Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:42, реферат
Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
Введение
3стр
Понятие делового общения
5стр
Специфические особенности делового общения
6стр
Виды общения делового человека
8стр
Синтаксис письменной деловой речи
9стр
Особенности устной речи
13стр
Ошибки, которые следует избегать
14стр
Уместность речи
17стр
Как сделать речь делового человека выразительной
18стр
Заключение
22стр
Список используемой литературы
3. Грамматические ошибки в словах.
4. Неправильное построение предложений.
Уместность речи
Сравним слова: кушать, питаться, есть, лопать, насыщаться, принимать пищу. Они означают одно и то же, но уместность того или другого определяется речевой ситуацией. В официальной обстановке, на презентации биодобавок, к примеру, уместнее всего выражение «питаться». В лекции врача – «принимать пишу» или «питаться». В рассказе о путешествии естественно выражение: «мы поели». «Машенька хорошо покушала», — так говорят о ребенке. Ну, а «лопать» - разговорно-просторечное выражение, неуместное в публичном выступлении.
Подбирая слова для
Выступление оратора перед аудиторией рассчитано на понимание, взаимодействие, внутренний диалог с собравшимися. Выступление на собрании иногда превращается в озвучивание текста, написанного языком официально-деловых документов, что неизменно вызывает одну реакцию – скуку. У всех этих ораторов не выработан свой стиль речи. Оратор создает свой стиль речи, используя все стилевые возможности языка. Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, насколько он способен использовать возможности языка. Неповторимость стиля определяется особенностями темперамента, характера, свойствами нервной системы, типом мышления. Ораторский стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора, выборе им средств речевой выразительности или их отсутствии, способах построения речи и общения с аудиторией и т. д.
В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разговорный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, емкие фразы, прямые и риторические вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, строгий отбор слов при выражении мыслей.
Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня. Разговорность ораторской речи – литературная, а не обиходно-бытовая. Мешают поверить в искренность оратора штампы – выражения, бывшие некогда оригинальными, но потерявшие всякую выразительность из-за частого употребления. Не меньшим врагом выступающих являются канцеляризмы – проникающие в устную речь слова и выражения официально-делового стиля, стиля деловых бумаг. Канцелярские обороты делают речь тяжелой, непривлекательной, сухой, архаичной, затемняют смысл фраз: «Ввиду активизации деятельности конкурентов следует принять неотложные меры для обеспечения непроникновения информации о наших поставщиках».
Как сделать речь делового человека выразительной
В воспоминаниях о выдающихся лекторах всегда присутствует рассказ о том, как звучал их голос. Каждый человек не только обладает неповторимой внешностью, но и своим речевым портретом. Облик оратора во многом определяется тем, каков его речевой портрет.
Слагаемые речевого портрета.
1. Звучание голоса.
2. Язык
4. Общее впечатление от речи:
приятная, завораживающая, волнующая,
отталкивающая, ошеломляющая, скука,
удовольствие, никакого, вызвала раздражение,
навеяла тоску, усыпила,
Конечно, хотя сидящие в зале слушатели не фиксируют скрупулезно элементы речевого портрета оратора, каждый из них влияет на восприятие выступления.
Особую выразительность речи придает использование художественных средств языка. Они делают доступными самые сложные мысли, украшают речь и вкупе с выразительно звучащим голосом способны доставить истинное наслаждение слушателям, даря удивительное и прекрасное ощущение истинного искусства.
К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.
Использование сравнений – это прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Например: «Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций» (из выступления немецкого специалиста О. Лутца). Или: «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого» (Д. Карнеги).
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежит сравнение, образ.
Вспомним самые
Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.
Метафору можно назвать
Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: «Все решает кошелек» (вместо «деньги»).
Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете».
Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: «Это можно сделать за одну секунду».
Олицетворение – троп, состоящий
из перенесения свойств человека
на неодушевленные предметы и отвлеченные
понятия: «Было бы неблагодарностью
не назвать лес в числе
Заключение
Мы выяснили особенности устной речи, ошибки, которые следует избегать деловому человеку, уместность речи, как сделать речь выразительной.
Можно сделать вывод, что выразительно звучащая речь способна произвести завораживающее впечатление на слушателей.
Выступающий публично должен стремиться
к тому, чтобы его речь производила
самое благоприятное
Соблюдение грамматических правил – не достаточное условие хорошей речи.
Человек, владеющий культурой речи,
знает нормы литературного
Ее секрет в том, чтобы из всего многообразия «правильных» слов и выражений выбрать самое точное, уместное и выразительное.
Подбирая слова для
Список использованной литературы
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
2.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.
3.Демиденко Л. П. Речевые ошибки. М., 1986.
4.Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2002.
5.Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1991.
Информация о работе Элементы культуры устной и письменной речи делового человека