30. Культурный
взлет России в 19в.
В начале XIX в. Была создана система
народного образования (бессословность
обучения). В науке мировое признание получили
: Лобачевский (неевклидова геометрия),
Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды),
основоположник военно-полеаой хирургии
– Пирогов. Событием мирового масштаба
стало открытие в 1869 г. периодического
закона химических элементов —Д.И. Менделеев
Большую роль в развитии науки и просвещения
играли музеи, библиотеки, издательское
дело. В Петербурге открыта первая публичная
библиотека. В 1852 г. для широкой
публики был открыт Эрмитаж в Петербурге.
В искусстве Романтизм и реализм возник
в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное
противопоставление классицизму. Для
этого направления характерно стремление
к идеалу, к свободе личности. Основоположник
романтизма – Жуковский. Баратынский,
Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина
начинается «золотой век» русской литературы.
Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи
- Реалистическое направление представлено
творчеством передвижников (Репин, Суриков,
Шишкин, Поленов). В романтической манере
– Айвазовский. Венецианов ввел в живопись
народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х
годов в русской архитектуре наблюдается
тенденция к созданию собственного стиля
– эклектики (смешение элементов разных
стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского
театра разделилась на драматическую
– Малый театр, и оперно-балетную - Большой
театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский
театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей
стал балет. Центральной фигурой в музыке
первой половины XiX стал Мусоргский, создатель
национальной классической музыки. Вторая
половина XIX в. Время расцвета Чайковского.
Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков
входили в состав «Могучая кучка» рук.
Балакирев. Они боролись против Эклектики.
В нач. XX века - За выдающийся вклад в мировую
науку лауреатами Нобелевской премии
стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И.
Мечников.Литература - серебряный век.
в литературе продолжал развиваться критический
реализм, представленный в произведениях
А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым
направлением в литературе стал футуризм,
провозглашавший современную структуру,
отрицавший культурное наследие (Маяковский,
Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и
В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный
театр. Искусство – абстракционизм –
Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин,
Стравинский.
31. Западная культура
20в.
Культура определена следующими
историческими событиями: 1-я Мировая
война, Русская Социалистическая революция,
2-я Мировая война. Центральное
понятие - трагизм. Трагическое будущее
в условиях саморазрушения, это философия
– экзестенционализма. Рождается
в Германии, одним из основоположником
– Хайдегер «Бытие и время», поднимает
проблему заброшенности человека в
чужом мире. После 2-й мировой эту
философию поддерживает во Франции
Сартр «Стена» и Камю роман
«Чума». Философия ставила перед
человеком проблему ничтожности
этого мира. У человека не остается
ни чего, ни веры в бога, ни любви, ни
надежды, только голый инстинкт, который
помогает выжить, человек не знает
себя до тех пор, пока не станет на
грань жизни и смерти. Литература
– поиск смысла жизни в условиях
дегуманизации. Хемингуэй, Цвейг, Франс,
Пруст «В поисках утраченного
времени». Основная причина кризиса:
невосприимчивость человека к духовным
ценностям из-за улучшения материальных
условий. Писатели – Войнич, Голсуори,
Шоу. Ведущий стиль в искусстве
– модерн – это комплекс стилей
и направлений. Отличает элитарность,
появляется массовая культура. В 90-е
годы названы эпохой постмодернизма.
Кубизм – термин придумал Воксель,
т.е. индустриализация и механизация
дают новое направление искусству.
Философ Брак. Живопись – Франция
– Пабло Пикассо «Герника»., писатель
Джойс, Композитор Стравинский. Дадаизм
– отражение абсурдности любой
системы и человеческого бытия
- Художник – Дюшан «Мона Лиза»
(с бородой и усами). Сюрреализм
– это это не просто метод вида
искусства, это философия, это фантазия,
интуиция и бессознательное Фрейда
синтезируются в творческий акт,
который допускает соединение несоединимого.
Живопись – Массон (наклеивал на
бумагу ткань, песок и т.д.), Эрнст
(коллаж, фотомонтаж), главный представитель
Сальвадор Дали. С 1950г во Франции
Новый Театр – театр абсурда,
созданный Беккетом, Ионеско, Адамовым.
Пьеса Беккета « В ожидании
Годо». С 60-х развитие шоу-бизнеса. Архитектура.
Стиль модерн – множество кривых
линий и декоративных элементов
– А. Гауди «Ла Саграда Фамилия»
- кафедральный собор в Барселоне.
Стиль функционализм – основные
элементы: утилитаризм, техницизм, рационализм
– Ле Корбюзье реконструкция центра
Парижа. Музыка. Классическая – Бриттен
опера «Сон в летнюю ночь», Малер
симфония «Песнь о земле». Экспрессионизм
– Шёнберг, Стравинский балет
«Жар-птица», «Петрушка». С 1927года кино
становится звуковым. Неореализм –
Росселини «Рим – открытый город»,
Реализм – Карне, Романтизм –
Мэдок, Модернизм – Ланг и леже,
Мелодраматизм – Корда «Леди
гамильтон», фильмы Философского содержания
Бергмана «Земляничная поляна», Феллини
«Дорога», Тарковского «Андрей Рублев»,
«Зеркало». Комедии, боевики.
32. Отечественная
культура 20в.
20-30 С победой Октябрьской
революции власть приступила
к осуществлению культурной политики,
призванной создать новую культуру,
базирующуюся на марксистско-ленинской
идеологии Задачи - ликвидация
неграмотности, развитие науки,
утверждение коммунистической идеологии..
Эта политика гос-ва получила
название культурная революция.
9 ноября 1917г. была создана гос.
комиссия по просвещению, для
контроля за культурой.
Главной задачей была ликвидация
безграмотности. После ряда экспериментов
(кружки, ликпункты) к концу 20-х
система образования была перестроена:
образование стало доступным
для рабочих и крестьян, Школы
были объявлены гос. учреждениями,
образование стало бесплатным, школа
отделялась от церкви, сформирована
система высшего образования.
утверждена идеологическая основа
образования – марксизм. В
науке задача – восстановить
научный потенциал страны и
привлечь ученых к решению
задач социалистического строительства.
Были восстановлены связи сов.
Ученых с международными научными
центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).
В литературе отмечалось творчество
Есенина (любовь к Родине), Маяковского
(революция, современные вопросы).
Но многие литераторы эмигрировали
(Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)).
В 1934г. в целях усиления идейного
руководства и контроля партии
над литераторами в стране
были закрыты писательские организации
и создан единый Союз писателей СССР под
председательством Горького. Аналогичные
союзы были созданы для композиторов,
кинематографистов, художников. Репрессированными
были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена
была публикация произведений А. Ахматовой,
М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские)
премии в области литературы и искусства.
Деятели искусства избирались в законодательные
органы, их именами называли города, улицы,
пароходы, театры, клубы и т.д.. Искусство.
Помимо Товарищества передвижных выставок
возникли: Ассоциация художников революционной
России, Общество московских художников
(Греков, Дейнеки) Театр. В 20 г Мейерхольд
возглавил движение «Театрального Октября».
Он хотел сделать театр политическим,
агитационным, но не был понят и в 1939г.
репрессирован. В театре преобладали традиции
дореволюционного театра. Рахманинов
и Шаляпин эмигрировали. В августе
1919г. Фото и кино промышленность была национализирована.
Создан Всероссийский фотокиноотдел.
Появилось звуковое кино. В 1925г. появились
историко-революционные фильмы Эзенштейна,
и комедии Александрова. Одним
из направлений культурного строительства
в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки,
музеи. Стали создаваться клубные учреждения
по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов,
учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была
создана Всероссийская коллегия по делам
музеев и охраны памятников. Был запрещен
вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную
и музейную ценность. В 20-30-е началось
строительство метро, Всесоюзной с/х выставки,
канала Москва-Волга.40-е. С 1943г. правительство
увеличило расходы на культуру. Были созданы
школы-интернаты, вечерние школы. Расширился
прием в вузы девушек, срок обучения сократился.
Ведущей темой произведений военных лет
был героизм и патриотизм. Это была поэзия
Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича
(7-я (Ленинградская) симфония), статьи,
очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой,
К. Симонов, М. Шолохов, и др. В
послевоенный период были написаны
6-я и 7-я симфонии С. Прокофьева, 9-я и 10-я
— Д. Шостаковича. Развивалось оперное
творчество - «Повесть о настоящем
человеке» С. Прокофьева. Театр.
Популярные актеры входили в фронтовые
бригады, выезжавшие на фронт.
В кино создавались документальные фильмы.
Годы войны стали новым этапом развития
советского киноискусства. Первым полнометражным
фильмом о Великой Отечественной войне
был «Секретарь райкома» режиссера И.
Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты
создали ряд прекрасных фильмов. режиссер
С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая
гвардия». В изобразительном
искусстве времен ВОВ многие полотна живописцев:
«Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя»
А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.
В 50-х гг. высокими темпами развивалось
народное образование. В 1958 г. был принят
закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее
8-летнее образование. Срок обучения в
средней школе был увеличен до 11 лет. В
1956 г. государство отменило плату за обучение
в ВУЗах . Расширилась сеть научных
учреждений. В системе Академии наук СССР
были созданы десятки НИИ, возникли научные
центры в союзных республиках. Они оснащались
новейшей аппаратурой. Ученые добились
успехов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.).
В 1957 г ученые под руководством Королева
создали первую в мире межконтинентальную
баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г
в космос поднялся первый человек — Ю.А.
Гагарин. Основоположники физики Н.Г. Басов
и А.М. Прохоров в 1954—1955 гг. создали первый
квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они
были удостоены Нобелевской премии. В
медицине (Вишневский, Куприянов)Возросла
сеть культурно-просветительских учреждений,
количество книг, газет, журналов. Появились
новые литературно-художественные журналы:
«Молодая гвардия», «Юность», «Москва»,
«Наш современник», «Новый мир», Появились
значительные произведения Леонова, Шолохова
и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина,
М. Цветаевой, А. Ахматовой (30—40-х гг. не
публиковалась). Контроль партийного
аппарата за деятельностью художественной
интеллигенции не ослабевал. Оказалась
драматичной судьба романа Б.Л. Пастернака
«Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской
премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича.
Все это стало почвой диссидентства - его
подъем приходится на вторую половину
60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения
Конституции, организовывали акции в защиту
прав человека: распространяли листовки,
оказывали помощь политзаключенным и
т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов
вышла на Красную площадь с протестом
против ввода войск на территорию Чехословакии.
Этот акт явился поводом для усиления
репрессий против диссидентов.
В изобразительном искусстве в 50—80-х темы
героизма советских людей, мирной жизни
были выражены в творчестве В. Серова,
Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры
Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60—
80-х годах появляется новое поколение
художников: Савицкий, И. Глазунов.
Развивалось музыкальное искусство: симфонии,
оратории, кантаты, инструментальные произведения,
романсы, песни. Созданные в 50—80-е гг. музыкальные
сочинения означали качественно новый
этап в развитии музыкальной культуры.
С. Прокофьевым была написана 7-я симфония,
Д. Шостаковичем — 10-я и 15-я симфонии. Балет
Хачатуряна «Спартак» стал классикой.
Известными были песни Дунаевского, . Пахмутовой,
В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями
стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев,
А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.В 90-е годы
смена общественного строя, экономический
кризис в стране отрицательно сказались
на развитии науки, культуры и искусства
в России. Из-за недостаточного государственного
финансирования были свернуты многие
научные программы, тысячи квалифицированных
научных специалистов переехали работать
в зарубежные научные учреждения.
Государство не смогло обеспечить финансирование
таких направлений в искусстве, как кинематография,
театры и др. Но развитие демократических
начал в обществе, отмена идеологического
диктата, снятие цензуры дали деятелям
литературы и искусства возможность реализации
своих творческих замыслов. Это открыло
перспективы для развития литературы
и искусства в будущем.