лирика, сочетавшая мистику  с эмоциональным содержанием (Иоанн  Дамаскин).  Период Македонской династии и династии Комников. Пробуждается интерес к классической лит-ре и  философии.   Наука и образование. В 9 в возрождается университет –  это центр светского образования  для всей империи. В 10 в созданы  сборники и энцикллопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные). ~ 975 создана Суда – 30 тыс статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. В 11 в  Михаил Пселла – автор «Хронографии», жизнеописаний императоров.   Лит-ра. Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали  культурное наследие к интересам  господствующей элиты. В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»).    Искусство и архитектура. Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы  становятся меньше, но выше. Купол смотрелся  изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия  Македонянина «Новая церковь». В искусстве 10-11 в господствует пышная декоративность. В 11-12 в церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются  по ней. 11-12 в подъем в искусстве  иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке  золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости.    Музыка  - церковное пение. Эпоха  Палеологов. В 13 в Константинополь  захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности. Крупный  историк – Никита Хониат, автор  труда из 21 книги. География –  Никифор Влеммид , автор «История земли», Всеобщая география». Максим Плануд указал на индийское происхождение  арабской системы цифр «Счетное искусство  по индийскому образцу». Математика –  Николай Артабасд Рабд. Философ 15в- Георгий Гемист Плифон, гуманистическое  мировоззрение. Поздневизантийскую философскую  мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама.   Лит-ра. Представители – Никифор  Григор, Лапиф, Акиндин. Первые итальянские  гуманисты_ Мануил Хрисолор, Плифон и  Виссарион Никейский.   Искусство  и архитектура. Храмы более живописны, пропорции более хрупкие –  церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание  евангельской истории. Цвета более  приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского  собора в Новгороде.

 

20. Культура Древней  Руси (6-13вв.)

12-13 век – время расцвета  летописания местных феодальных  центров. Местные летописцы включали  записи о погоде, о важнейших  событиях, целые художественные  повествования. Киевский летописный  свод 1198., составленный игуменом  Выдубецкого монастыря Моисеем.  Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде  Большое гнездо. Новгородские летописи  –внимание к событиям собственного  города. Галицкая летопись 13 века. Составленная  при Данииле Романовиче – красочное  историческое повествование. выдающимся  памятником лит-ры. «слово о полку  Игореве». Повествует о разгроме  северского князя Игоря Святославовича  половецким ханом Кончаком в  1185.. с нашествием Батыя на Русь  в русскую словесность вошла  новая тема. «слово о погибели  земли Русской».. литература 12-13 века  становится носителем новых качеств  русской духовности. Уделяя много  внимания описанию мужественности  и патриотизма персонажей, она  уже не обходится без характеристики  нравственных черт героев. Во  Владимире, Суздале, Рязани создавались  выдающиеся произведения прикладного  ювелирного искусства в техники  чеканки, гравировки, перегородочной  эмали, произведения все утрачены  во время нашествия. Особенно  интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки  богослужебное песнопение почти  сразу становится на Руси уделом  профессиональных людей. Пишутся  певческие книги. Наиболее ранее  произведение – кондак – торжественное  песнопение, посвященное памяти  безвинно убиенных братьев Бориса  и Глеба. Развивалось светское  пение. На Руси особенно любили  гулять. Скоморохи – первые древнерусские  актеры. Играли на скоморошьих  трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали  фанфары.Эпоха  феодальной раздробленности  стала временем расцвета монументальных  видов искусства: архитектуры,  фресковой живописи, иконописи. Отличительными  чертами новгородской архитектурного  стиля была строгость, скупость  декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра,  автора соборов в Антониеве  и Юрьеве монастырях, церковь  спаса на Ниредице. В каждом  городе имелся центр с административными  зданиями. Они формировались у  церквей и представляли собой  открытые площади для сбора  жителей.Зодчество владимирской  Руси – выдающееся культурное  достояние, ставшее основой для  возрождения после нашествия  татар.1164 – золотые ворота –  памятник русской военной оборонительной  архитектуры.1158 была заложена крупнейшая  постройка новой столицы кн. Андрея  Успенский собор.. княжеская резиденция  – Боголюбовский замок, храм  покрова на Нерли. Венцом творчества  владимирских зодчих и резчиков  по камню были соборы – Рождественский  собор в Суздале, и Георгиевский  собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой  половины 12-23 веках характерно выработка  тенденций русских национальных  форм – ступенчатая ярусность,  «башенность», образование подъема  главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла –  смоленское зодчество. Древнерусская  живопись развивалась в 12-13 веках  по двум направлениям – фрески  и иконопись. Образцы фрескового  искусства до нас не дошли,  т.к. большинство храмов было  сожжено и разрушено. Иконы  сохранились лучше. Икона преобладала  в русском храме над фресками  и мозаикой. Иконостас отделял  прихожан от алтаря, доступ куда  имели только сященослужители.  Икона апостолов Петра и Павла,  Спас Вседержитель. Суздальский  спас Златые власы , ярославский  Спас нерукотворный, и спас  Вседержитель,13 век, свидетельствуют  об отходе от иконописной отвлеченности  и стремлении наметить идеал  земного человека. В золотых власах  спас похож на русичей.. среди  ранних образов архангелов выделяется  икона-жемчужина с изображением  архангела Гавриила, - ангел златые  власа.

 

21.Культура Средневекового  арабского Востока.

 Это первая мусульманская  к-ра. Распространилась от Испании  до Китая. В результате завоевания  в 8 в Арабами этой территории. Ислам оставил след в 5-ти  странах (это третья мировая  культура): В византийской, Индийской,  Африканской, Иранской, Тюркской. Религиозный  центр арабов – Мекка. Центры  к-ры: Дамаск (Сирия), Багдад и Куфа (Месопотамия), Исфахан (Иран), Агра (Индия), Самарканд (ср Азия), Каир (сев  Африка), Кордова (Испания). Специфика  к-ры. Высокий уровень развития  научных знаний и философии  (Багдадский центр арабской науки,  где в 9 веке был посроен  дом мудрости, там переводили  на арабский язык труды ученых  других народов). У индии арабы  заимствовали цифры и понятия  нуля, Они стали основателями  химии и алгебры. Получила развитие  медицина (Ибн Сина или Авиценна  « Канон врачебной науки»). Лит-ра  имела мистический характер, восхваляла  Бога, ее главная цель – таинственное  воссоединение человека с Аллахом,  поэма «Масневи» Руми, Омар Хайам.  Искусство очень специфическое.  Ислам запрещал изображать живых  существ, самые распространенные  орнаменты либо растительные, либо  геометрические (арабески), калиграфия  – искусство красивого письма, центр – гор Куфа. Архитектура.  Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, медресе (ВУЗ), минореты (высокие  башни с которых призывали  на молитву (намаз)), дворцы. Ислам.  Возник в 7 в н.э.ж в Аравии. Основатель – Мухамед, город  – Мекка, книга – Коран (учение).это  учительская религия, религия  строгого монотеизма. Имя бога -  Аллах (всемогущая сила). Символ  – полумесяц. Основа веры в  исламе – вера в единого  бога Аллаха, в его пророка  Мухамеда, Аллах всемогущ. Человек  покорен воле аллаха, он слишком  мал, чтобы знать больше. Еще  одна основа веры – вера  в Бога данность корана, который  считается словом Бога (Архангел  Джабраил явился Мухамеду в  ночь в месяц рамадан). В ислам  много перешло из христианства. 5 столпов основания веры: 1- признание  символа веры (знать слова на  арабском языке «нет бога кроме  аллаха и Мухамед пророк его»), 2 – молитва (все обязаны 5 раз  в день), 3 – пост (в рамадан), 4 –  милостыня (2.5 % дохода раз в  год в пользу нуждающихся), 5 –  паломничество (хадж, человек –  хадж).

 

22.Культура Средневековой  Японии.

Особенности Др Восточных  цивилизаций: 1. Разобщенность. 2. Локальность  процесса развития. 3. Экономика проста, в основе коллективное землепользование, ирригационная система. Земля общинная собственность, которой упрявлял царь или фараон. Политич форма –  деспотизм. Основной труд  - крестьянина  общинника, рабы как слуги, телохранители. 4. Сохранились эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологические формы мышления, речи, культа, ритуала). 5. Изменяется характер взаимодействия общества и природы. Начинается познание природы. Человек сосзнает себя частью по-прежнему, но уже играет роль творца. 6. Сосредоточение населения и экономической  деятельности в городах. 7. Усложнения соц структуры. Из-за появления новых  видов деятельности. Возникновение  чиновничества, ученых, писцов, управляющих  хоз-вом, жрецов – служителей культа и носителей знания. 8. Появление  новых возможностей хранения и передачи информации – письменность. Время  возникновения всех Др Вост цивил 4-3 тыс лет до н.э. (Кроме Японской), гибель – 1-е века н.э.Культура Японии родилась в эпоху Средних веков  на Японских островах. Государственность  формируется к 6в н.э. Ямато. Древние  центры Японской культуы, города-центры: Нара 6-8в, Киото 9-12в, Эдо (Токио) 13-17в.  Специфика Японской культуры. Молодая, много усваивает из других культур, но не утратила самобытности (использовали китайские иероглифы, но система  письма модифицирована – слоговое письмо). Реформатором стал Ку-кай в 9 веке Японцы поэтизируют повседневность. Рождается Экибана (иск-во букетов). Лит-ра появилась в 8 веке, когда Китайскими иероглифами было написано собрание мифов Кодзики. Великий поэтический  сборник: собрание множества листьев, это лирические стихи, воспевающие  природу. В эпоху Киото рождается  классическая лит-ра, созданная придворными  фрейленами, прозаические пр-ния: Мурасаки – Сикибу (роман о принце Гензи). Эпоха Эдо – время правления  сегунов с 12-19в они правили  страной, упразднилась власть императора. Они закрыли страну для иностранцев, возвысили самураев. Бусидо – кодекс ческти самураев. Рождается драмматургия, Японский театр кабуки. Национальная религия – поклонения духам, демонам, стихиям Синтоизм – путь богов. Это  самая молодая из национальных религий 6-7 в н.э. на Японских островах, основателя нет, это полидемонизм (много духов). Верховная богиня Японии Аматерасу  – богиня солнца, ее атрибуты: зеркало, меч, яшмовые подвески в ушах. Ее муж Ниниги – родоначальник правящей династии, поэтому в Японии обожествлялась лчность императора (теноизм –  культ обожествления императора). Священное писание – Кодзики (записки о деяниях в древности. Выросла из традиций шаманизма и  магических обрядов до 17 века была гос  религией (потом буддизм), в 19в вернулись  к синтоизму. В основе – вера в  духов (ками), они есть у всего.

 

23.Культура Европейского  Возрождения. 

В 15 веке идеи гуманизма вышли  за пределы Италии, северное возрождение  проходило в период реформации.  Началась реформация с выступления  Мартина Лютера 1517 год «95 тезисов  против индульгенций». Вызвало поддержку  крестьян, крестьяне были не только против церкви, но и против феодалов. Реформация распространилась и другие страны. Цвинглианство (более решительное  изменение обрядности), затем Жак  Кальвин Лютер. Идеи: вера есть внутренне  состояние человека, спасение даруется непосредственно от бога, к богу можно прийти без посредничества католической церкви. Лютер перевел  библию на немецкий язык. Кальвин перемещает центр движения в Женеву, Женевская  реформаторская республика. Представление  об абсолютном  предопределении  человека и спасение его богом  от погибели. Бог заранее знает  жизнь каждого младенца, и поэтому  знает кто примет. А кто отвергнет  его, в соответствии с этим, знает, кто является избранником, а кто  нет. Но человек не знает этого, человек  должен жить, как будто он избранник, он должен быть честным, трудолюбивым, не расточительным, достичь успеха в профессиональной деятельности. Все  искусство понизано идеями Лютера и  Кальвина. Иск не было жизнеутверждающим, как в Италии. Человек должен творить  себя что бы быть угодным богу, изображаются высоко одухотворенные лица простых  людей. Высоко символично , используются аллегории. Победа реформистского движения вызвала общий подъем и рост национальной культуры.Нидерландское возрождение. Начался с 15 века – крупный центр  Европейской культуры. 1. Эразм Ротердамский «похвала глупости». Способствовала воспитанию свободомыслия, стремление к знаниям 2. худ Ян Ван Эйк,3. Питер Брейгель, новая техника живописи маслом, работы на повседневные сюжеты»Слепые». Родина натюрморта и пейзажа. 3. Питер Рубенс «снятие с креста» точное наблюдение действительности.4. Рембрандт «Данная» - глубокий психологизм, глубина сюжета.4. Босх худ.»Сад наслаждения». Риторические общества- где соревновались в  сочинении стихов, пьес, песенИдеи  гуманизма в Швейцарии и Германии.  В германии большое влияние церкви, в результате идеи были охвачены в  основном университетские круги  и часть малочисленной интеллигенции. 1. философ Иоган Рейхлин ( стремление обнаружить божественное в себе, отрицательно относился к невежеству). Успех  реформации способствовал быстрому росту национальной гуманистической  культуры, особенного расцвета достигла живопись.2. Алебрехт Дюрер «Самсон  убивает льва»2. реалистические портреты Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд, поэт Ганс Сакс (песни, басни), Иоган Фишарт (сатира). Франция. начало в 16 век –  Франция в то время абсолютная монархия. у движения ярко выраженный национальный характер. Франсуа Рабле  «Гарганнтьа и Пантагрюэль» ( высмеивает ханжество, раболепие, бичует церковь)»плеяда» 0 группа из  семи худ.- основатель Пьер де Ронсар, Жаоке Дю Белле – усовершенствование поэзии. Языка, мыслитель Мишель де Монтень – родоначальник Эссе – «Опыты». Арх. Замок Фонтегло –  Жюль Либретто.Англия. Цент – оксфордский  университет 1. Томас Мор « Утопия» ( утопический социализм). 2. Томас  Уайт, ввел жанр сонета, Лестер Эдмунд Спенсер  поэт поэтов. 3. Чесер –  основоположник современного языка  и клас лит-ры. – сборник стихов и новел. Расцвет – конец 16 нач 17 В. Шекспир.Испания. Культура развивалась  в рамках господства католицизма, не носило ярко выраженный антиклерикальный характер. Распространены рыцарские  и плутовские романы.1. Мигель де Сервантес  «Дон Кихот»2. основатель нац. Драмы  Лопе де Вега« Собака на сене».3. живопись Эль Греко «апостолы Петр и  Павел» - одухотворенность, Диего Веласкес (Пряхи) – умение  проникнуть в  характер.

 

24. Культура Средневековой  Руси (14-16вв.)

Культура Московской руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный  успехами хозяйственного развития и  победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература –  темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются  его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в  конце 14в, посвящено победе на куликовом  поле. Широкое развитие получило зодчество, впервую очередь в Пскове и  Новгороде (крупнейший центр  культурной жизни). Традиции русского зодчества  опирались на традиции архитектуры  домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь  Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили  Грановитую палату 1433 для торжественных  приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был  Псков, вся архитектура носила облик  крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно  перекрещивающимися арками, псковские  мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство  началось во 2-й четверти 14в –  сооружение белокаменной крепости Московского  Кремля, затем на территории были сооружены  храмы и здания. Велось строительство  в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор). Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной  живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение  одного святого, если несколько, то в  фас, с конца 14в икона – главный  вид изобразительного искусства. Псковская  иконопись отличалась типами лиц  и смелостью композиции. Широкое  распространение получила фреска –  живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию. Пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается  психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение».  Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической  выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные).  В новгороде церковь Спаса  Преображения на Ильине Улице 1378. В  Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи. Андрей Рублев – канонизирован русской  православной церковью. Его тв-во знаменовало  подъем русской культуры, постигает  расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека  – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском  соборе во Владимире 1408, Иконостас в  Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы- Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"