Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:11, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по культурологии
31. Система ценностей эпохи Просвещения.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).
Идеи Просвещения оказали
32. Культура XIX века.
Исторические события
Наполеоновские войны. Образование в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США.
Продолжался процесс колонизации. Крупнейшими колониальными государствами стали Англия, и Испания. В начале 19 века началась освободительная борьба.
Характерные черты:
В сер 19 века возникает новый вид искусства - фотография (от греч. "свет" и "писание"). Фотография-синтез физики и химии. В 19 веке возникает периодическая печать в полном смысле, ибо именно в это время она становится неотъемлемой характеристикой эпохи.
В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны. Французская мода заметно преобладает. Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете. Особо популярным развлечением становится спорт (велосипедный, теннис, санки и лыжи.
Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля - классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм.
Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке (Шуман, Шуберт, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер).
В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Жерико, Делакруа), в Германии (Рунге, Корнелиус), Характерен приоритет колорита над рисунком.
Главными представителями романтизма в литературе считают Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По.
импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов-Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.
19 век интересен появлением
самостоятельного
33. Культура XX века.
Постмодернизм - культурная ситуация, связанная с пересмотром философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.
Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI - середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:
-стремление к условности и символизму;
-театральность и
-раздробленность социальных
-плюралистичность –
Мировоззренческой базой постмодернизма
стало разочарование (мир нельзя
изменить, человека нельзя изменить) в
идеологии Нового времени, сформулированной
гуманистами Возрождения и
Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:
-человек - такое же существо, как и все, населяющие мир, а не "венец творения";
-мир изменить человек не
-мир неустойчив, непостоянен, относителен;
-истина плюралистична.
Новым определяющим началом культурного развития стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.
Понятия постмодернизма:
-симулякр - псевдовещь, создающая иллюзию чего-то
-ризома - многонаправленное развитие без цели
-деконструкция - нарушение привычного
34. Становление и развитие русской культуры
На характер рус. культуры
большой влияние оказали
Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение - фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.
Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе "Заметки о русском". Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.
Большое влияние на характер русской культуры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община - с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской культуры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.
На своеобразие русской
культуры оказали влияние особенности
политико-правого развития России.
В первые века существования славяно-русского
гос-ва успешно развивали
На своеобразие русской культуры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в.
Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.
Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.
Славянофилы связывали
будущее России с развитием самобытной,
самодостаточной русской
Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип культуры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре.
35. «Массовая культура» как феномен совр. общества
Массовая культура, будучи
одним из самых ярких проявлений
социокультурного бытия современных
развитых сообществ, остается сравнительно
малоосмысленным феноменом с