Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:50, доклад
Как часто кажется нам , что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.
Анализ лирического стихотворения
И.А.Бунина «Рассвет». Восприятие,истолкование,оценка
Как часто кажется нам , что мир рушится,
уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности,
проблем, которые мы сами себе создаем,
мы не замечаем, что постепенно наша жизнь
начинает тускнеть из-за всего этого. Нам
не хватает воздуха, живой природы. Проходя
по улицам, у нас нет времени взглянуть
на небо, в эту далекую, синюю, бездонную
высь. Связь с природой обрывается под
тяжестью прогресса. Он продвигается вперед,
а мы отдаляемся от естественного мира,
погружаясь в мир искусственный.
Не так давно на уроках литературы мы прошли
И.А.Бунина. И я поняла: вот тот человек,
который всю жизнь хранил в себе чувство
привязанности к миру природы, был убежден,
что каждое малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни.
В своих стихах он утверждает неповторимую
ценность всякой минуты , проведенной
в лесу, в поле, в саду. Из всех стихотворений
больше всего мне понравилось стихотворение
“Рассвет”. Оно было написано И.А.Буниным
в 1900 году. В нем нет ничего надуманного,
каждая строфа создавалась, казалось бы,
из легких, воздушных строчек. С первого
и до последнего слова оно проникнуто
радостным, весенним настроением. Весна,
вероятно, в сердце поэта, он с надеждой
и трепетом ждет лучшего, светлого. И, если
еще “Сумрак ночи прячется в лесах’’
, то уже “из долин зеленых утром веет”.
Не только природа начинает пробуждаться
– жизнь меняется к новому. В первой строфе
происходит зарождение надежд, тогда как
во второй поэт под громкое “серебряное
пенье “ cмело призывает новый день: Разгорайся,
новый день, смелей!
Все мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно,
незачем сожалеть о нем. Лишь будущее время,
зарождающееся в мгновенье настоящего,
властно над человеком. Обращаясь в третьей
строфе к солнцу , Бунин хочет заставить
и нас поверить в то, что “ вся жизнь –
день радости и счастья !’’ Он понял принцип
жизни и делится своим открытием с нами.
Он подчеркивает выражения ‘ по всей земле
“ , “вся жизнь’’ , как бы доказывая этим
, что мир безграничен в соединении с природой.
Закрыв глаза на мелкие неурядицы , поэт
слепо верит в то, что человек рожден для
счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели,
годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен
и неповторим. Небо- один из главных образов
стихотворения. На нем происходит зарождение
жизни, и оно отражает, словно зеркало,
все происходящее на земле. Оно своего
рода- душа человечества, его надежды и
ожидания, хранитель всего самого сокровенного.
Размер стихотворения - пятистопный хорей
с опоясывающей рифмовкой. Хорей - размер
активный и мажерный, действительно, на
протяжении всего стихотворения улавливается
мотив активности, побуждения. Цвет стихотворения
очень яркий , насыщенный, в некотором
смысле пестрый. Оно наполнено цельностью,
душевным здоровьем. Поэт использует множество
эпитетов: ‘бледных небесах”, “серебряное
пенье “, “долин зеленых” и так далее.
С их помощью стихотворение становится
легким, чувственным, более эмоциональным.
Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют
тесных рамок, эти понятия вкладывают
непосредственность в каждую строчку.
Используя такие метафоры как” сумрак
ночи прячется в лесах”, “веет юной радостью
“, “льется звон костела”, поэт стремится
наполнить стихотворение активностью,
особым смыслом, чтобы лучше передать
его основные мотивы. Сравнивая звон костела
с серебряным пением, Бунин придал стихотворению
музыкальный тон. Еще один художественный
троп – олицетворение, с которым мы встречаемся
во второй и третьей строфах. День и солнце…
этим неживым, казалось бы, понятиям поэт
придал своеобразную окраску. В его сознании
они – живые, более того, на них возлагается
серьезная задача – сделать мир светлым
и радостным. Поэтому они являются также
основными образами стихотворения на
фоне ясного неба. В стихотворении происходит
ассонанс гласной «е», будто и в нее автор
вложил особый смысл, будто она призвана
вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.
Мне очень понравилось это стихотворение.
Оно настолько просто и естественно, что
не вызывает никаких сомнений в истинности
написанного. Особая реальность, соприкасающаяся
со сказкой, как настоящее – с будущим,
представлена нашему вниманию о оценке.
Мы не можем остаться безразличными к
поэзии И.А.Бунина. А если так, не должны
обходить стороной те законы, о которых
он пишет. Они учат нас жить, а не существовать,
чувствовать, а не предугадывать, любить,
а не ненавидеть и не относиться с безразличием
к окружающему миру. Хочется еще раз обратиться
к милым строчкам:
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь – день радости и счастья!
Поэзия Бунина отличается высокой насыщенностью
образами природы.Бунин вступил в литературу поэтом.Уже в его юношеских
стихотворениях звучали мотивы, которые
во многом определят смысл позднего,зрелого
творчества.Он говорит о природе,как средоточии
гармонии.Быть естественным как сама природа-вот
идеал юного поэта.Не только восторг перед
природой,а и страстная жажда воссоединения
с ней-эта тема классической поэзии звучит
в стихотворении поэта В его стихах главный
источник человеческих ценностей:покой,бодрость,
Образы «зимних» стихотворений
И.А. Бунина поражают богатством красок
и оттенков, в них выражено русское национальное
начало. Природа входит в стихи шёпотом
леса, воем вьюги ,шумом берёз. Серебряный
мороз по-русски хозяйничает на заре. Синее
небо «солнце, бодрое от холода»,делают
душу лирического героя, русского человека,
открыто обнаженной и чуткой. Бытовые
детали приобретают в стихах Бунина особую
выразительность: зимний вечер сливается
с полумраком и тишиной русской избы, с
тусклым светом лампады. Русское национальное
начало проявляется в изображении предметного
мира природы: поэт создаёт серию реалистических
картин, которые напоминают новеллы, в
центре которых находится одинокий человек,
тоскующая русская душа.
При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.
Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.
Интеграция: литература, русский язык.
Технологии:
информационно-
Оборудование: интерактивная доска, учебник “Русская словесность, 8-й класс”, раздаточный материал (текст стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…”), учебная презентация “Слово в лирическом произведении”.
Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации. <Приложение 1>
Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).
Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.
Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.
- “Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].
По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].
-
Итак, понятие “слово” многозначное,
наша задача - рассмотреть возможности
слова в лирических
Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).
- Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
-
Прочитаем вместе прекрасную
лирическую страницу И.А. Бунина
“На окне, серебряном от инея…”.
Перед чтением проведём
- “Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].
Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.
-
Легко ли слушалось
По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) <Приложение 2>, это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.
-
Слова “поэтический” и “мир”
вам хорошо знакомы по
Таким образом, наша задача - открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.
-
Укажите в тексте
- В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На
окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.
-
Благодаря этим средствам
- Метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное.
- Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
-
Определите стихотворный
-
Это шестистопный ямб с
Обобщим о роли стиха: стих - главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.
- В чём же мастерство И.А.Бунина - поэта?
“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … - одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].
В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.
И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне.
Проблема |
Попытка дать собственную интерпретацию стихотворных текстов в рамках исследовательской работы. |
Объект и предмет исследования |
Стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…», «Первый утренник, серебряный мороз,,,», «На окне, серебряном от инея…» |
Гипотеза |
Создавая поэтический образ зимы, И.А.Бунин развивает реалистические традиции предшественников и идёт дальше их в изображении картин природы и переживаний лирического героя, усиливает их художественно – эстетическое начало |
Полученный результат |
Образы зимней природы в стихотворениях И.А.Бунина создают не только впечатление живописных картин красоты мира, но и полноты жизни. В каждом стихотворении нарастает мотив неотделимости человека от природы. Художественный эффект усиливает магия воспоминаний, характерная для Бунина. На фоне пейзажа крупным планом предстаёт человек, испытывающий напряжение радости и печали в сердце, полном любви к миру, к русской природе. И.А.Бунин развивает реалистические традиции предшественников и идёт дальше в изображении картин зимней природы и внутреннего восприятия их человеком. |
Практическая значимость работы |
Материалы могут быть предложены в помощь учителю и учащимся при изучении творчества И.А.Бунина как примерные образцы интепретации поэтических текстов |