Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:11, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по культурологии
1. Роль культуры в жизни человека и общества.
Роль культуры в жизни человека и общества состоит во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главная из них функция социализации (формирования и воспитания) человека. Выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, воспроизводство человека также происходит через культуру. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», значение которой не меньше биологической
Второй функцией культуры, является познавательная и информационная. Культура накапливает разнообразные знания, и информацию о мире и передает их через поколения, выступает при этом как социальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Важной является нормативная функция, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования людей.
С названными функциями тесно связана коммуникативная функция, осуществляемая с помощью языка как главного средства общения людей. Отдельные области культуры - наука, искусство, техника и др. - пользуются своими спец. языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом.
Еще одна важная функция культуры - ценностная, Она способствует формированию ценностных потребностей и ориентаций человека, позволяет различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием различий и оценок являются нравственные и эстетические ценности.
Творческая функция культуры, выражается в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Игровая, развлекательная, функция культуры, связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.
Все функции культуры могут быть сведены к двум: 1)накоплению и передаче социального опыта, 2)творческой деятельности. Обе функции связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
2. Культура
как предмет научного
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным. Каждой эпохой выработано свое понятие культуры.
Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия(история, человек и др.). Основные научные аспекты культуры:
1. Теологический аспект.(аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры).
2. Поведенческий аспект.
3. Психологический. ( культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые движут поведением человека.)
4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего мира (химическая, физическая и др.).
5. Аксиологический аспект. Культура - это ценности, нормы и правила.
6. Культура - это деятельность. Деятельность меняется, поэтому культура - это механизм деятельности.
7. Семиотический аспект. Семиотика - наука о знаках.
8. Антропологический аспект. Культура - это человек.
9. Функциональный аспект. Культура - это свойства, функции человека, группы, общества.
Культурология рассматривается как интегративная наука (интеграция -объединение). Культурология объединяет все. Культурология объединяет различные науки. Связи этих наук взаимные. Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.
3. специфика культурологии как учебной дисциплины.
Культурология - новая научная дисциплина. Это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры, Она изучает как культуры в целом, так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью и т.д.).
О предмете и месте
культурологии в системе
До недавнего времени в России, точнее в СССР, не было культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями. О ней в полный голос стали говорить только, а начале 90-х годов. Это молодая, но активно развивающаяся отрасль знания.
В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен. Она принадлежит одновременно области социального знания (связана с социологией и антропологией), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (искусствознание и философия культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Из-за этой неопределенности культурологию часто определяют и как некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования.
4. Представление о культуре античности, Средн,Возрож
В понятии «культура», относящемуся к римской античности,, обычно подчеркивалось отличие «человеческой жизнедеятел. от биологических форм жизни» И действительно, первое значение данного термина - это возделывание земли. Наиболее привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и, прежде всего, природы: это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляют часть природы. «культура» античности - это поклонение, почет, культ (прежде всего религиозный). В древности человек постоянно находился в окружении богов. В основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей».Античная культура стала зарей человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота мира отражается в культуре. Скульптура - особенность античной красоты. Зарождается демократия.
Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь. Христианство явилось своего рода “золотой серединой”, компромиссом духа и плоти. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Инквизиция с 13 в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками (отрицали божественную сущность Христа) каралась: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели и ясновидцы, вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Главная задачей было воспитание служителей церкви. Изменения в человеке: переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к искуплению грехов, спасения с Божьей помощью.Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.
В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь с античностью. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты придерживались антропоцентристской идеологии, согласно ей человек - центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны, т.к. разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги. Особое место уделяется эстетике.
5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.
Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. понятие культуры разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества. В философии нового времени переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Просвещение – особый исторический период, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии, Франции, Германии. Это восемнадцатое столетие (в Англии- Толанд, во Франции – Вольтер, в Германии – Гетте, Шиллер), которое отнимает у религии монопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума. Философия Просвещения оперирует с категориями, которые позволяют развивать учение о культуре: природа, общество, человек, разум, познание. Но эти категории одновременно являются и общефилософскими. Они позволили просветителям 18 века развить идеи исторического процесса и сформулировать вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического развития.Формируется “классическая модель культуры”, которая позволяет рассматривать культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.
“Классическая модель культуры” с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила важные дополнения в философии романтизма, в частности немецкого. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит разработка проблемы различия и соотношения различных национальных культур и рассмотрения общечеловеческой культуры как национального, надысторического целого. И все же “классическая модель культуры” не только не исчерпала своего потенциала, но и получила фундаментальное обоснование в немецкой классической философии, в частности, в наиболее полном виде в трудах Г. Гегеля. В трудах Гегеля основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают, как и вся духовная культура человечества в целом, закономерными этапами в развитии “духа”, “мирового разума”. Создается универсальная схема развития “мирового духа”, реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов, подчиняющиеся всеобщим нормам творческого самопознания мирового духа: та или иная культура воплощает в себе определенный этап самопознания “духа”, т. е. каждая культура различается лишь стадиально на пути исторического шествия “духа”, “разума”.
Культура превращается в форму предметно- практической деятельности людей, в то же время она выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой, поскольку человек действует целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут результаты его деятельности.
6. Культурологические учения XIX веке.
Время первых философов культуры — Вольтера, Руссо, Ковдорсе, Монтескье, Тюрго, Бентама, Юма, Гердера, Канта, Шиллера — не зря именовалось эпохой Просвещения, или веком Разума.
Это было время, когда рациональный тип общественного управления повсеместно вытеснял традиционный: складывались правовое государство, гражданское общество, социальная структура; горизонтальные социально-экономические связи заступали то место, которое ранее занимали вертикальные — отношения власти и подчинения, безраздельно господствовавшие в старом режиме. Возрастало значение правовых и моральных норм как регуляторов жизни. Рост научного знания обезопасил человека от посягательств фанатиков веры. Входили в обиход термины «образование», «культура», «цивилизация». Они должны были определить то, что отличает современное состояние Европы от прежнего — варварского, жизнь европейских народов от жизни «дикарей». Происходило смещение ценностей. Если прежде доминирующей ценностью в обществе была сила (армия, государство), а в личной жизни — знатность происхождения и место в иерархии власти, то теперь мерой международного престижа государя и государства становились соблюдение в нем законности и правопорядка, развитие ремесел, наук и искусств, а также степень образованности народа.