Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка

Краткое описание

Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.

Вложенные файлы: 1 файл

Все ответы по культурологии.docx

— 528.78 Кб (Скачать файл)

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво,югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм характеризуется: 
 
- разрывом с историческим опытом художественного творчества;  
- стремлением утвердить новые начала искусства;  
- условностью стиля;  
- непрерывным обновлением художественных форм.

Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. Часто отождествляемый со своей ранней фазой - авангардизмом, М. может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 по 1968) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле протестанствующей традиции европейской культуры (Барокко - Романтизм - Модернизм), выступающей по отношению к социуму как культура отрицания. Главное, что позволяет включить М. в эту традицию - это воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер. М. свойственны принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом в лице канонизированного реализма, салонного искусства, академической культуры как условие обновления искусства и ощущение переломного кризисного характера этих явлений.

 

27. Художественная  практика модернизма. Модернизм  и авангард.

Модернизм - (фр. Moderne – новейший, современный) – общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства.

 

 

М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных  по социальному масштабу и культурно-историческому  значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). – (в этом и заключается художественная практика модернизма!)

Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. 

Авангардизм.

Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм , супрематизм и сюрреализм


  1. Фовизм. В 1905 в Париже группа живописцев во главе с Анри Матиссом потрясла художественный мир картинами, написанными в новой живописной манере: яркие чистые цвета, плоские композиции. Один из критиков, посетив выставку, назвал живописцев «Дикими» («Les Fauves»); бранное слово закрепилось как имя.

Фовизм возник как очередная попытка передать некую глубинную истину, недоступную непосредственно зрению. Эту попытку вдохновили поиски Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других постимпрессионистов.

Он  стал первым взрывчатым движением искусства  ХХ столетия.

  1. Кубизм.

 

Кубизм – художественный стиль и движение, принципы которого создали в Париже в 1907-1914 годах живописцы Пабло Пикассо и Жорж Брак.

 

1912г. - выставка «Золотое сечение», представившая всех кубистов

Кубизм очень сильно повлиял на развитие художественной культуры в ХХ веке, став предшественником абстрактного искусства.

Кубизм демонстративно использовал плоскую, двухмерную плоскость картины. Кубисты перестали применять традиционные приёмы передачи оптической перспективы, геометрическую проекцию, светотень, моделирование пространственных объёмов.

Примитивизм. картина Пикассо «Авиньонские девицы» (1907, Музей Современного Искусства, Нью-Йорк)

 

  1. Футуризм

Он  отрицал искусство прошлого и  возвеличивал энергию, силу, движение и мощь современной машины.

Наиболее  запоминающиеся ряды футуристических  произведений создал Джакомо Балла (Giacomo Balla); они показывают, что мировидение футуризма, при всей его яркой фрагментации,  было близко к фотографическому.

  1. Абстракционизм

Чех Франтишек Купка, Малевич

усиливающаяся тенденция к абстракции достигла своей кульминации в 1915 году с  созданием супрематизма, в котором  всю динамическую силу обеспечивали простые геометрические элементы.

  1. Экспрессионизм

термин, обозначающий движение в немецком авангардистском искусстве начала ХХ столетия: живописи, скульптуре, графике.

экспрессионизм отрицал инертные академические стандарты предыдущего столетия.

В самом широком смысле термин «экспрессионизм» приложим к любому произведению искусства, в котором объективная действительность искажается, чтобы точнее и полнее передать душевное состояние художника.

Экспрессионисты отказались от изобразительного натурализма, поставив главной задачей  возможно более полное выражение  внутреннего мира художника, его  эмоций.

Представители:   Василий Кандинский, Эдвард Мунк

 

  1. Дадаизм был международным, авангардистским художественным и литературным движением, существовавшим около 1915 — 1922 гг.

 

Дадаисты  протестовали против бессмысленного насилия  войны.

Единственной  реальностью они объявили воображение, безумие и бессмыслицу, а единственным законом искусства — случайность.

Дадаизм провозгласил создание антиискусства, поэтому дадаизм часто рассматривается как нигилизм.

  1. Сюрреализм

Термин «сюрреализм» (сверх-, над-реализм) ввёл Гийом Аполлинер в 1917 г. Сюрреализм — движение в искусстве и стиль, создающий образы на основе фантазии, мира мечтаний и воображения.

Это антиэстетическое движение, которое  объявило своим пространством непосредственно  человеческое мышление.

Представители: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали

 

28. Культура постмодернизма.

Постмодернизм – совокупное обозначение  тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.

Постмодернизм представляет собой  относительно недавнее явление: его  возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой  постиндустриального, информационного  общества.

В силу этого общество оказывается  не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние  и умонастроение, которое может  возникнуть и реально возникало  в самые различные эпохи на их завершающей стадии.

Постмодернизм в этом смысле выступает  трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху

В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных  и посвященных.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние  и умонастроение, которое может  возникнуть и реально возникало  в самые различные эпохи на их завершающей стадии.

29 вопрос.

Художественная программа постмодернизма (литература, кино, искусство).  

 

Постмодернизм - культурная ситуация, связанная с пересмотром  философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.  
 
Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI - середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:  
стремление к условности и символизму;  
театральность и карнавальность;  
раздробленность социальных структур на разнообразные субкультуры;  
плюралистичность - равноправность идей.  
 
Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование (мир нельзя изменить, человека нельзя изменить) в идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.  
 
Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:  
человек - такое же существо, как и все, населяющие мир, а не "венец творения";  
мир изменить человек не может;  
мир неустойчив, непостоянен, относителен;  
истина плюралистична.  
 
От ситуации порядка постмодернизм переводит мир к ситуации относительно организованного хаоса, развивающегося по законам синергетики. Мир теперь относителен и непредсказуем. Наше восприятие мира фрагментарно и иллюзорно. Авторитетность суждения обусловлена контекстом события. Поэтому спутниками постмодернизма становятся демократические принципы государственного устройства и глобализация мира. Классические представления о мере и гармонии оказались неприложимыми к миру плюрализма и хаоса.  
 
Новым определяющим началом культурного развития стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.  
Понятия постмодернизма:  
симулякр - псевдовещь, создающая иллюзию чего-то  
ризома - многонаправленное развитие без цели  
деконструкция - нарушение привычного  
Новое мироощущение современного человека начало свой отсчет времени после событий 11 сентября 2002 года, когда человечество ясно ощутило тревогу за стабильность и гарантированность мира. Многие вещи, ставшие гарантами стабильности в мире ХХ века сегодня перестают быть ими. Сегодня уже совершенно ясно, что не все научные открытия - это благо для человека (покоренный атом, генетические опыты и др.). Техника и огромный накопленный потенциал оружия в мире не способны сегодня гарантировать устойчивость мира, в котором на первое место выдвигается человеческая коммуникация. Война сегодня стала невидимой и неуправляемой технически.  
 
ХХI век столкнулся и с проблемой человека нового типа, сочетающего или противопоставляющего в себе успешность и нравственность, образованность и неинтеллигентность. Ярким прообразом такого человека стала Масяня, родившаяся в Интернете, благодаря Олегу Куваеву.  
 
Мир сегодня многими людьми все чаще ощущается как пародия. Он наполнен не только трагическими мотивами, но и иронией. Этот иронизм возникает от опосредованности восприятия мира человеком культурой и техникой. Сегодня человек не просто существует, а находится в "объятьях культуры" (Кутырев) и технологий, из которых он не может освободиться, так как они все чаще оказываются уже слишком навязчивыми. Поэтому сама культура все чаще называется современными философами ПОСТ-культурой (Бычков).  
 
Глобализация, способствующая открытости мира все больше настораживает. Интернет технологии создают проблему незащищенности конфеденциальной информации, создают возможность для вторжения в индивидуально-интимный мир человека без его ведома. Поэтому возможно "открытость" мира скоро сменится тягой к его "закрытости".  
 
Современный человек все больше тоскует по личному, индвидуальному, душевному, простому и естественному. Сегодня наблюдается возрождение интереса к национальному своеобразию в искусстве. Творчество становится менее требовательным к профессионализму и пускает в сферу художественного "непрофессиональное" творчество, в котором главным критерием становится не искусность исполнения, а искренность переживания.  
 
Проблема создания теории культуры технозированного мира поднималась философами еще до возникновения компьютерных технологий.  
 
Виртуальность способна изменять не только представления об окружающем человека мире, но и изменять самого субъекта эстетического переживания.  
 
Алвин Тоффлер (р. 1928) пишет о том, человек в информационном обществе станет другим. Распространение надомного труда, обеспеченного компьютерной техникой, позволит человеку углубить свои прямые отношения с близко окружающими людьми, ограничив, при этом, свои контакты с незнакомыми людьми. Произойдет смена типа общения: частично оно будет опосредовано машиной, т.е. изменено частично качественно, но частично еще и количественно.  
 
Тоффлер считает, что семья нуклеарного типа (муж, жена и дети) получит множество новых форм: от коммун и групп до контрактных, предполагающих периодичность и разнообразие контактов. 

 

 

 

30. Массовая культура: сущность, формы,  основные функции.

Массовая культура — понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт  “массового общества”

Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной  сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие  на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу  для обеспечения спроса на ее продукты.

Основные социальные функции М.К.:

интеграция людей в существующую систему общественных отношений: переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий  и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем  современности.

Хотя в форме М. к. осуществляется приобщение широких масс к отдельным  ценностям культуры, в целом она  чужда подлинно демократической  культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного  богатства личности.

В социальном плане  массовая культура тесно связана  с необратимыми процессами урбанизации  и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями

Массовая культура не требует ни каких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере.

Распространенный мотив  критики массовой культуры – стандартизация.

Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические  идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность.

Формы: Огромную роль в  распространения массовой культуры играют СМИ, они радикально меняют среду  обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки

Т.Е. ФОРМАМИ М.К. ЯВЛЯЮТСЯ – СМИ (СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) И ЭВМ (ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА – КОМП КОРОЧЕ)

 

Функции( из другого источника):

1)первичная функция  этой культуры обеспечить социализацию  и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

2) Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

3) Другая важнейшая  функция массовой культуры –  удовлетворить потребность в  рекреации и отвлечь индивида  от интенсивной гонки в сферах  жизненного успеха.

 

 

Штучки к  тесту.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, цель всех совершающихся в мире событий. (Античность)

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. (Средние века)

Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии.

Синкретизм


(от греч.-соединение): сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"