Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:23, реферат
Когда речь заходит о том или ином представлении для детей, следует сразу выяснить, о детях какого именно возраста идет речь? Надо выделить четыре возрастных слоя:
Дошкольный возраст
Школьники младших классов
Школьники средних классов
Старшеклассники (тинейджеры).
Введение …………………….3
Глава № 1 Эстрадные представления для детей …………………….4
Глава № 2 Массовые праздники и представления …………………….17
Глава № 3 Особенности восприятия …………………….21
Заключение …………………….24
Список литературы …………………….25
Тема «Эстрадные представления для детей»
План
Введение …………………….3
Глава № 1 Эстрадные представления для детей …………………….4
Глава № 2 Массовые праздники и представления …………………….17
Глава № 3 Особенности восприятия …………………….21
Заключение …………………….24
Список литературы …………………….25
Введение
Когда речь заходит о том или ином представлении для детей, следует сразу выяснить, о детях какого именно возраста идет речь? Надо выделить четыре возрастных слоя:
Это деление достаточно условное, и по мере взросления дети плавно переходят из одной группы в другую. Но у каждой есть своя специфика восприятия, свой уровень понимания, свои ассоциации и свои любимые герои.
Согласно существующим у нас традициям все дети тем или иным образом всегда отмечают Новый год, чуть реже — 8 Марта. У старшеклассников бывает еще Праздник последнего звонка, Выпускной вечер.
А школьников 5-7 классов учительница литературы иногда водит в ТЮЗ или в кукольный театр. И в каждом случае у истоков такого «культурного мероприятия» непременно стоит тот или иной сценарист, режиссер или люди, принявшие на себя эти обязанности.
Глава 1.
Эстрадные представления для детей
Надо сказать, что «временные границы» в сознании многих молодых людей очень сдвинуты.
Все дети, а частично и подростки, живут в очень сложном, деформированном «временном пространстве» — без прошлого, или почти без прошлого. У них в сознании есть только яркое «сейчас», «сегодня», довольно туманное «завтра», а «вчера» или «прошлым летом» всплывает в памяти только лет с б-ти. И сценаристу надо всегда об этом помнить.
И праздники «последнего звонка», и Новый год — праздники традиционные. Тут более или менее с драматургией все ясно. Есть только вариации известных сюжетов с обязательными в новогодние дни ситуациями и действующими лицами — Дедом Морозом, Снегурочкой, Бабой-Ягой. При окончании учебного заведения непременным атрибутом является вальс «Давно, друзья веселые, простились мы со школою», и т. д.
При этом обнаруживается некий парадокс. С одной стороны, дети достаточно консервативны и прямолинейны. Они с самого начала хотят все знать. Кто «хороший» герой, кто — «плохой», что происходит, и где тут «наши».
Когда в одном из новогодних представлений сценарист попробовал заменить Бабу-Ягу близкой по образу Бабой-Корягой, дети отвергли эту замену. Все равно это была Баба-яга. Более того, когда в
*Ведь даже у песенки «В лесу родилась елочка» был автор, точнее — авторесса, которая дожила до 60-х годов прошлого, XX века, и даже получала за свой труд авторские отчисления в Агентстве по авторским правам.
Одну из очень теплых в Ленинграде слякотных зим была сделана попытка вывести в качестве антипода Дедушки Мороза «Тетушку Жару» — его дальнюю родственницу по «боковой линии», — с которой он раньше никогда в жизни не встречался, потому что если есть мороз, значит, нет жары, и наоборот, — преодолеть стереотип детского восприятия, который очень силен, не удалось: если «злая сила» борется с Дедом Морозом, значит, это должна быть Баба-яга...
И никакие гуманистические проповеди, что вообще-то Баба-Яга, она — тетка хорошая и в молодости даже была Снегурочкой, пока не пошла работать в школу учительницей младших классов, детьми в расчет не принимаются. Дети живут в мире стандартных «клавиш», в мире эталонов...
Знакомые и
привычные герои — непременные
участники эстрадных
Причем эти привычные герои не обязательно должны быть известными персонажами из старых сказок, мифов, легенд. Это вполне может быть и современный герой, но непременно «раскрученный» средствами массовой информации, в особенности — телевидением. Это может быть и персонаж популярного мультфильма (такой, как например, Почтальон Печкин, Кот Матроскин или Крокодил Гена), и даже героиня интернет-комиксов Масяня. Более того, в последнее время появились елочные детские представления, в которых в роли отрицательного героя выступают... «компьютерные вирусы», «мультики», и детская аудитория послушно принимает эти нововведения. Вот вам и «консерватизм» с «традиционализмом»...
С одной стороны, наши дети любят сказки, с другой, — с удовольствием принимают каких-то придуманных на телевидении «сме-шариков» и даже знают их по именам...
Был год, когда по телевидению изо дня в день «крутили» лихой американский «мультик» о «звездных войнах», где главным действующим лицом был некий придуманный за океаном герой — Валь-трон. И наш Мюзик-холл на волне успеха этой ленты у детской аудитории поставил новогоднее представление под названием «В гостях у Вальтрона». И все состоялось, зал принял эту игру. Дед Мороз
отодвинулся на второй и даже третий план, главным было то, что происходило вокруг подготовки путешествия в волшебную страну Вальтрона...
И пусть самого Вальтрона на сцене детям не показывали, сам «ход» достаточно хорошо «срабатывал», и все были довольны...
Лучше всего, если в основу любого представления для детей положен какой-то нехитрый и динамичный сюжет.
Герои должны кого-то искать, за кем-то бежать, лететь, догонять, и конец надлежит сделать хорошим. Все должно быть четко, выпукло, понятно, что не исключает хитро закрученной интриги, требующей сообразительности. Не надо играть с детьми «в поддавки», они должны сами разгадывать «сценические кроссворды».
Еще один важный постулат при создании сценария эстрадного представления для детей состоит в том, что это представление должно быть музыкальным.
Продолжительность представления для детей должна быть не более 40-45 минут.
Больше наши маленькие зрители не выдерживают и по линии концентрации внимания, и по другим обстоятельствам физиологически-возрастного характера.
Во всех детских эстрадных представлениях может и должен быть использован интерактивный способ общения со зрительным залом.
Для детей не существует такого театрального понятия, как «четвертая стена», с ними можно и нужно вступать в диалог, петь песни и отгадывать загадки. Их надо вовлекать в сценическое действие всеми возможными способами: просить поддержать героев или предупредить о какой-то опасности, вместе позвать кого-то, произнести «волшебное слово», и т. д.
В последние годы у нас в Петербурге для первоклассников проводится Праздник первого звонка. Ставится большое театрализованное представление в Ледовом дворце с участием популярных эстрадных артистов, многочисленных детских коллективов, Ледового театра и цирка.
Используется вся современная театральная техника, демонстрируется специально придуманное сценаристами «Лазерное шоу», на большом диодном экране, напоминающем классную доску, проходят специально отснятые и смонтированные сюжеты. На этот же экран транслируется зал дворца, по торцу сцены пущена «бегущая строка». Ведь самый первый урок в школе должен быть праздничным, музыкальным, веселым...
Представление построено как путешествие в Страну знаний. Ведут программу несколько цирковых клоунов. Надо сказать, что в этом огромном зале очень хорошо смотрятся все эстрадно-цирковые жанры.
В данном представлении
«задействованы» сразу три
Нельзя не упомянуть, что во многих юбилейных, тематических и даже правительственных концертах часто используются различные детские коллективы, чаще всего — танцевальные и вокальные. Иногда для детской группы пишется специальное стихотворное поздравление юмористического характера. И, как правило, этот номер «обречен на успех»...
Весьма логично для детских спектаклей использовать какие-то сказочные мотивы или инсценировать известные сказки.
К примеру, очень жаль, что вроде бы, насколько нам известно, никому не пришла в голову мысль использовать для детского эстрадного спектакля русскую народную сказку «про Царевну-несмеяну». Ведь в ее сюжете уже заложен «конкурс юмора», а традиционный образ Иванушки-дурачка, который, конечно же, на самом-то деле никакой не дурачок, а просто себе на уме и в общем-то умнее всех, для нашей страны достаточно органичен.
Впрочем, в одном
из кукольных театров
Попутно следует упомянуть, что на границе «детского» и «взрослого» жанров на эстраде и телевидении не раз делались попытки реализовать такую форму, как «елка для взрослых!», всегда в результате имевшие успех...
В структуре сценариев программ для детей есть один важный драматургический прием, который, наверное, можно было бы назвать «динамическим», или «мобильным построением программы».
Иногда, когда
представление для детей
Но что же делать?
Надо стараться использовать для детских представлений такие залы и помещения, где зрители могут перемещаться вслед за действующими лицами, из одного зала в другой, из одного фойе в другое. Пусть не все сразу, пусть группами — все это можно придумать и заложить в сценарную разработку.
Такая же форма «мобильной программы» иногда используется в постановках для взрослых.
Например, существуют театрализованные экскурсии по музеям.
На Елагином острове, где расположен санкт-петербургский Цеп-тральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), удалось поставить представление, где дети-зрители перемещались по извилистым дорожкам парка и за каждой группой деревьев их ждал сюрприз — очередная сценка, продолжающая сюжет эстрадного представления...
Аналогичный прием может быть использован и на различных ярмарочных представлениях. И это очень органично, так как на самом
* Почему сценаристы решили, что его перевербовали американцы? Даже детям известно, что 007 — истинный англичанин.
деле этот способ построения представления был изобретен много веков назад.
Сегодня в общем русле эстрадного искусства, где, наряду с все еще имеющимися государственными структурами, становится все больше частных продюсерских агентств системы шоу-бизнеса, где во главу угла, естественно, ставится не качество того или иного, в частности детского, шоу, а именно бизнес, получение прибыли практически любыми средствами, — вопрос ответственности за то, что выносится на эстраду, становится особенно острым.
Эта частнопредпринимательская деятельность в области эстрадных представлений для детей практически никому не подконтрольна. И тысячи маленьких граждан нашей страны, как любили говаривать в прошлые годы, «наше будущее», беззащитны перед тем, что им показывают, к чему призывают, чему учат, и что они, как губка, впитывают с экранов телевизоров, с эстрад дворцов культуры или садово-парковых представлений.
Есть известная истина: для детей надо писать точно так же, как для взрослых, только гораздо лучше.
Сегодня она забыта начисто,
и созданием эстрадных
Небольшой пример из сегодняшней реальной жизни...
Лето. Западный Кавказ. В Чечне все еще гремели выстрелы. Оттуда на турбазу в Домбай привезены 200 детей, чтобы они отдохнули, забыли недавний кошмар, получили кусочек безоблачного детства. Их досугом в Домбае никто не занимался, и они играли в те игры, которые сами могли придумать или в которые они играли у себя дома. При этом разговаривали они преимущественно на родном языке. Во время одной из таких игр сотрудница местного краеведческого музея, случайно оказавшаяся рядом, обратила внимание на то, что ребята, перекликаясь в лесу, довольно искусно имитируют голоса различных птиц, в частности тех, которых никогда не было и нет в данной местности. Что же выяснилось в итоге? Дети «весело играли» в партизан, в бойцов «незаконных вооруженных формирований» и голосами птиц передавали друг другу сведения о том, сколько российских автомашин, БТРов и солдат двигается по дороге и сколько нужно фугасов, чтобы их уничтожить...