Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка
Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.
17 вопрос.
Гуманизм как смысловое основание эпохи Возрождения.
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — термин, обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью.
Вопрос 18.
Сюжет: Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.
Основные
идеи: Толкование смысла поэмы возможно
с нескольких ракурсов видения. В буквальном
понимании - это действительно путешествие
души после смерти в потустороннем мире.
Но, кроме буквального, правомерным есть
также аллегорическое понимание поэмы,
т.е. каждое событие, каждая деталь несет
в себе дополнительное значение. За традиционными
религиозными представлениями, пекло
- место, в котором находятся грешники.
Страдание через совершенные грехи в чистилище
предназначено для тех, кто имеет возможность
очиститься и спастись для новой жизни.
Рай - награда для тех, кто жив праведной
жизнью. Речь идет о моральной оценке поступков
людей: куда именно попадается душа человека
после смерти, определяется его земной
жизнью.
Именно в части, которая изображает рай,
раскрывается главная тайна жизни, которая
заключается в любви. Не только в любви
к единой и прекрасной женщине, а в любви
всепоглощающей и всепрощенной, любви
в широком смысле этого слова. Любовь как
движущая сила, сила, которой двигают небесные
светила. Данте наталкивает нас на мысль,
что Бог есть любовь.
«Новый человек»: У Данте мы находим новую для того времени концепцию человека - человека свободного, способного самостоятельно выбирать свою судьбу, но эта свобода выбора ведет к самосовершенствованию, нравственному преображению, искуплению своей греховности и выводит к спасению.
21.Культура Нового времени.
Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX.
Несмотря на это каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики,
Период Нового времени охватывает два этапа:
1. Почти весь 17 век –
господство абсолютизма во
2. Завершение стадии
Для культуры Нового времени характерны следующие черты:
1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.
2) Свобода личности. Главный
пафос гуманизма Нового и
3) Инновационный характер
европейской буржуазной
4) Полицентризм властей.
Заслуживает особого внимания
разделение власти на
5) Дуализм механизмов
6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.
7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.
8) Впервые в конце 19
в. Был продемонстрирован
9) Развитие подземного
строительства, прокладывание
22.Идеи и ценности эпохи Просвещения.
Просвещение — идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях; Век просвещения или Век разума — XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года («славная революция» в Англии) до Великой французской революции.
Деятели: Кант, Вальтер, Ньютон
Просвещение было глубоким космополитическим и антинационалистическим движением.
Важную роль в духовных поисках и размышлениях просветителей играл интерес к «естественному». Появились трактаты о естественной нравственности, религии, экономике, образовании.
Просвещенческое понимание природы человека декларировало право на самовыражение и полноту самореализации, право свободно мыслить и выражать любую точку зрения публично без цензуры или боязни репрессий.
Все философы и интеллектуалы Просвещения безусловно верили в силу и возможности человеческого разума.
Философы писали, что наука может раскрыть природу такой, какова она есть сама по себе, указать способы управления и манипуляции природой. Вера в могущество разума побуждала распространять методы познания естественных наук на общество, что заложило основу для развития современных общественных наук.
23. Художественные стили Нового времени.
1)В области искусства во второй половине XVII в. наблюдался расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и аристократической культурой того времени.
В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия.
Живопись,
скульптура, архитектура, музыка барокко
воспевали и возвеличивали
Пышность,
аллегоричная замысловатость, патетика
и театральность
2)Иного
рода эстетика, противоположная
художественным средствам
Классицизм узаконил принципы «облагороженной природы», искусственного деления на жанры – «высокие» (трагедия, ода, эпопея, историческая, мифологическая и религиозная живопись) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая живопись), введение в драматургию закона трех единств – места, времени, действия.
Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой.
Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу.
3)В
русле просветительского
он
прославлял свободу естественного
человеческого чувства, показывал
его несовместимость с
4) Первая половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений особо заметное распространение получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью.
В сфере художественного творчества он ярко запечатлелся в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.
Острым
средством романтической
Постоянное
обращение к историческому
Возник новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер Скотт), появился широкий интерес к народному творчеству как воплощению неиспорченных нравственных начал
В целом
романтизм способствовал более
углубленному и многостороннему
– художественному и
5) В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики
Вывод: историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических принципах, идеи и ценности Просвещения и позитивизма, эстетика великих стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) – оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.
Билет№26
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.