Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель данной работы – выявить автобиографические черты в произведениях Кафки.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
1) Франц Кафка как личность и как писатель, основные этапы биографии.
2) Проблема модернизма в творчестве Ф.Кафки
3) Сравнение сюжетов и героев произведений с жизнью самого Ф. Кафки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Мир Кафки……………………………………...…………………………5
1.1 Кафка как личность и как явление……………………………………….5
1.2 Кафка в дневниках………………………………………………………...8
1.3 Франц Кафка и модернизм……………………………………………...15
Глава2 Автобиографические мотивы в творчестве Ф. Кафки………………..20
2.1. Роман "Процесс".......................................................................................25
2.2. Рассказ "Превращение"…………………………………………………29
2.3. Тайна притч Кафки………………..………………………………….....29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………....36.
Что остается делать Кафке, остро ощущающему, как угасает его способность творить, расшатывается здоровье, все более ненавистными становятся семейные отношения ("Ненавижу их всех подряд", - пишет он Максу Броду в письме от 8 октября 1912 года).
Каковы его любовные связи? Дневник сообщает о посещениях борделей в Милане, в Париже, но они, можно сказать, вызваны прежде всего любопытством туриста, а также в Праге в конце сентября 1911 года. Немного позднее образы борделя преследуют его во сне: ему снится, что он ласкает бедро проститутки и внезапно обнаруживает, что все ее тело покрыто гнойниками. Или : «Входит девушка, которую я знаю, она перелезает как раз на моём месте через спинку скамьи, спина её, когда она перелезает, совершенно голая, кожа не очень чистая, на коже расчёсанное до крови место величиной с кнопку дверного звонка» (Та., 166).
Это время,
когда тема холостяка внезапно
выходит на первое место в
"Дневнике" и в творчестве. Кафка
предпочитает стремиться к
Но не только
в отношении женщин он
И еще в декабре 1910 года: "Я каменный, я свой собственный могильный камень". Именно о погружении в одиночество рассказывает "Дневник" в течение этих долгих месяцев. Постоянно обращенный на себя взгляд, упражнения в писании, даже или в основном, если он обращается к нему только в страдании, ускоряют это добровольное заточение.
Итак, он вслушивался
и вглядывался в себя, скрупулёзно
отмечал малейшие сдвиги в
своих взаимоотношениях с
1.3. Франц Кафка и модернизм.
Кафка скончался около
Кафка ненавидел
тот бездушный,
В то
же время сочувствие не должно
заслонять от нас всего того,
что Кафке не было дано
А противоречия эти в высшей степени типичны для определённой части западной интеллигенции: Кафка не верил в мир, не верил в человека, не верил даже в теоретическую возможность счастья и гармонии.
И такое
неверие делает Кафку
Модернизм
– в качестве исторически
Направление
неоднородно. Внутри него
Разумеется, метод
Кафки – не спонтанен. Он
обусловлен и индивидуально –
психологически, и, конечно, в
первую очередь, исторически;
он не только связан с
Большинство
исследователей Кафки обращает
внимание на присущее его
В самом деле, трудно найти другого художника, который посоветовал бы о невероятном, фантастическом, немыслимом в таком деловом и спокойном тоне, такими намеренно бесцветными, длинными, как бы по – канцелярски приглаженными фразами.
« Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что у себя в постели превратился в страшное насекомое.
-Что со мной случилось? –
подумал он. Его комната, настоящая,
разве что слишком маленькая,
человеческая комната мирно
Человек превратился в насекомое! А вот попробуйте рассказать об этой чудовищной метаморфозе более буднично, чем то сделал Кафка! Герой, а вместе с ним и автор не испытывают ни отчаяния, ни даже удивления. Мир не перевернулся; комната осталась комнатой; образцы материй лежат на столе; дешёвенькая картинка висит на стене, она и сейчас привлекает внимание Замзы.
Он
стал насекомым. Но и
Вообще
же у немецких романтиков
У Кафки читатель встречает нечто иное. В. Рэм, один из первых его исследователей, писал, сравнивая Кафку с другими современными мистиками: « В то же время, как и у них… чудесное находится по ту сторону повседневного, в некоем таинственном окружении, непостижимый Франц Кафка помещает чудо, ещё более магически, в самый центр обыденного, в яркий свет…»
В. Рэм назвал эту манеру Кафки «магическим реализмом».
Фантастика и реальность в его книгах тесно связаны друг с другом, перемешаны, «сплавлены» воедино. Самое невероятное, бессмысленное и необъяснимое происходит в обыденнейшей, тривиальнейшей обстановке. Вторжение фантастического, в нарушение всех традиций, отнюдь не сопровождается красочными романтическими эффектами, а оформляется как не вызывающая ни в ком удивления естественнейшая вещь на свете. Если мысленно расчленить романы и новеллы Кафки на их первичные элементы, так сказать «строительные кирпичи», то мы получим преимущественно осязаемо реальные, ничем не примечательные вещи, предметы, явления. Фантастика появляется лишь тогда, когда Кафка начинает ставить их в определённую зависимость от элементов нереальных или даже просто друг от друга – она заключена в ситуациях, в расположении предметов, их взаимном отталкивании или притягивании.
«Модернистское искусство, - пишет американский литературовед А. Хаузер, - делает упор не столько на самом сочетании предметов, сколько на фантастичности этого сочетания».
Суд и чердак – явление для
современного человека вполне
обиходные. Однако если
Кафка, изображая душевный мир героя, который являлся для него чем-то вроде инкогнито, пытался сделать так, чтобы каждый шаг грозил неожиданными открытиями, за которыми грезились бы еще более грандиозные пространства – сейчас это обозначили бы термином «виртуальная реальность». Сверхъестественные обстоятельства застают героев Кафки врасплох, в самые неожиданные для них моменты, в самые неудобные место и время, заставляя испытывать «страх и трепет» перед бытием. Из произведения в произведения живописуется история человека, оказавшегося в центре метафизического противоборства сил добра и зла, но не сознающего возможности свободного выбора между ними, своей духовной природы и тем самым отдающего себя во власть стихий.
Когда мы говорим «реальность», мы имеем в виду все в совокупности - усредненную пробу смеси из миллиона индивидуальных реальностей. Абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих существ, - и умирает в отчаянии. Через все творчество Кафки проходит постоянное балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл. Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение.
Множество критиков пытались объяснить смысл работ Кафки исходя из положений тех или иных литературных школ — модернизма, «магического реализма» и др. Безысходность и абсурд, пронизывающие его творчество, характерны для экзистенциализма. Некоторые пытались отыскать влияние марксизма на его сатиру над бюрократизмом в таких произведениях, как «В исправительной колонии», «Процесс» и «Замок». В то же время другие рассматривают его произведения через призму иудаизма (так как он был евреем и проявлял некоторый интерес к еврейской культуре, который, впрочем, развился лишь в поздние годы жизни писателя) — несколько проницательных замечаний по этому поводу сделал Борхес; через фрейдистский психоанализ (из-за напряженной семейной жизни); или через аллегории метафизического поиска Бога (поборником этой теории был Томас Манн).
Глава 2.Автобиографические мотивы в творчестве Франца Кафки.
2.1. РОМАН «ПРОЦЕСС».
Кафковская концепция
вины и виновности человека
представляла собой не что
иное, как искажённое, извращённое,
деформированное,
К. Йозеф - обыкновенный человек, банковский служащий, его история развёртывается в Праге, а именно в пражском пансионе: дома, в которых находятся квартиры адвоката Гульда и художника Титорелли; запущенная, перенаселённая постройка на окраине, где в комнате столяра Ленца ведётся следствие по делу героя, - всё это старая Прага, даже чердаки, на которых разместился суд,- пражские чердаки.
Информация о работе Автобиографические мотивы в творчестве Франца Кафки