«Элита и массы Х.Ортеги-и-Гассета»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – проанализировать работу Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Точнее рассмотреть феномен масс и массового человека.

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТ.docx

— 34.72 Кб (Скачать файл)

Человек массы  не хочет оставаться на твердой, недвижной  почве судьбы, он предпочитает существовать фиктивно, висеть в воздухе. Потому-то никогда еще столько жизней не было вырвано с корнем из почвы, из своей судьбы, и не неслось неведомо куда, словно перекати-поле. Мы живем в эпоху «движений», «течений», «веяний». Почти никто не противится тем поверхностным вихрям, которые возникают в искусстве, в философии, в политике, в социальной жизни.

Таков в общих  чертах «человек массы». Именно такие  люди составляют абсолютное большинство  в современном обществе.

 

  1. Человек элиты

Человеком элиты  можно назвать того, кто обладает определенной индивидуальностью, яркостью, неординарностью в какой-либо области. Человек элиты, т.е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность  обращаться вверх, к авторитету или  принципу, которому он свободно и добровольно  служит.

В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или  идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства – какого угодно – сначала надо, чтобы  каждый по причинам особым, более или  менее личным, отпал от толпы. Его  совпадение с теми, кто образует меньшинство, - это позднейший, вторичный  результат особости каждого, и, таким  образом, это во многом совпадение несовпадений. Сама установка – объединение  как можно меньшего числа  для  отъединения от как можно большего – входит составной частью в структуру  каждого меньшинства.

Во всех сферах общественной жизни есть обязанности  и занятия особого рода, и способностей они требуют тоже особых. Это касается и зрелищных или увеселительных, программ, и программ политических и правительственных. Подобными  делами всегда занималось опытное, искусное или хотя бы претендующее на искусность меньшинство. Масса ни на что не претендовало, прекрасно сознавая, что если она  хочет участвовать, то должна обрести  необходимое умение и перестать  быть массой.

Однако плебейство и гнёт массы даже в кругах традиционно  элитарных – характерный признак  нашего времени. И напротив, в рабочей  среде, которая прежде считалась  эталоном массы, не редкость сегодня  встретить души высочайшего закала.  

Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе  не человек массы, проводит жизнь  в служении. Жизнь не имеет для  него интереса, если он не может посвятить  ее чему-то высшему. Его служение - не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине - достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе. Noblesse oblige. «Жить в свое удовольствие - удел плебея; благородный стремится к порядку и закону» (Гете).

Человек элиты  ощущает себя совершенным только в том случае, если он исключительно  тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему, не истинна, она порождена  суетой, и даже сам он в ней  не уверен.

 

Заключение

По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, наиболее наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига усматривается в огромном увеличении массы людей. Ведь прошлый век не только способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил население планеты, особенно больших городов. Но вместе с тем, создав новые, почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал большой массе людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали.

Этот  исторический феномен X. Ортега-и-Гассет называет «восстание масс».

Характерной чертой современного общества, считает он, стала его  странная уверенность в том, что  оно выше всех предыдущих эпох. Так  же одной из характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание его во времени  и культуре.

Он пишет, что XIX век стал по существу революционным, но не потому, что он стал известен многочисленными потрясениями, а потому, что он поставил заурядного человека, то есть огромные социальные массы, в совершенно новые жизненные условия, радикально противоположные прежним.

Ортега  развивает мысль о том, что  современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам.

Написанное  под впечатлением первой мировой  войны и накануне второй эссе Ортеги «Восстание масс» стало рассматриваться как пророческое, чему способствовали и последующие события: появление таких примеров социальной «патологии», как фашизм, нацизм и сталинизм с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей человеческой природы.

 

Список литературы

  1. Лэш К.  Восстание элит и предательство демократии. –М.: Логос, 2002
  2. Махнач В. А.  Историко-культурное введение в политологию. Курс лекци. –М., 2004
  3. Мирошниченко В.Н., Остапенко Л.В., Шахова Э.В. Философский словарь. –М. , 2004
  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.,2003г.
  5. Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
  6. Темур Симония. Ортега-и-Гассет Хосе ВОССТАНИЕ МАСС. http://timursim.livejournal.com/217253.html.

Информация о работе «Элита и массы Х.Ортеги-и-Гассета»