Анализ лирического стихотворения И.А.Бунина «Рассвет». Восприятие,истолкование,оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:50, доклад

Краткое описание

Как часто кажется нам , что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ лирического стихотворения И.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Анализ лирического стихотворения И.А.Бунина «Рассвет». Восприятие,истолкование,оценка 
  Как часто кажется нам , что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.  
Не так давно на уроках литературы мы прошли И.А.Бунина. И я поняла: вот тот человек, который всю жизнь хранил в себе чувство привязанности к миру природы, был убежден, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. В своих стихах он утверждает неповторимую ценность всякой минуты , проведенной в лесу, в поле, в саду. Из всех стихотворений больше всего мне понравилось стихотворение “Рассвет”. Оно было написано И.А.Буниным в 1900 году. В нем нет ничего надуманного, каждая строфа создавалась, казалось бы, из легких, воздушных строчек. С первого и до последнего слова оно проникнуто радостным, весенним настроением. Весна, вероятно, в сердце поэта, он с надеждой и трепетом ждет лучшего, светлого. И, если еще “Сумрак ночи прячется в лесах’’ , то уже “из долин зеленых утром веет”. Не только природа начинает пробуждаться – жизнь меняется к новому. В первой строфе происходит зарождение надежд, тогда как во второй поэт под громкое “серебряное пенье “ cмело призывает новый день: Разгорайся, новый день, смелей!  
Все мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно, незачем сожалеть о нем. Лишь будущее время, зарождающееся в мгновенье настоящего, властно над человеком. Обращаясь в третьей строфе к солнцу , Бунин хочет заставить и нас поверить в то, что “ вся жизнь – день радости и счастья !’’ Он понял принцип жизни и делится своим открытием с нами. Он подчеркивает выражения ‘ по всей земле “ , “вся жизнь’’ , как бы доказывая этим , что мир безграничен в соединении с природой. Закрыв глаза на мелкие неурядицы , поэт слепо верит в то, что человек рожден для счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели, годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен и неповторим. Небо- один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно своего рода- душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.  
Размер стихотворения - пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой. Хорей - размер активный и мажерный, действительно, на протяжении всего стихотворения улавливается мотив активности, побуждения. Цвет стихотворения очень яркий , насыщенный, в некотором смысле пестрый. Оно наполнено цельностью, душевным здоровьем. Поэт использует множество эпитетов: ‘бледных небесах”, “серебряное пенье “, “долин зеленых” и так далее. С их помощью стихотворение становится легким, чувственным, более эмоциональным. Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют тесных рамок, эти понятия вкладывают непосредственность в каждую строчку. Используя такие метафоры как” сумрак ночи прячется в лесах”, “веет юной радостью “, “льется звон костела”, поэт стремится наполнить стихотворение активностью, особым смыслом, чтобы лучше передать его основные мотивы. Сравнивая звон костела с серебряным пением, Бунин придал стихотворению музыкальный тон. Еще один художественный троп – олицетворение, с которым мы встречаемся во второй и третьей строфах. День и солнце… этим неживым, казалось бы, понятиям поэт придал своеобразную окраску. В его сознании они – живые, более того, на них возлагается серьезная задача – сделать мир светлым и радостным. Поэтому они являются также основными образами стихотворения на фоне ясного неба. В стихотворении происходит ассонанс гласной «е», будто и в нее автор вложил особый смысл, будто она призвана вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.  
Мне очень понравилось это стихотворение. Оно настолько просто и естественно, что не вызывает никаких сомнений в истинности написанного. Особая реальность, соприкасающаяся со сказкой, как настоящее – с будущим, представлена нашему вниманию о оценке. Мы не можем остаться безразличными к поэзии И.А.Бунина. А если так, не должны обходить стороной те законы, о которых он пишет. Они учат нас жить, а не существовать, чувствовать, а не предугадывать, любить, а не ненавидеть и не относиться с безразличием к окружающему миру. Хочется еще раз обратиться к милым строчкам:  
Выйди в небо, солнце, без ненастья,  
Возродися в блеске и тепле,  
Возвести опять по всей земле,  
Что вся жизнь – день радости и счастья!

Поэзия Бунина отличается высокой насыщенностью образами природы.Бунин вступил в литературу поэтом.Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднего,зрелого творчества.Он говорит о природе,как средоточии гармонии.Быть естественным как сама природа-вот  идеал юного поэта.Не только восторг перед природой,а и страстная жажда воссоединения с ней-эта тема классической поэзии звучит в стихотворении поэта В его стихах главный источник человеческих ценностей:покой,бодрость,радость.Давно возникшее в мировой в т. ч. и русской лирике очеловечивание(антропоморфизм)природы Бунин повторяет настойчиво,обогащая навыки метафорами.(см.» Русские писатели»библ. Словарь).                                                                                                                                              Бунин высокий мастер пейзажа ,изобразитель природы.Как много зелени у него,дыхания русской деревни,как много полей, ржи сенокоса;какие сладкие пары несутся от его хлебных нив!Хотя он сам говорит,что –« не пейзаж его влечёт ,не краски жадный взор подметит,а то что в этих краска светит-любовь и радость бытия.»Как сказал   В.В, Нефедов «Бунинские стихи пробуждают любовь к России её природе,они принадлежат перу патриота. .  Пейзажная лирика И.А.Бунина развивалась под благотворным воздействием поэтов 19 века. Как и А.С.Пушкин, Бунин пишет о «долгом зимнем вечере», о буре, плачущей за окном, его лирический герой любуется первым утренником и серебряным инеем, чистыми красками русской зимы. Как и Лермонтов, описывая зиму, поэт возвращается к добрым воспоминаниям детства, чувство радости соседствуют в его стихах с легкой грустью. Природа и человек у Бунина сливаются, пейзаж отражает внутренний мир, душу лирического героя, как в стихах А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.                                                                   

Образы «зимних» стихотворений И.А. Бунина поражают богатством красок и оттенков, в них выражено русское национальное начало. Природа входит в стихи шёпотом леса, воем вьюги ,шумом берёз. Серебряный мороз по-русски хозяйничает на заре. Синее небо «солнце, бодрое от холода»,делают душу лирического героя, русского человека, открыто обнаженной и чуткой. Бытовые детали приобретают в стихах Бунина особую выразительность: зимний вечер сливается с полумраком и тишиной русской избы, с тусклым светом лампады. Русское национальное начало проявляется в изображении предметного мира природы: поэт создаёт серию реалистических картин, которые напоминают новеллы, в центре которых находится одинокий человек, тоскующая русская душа.                           

При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.

Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.

Интеграция: литература, русский язык.

Технологии: информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.

Оборудование: интерактивная доска, учебник “Русская словесность, 8-й класс”, раздаточный материал (текст стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…”), учебная презентация “Слово в лирическом произведении”.

Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации.  <Приложение 1>

Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).

Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.

Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.

- “Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].

По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].

- Итак, понятие “слово” многозначное, наша задача - рассмотреть возможности  слова в лирических произведениях.

Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).

- Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

- Прочитаем вместе прекрасную  лирическую страницу И.А. Бунина  “На окне, серебряном от инея…”. Перед чтением проведём лексическую  работу: объясним, используя словари, лексическое значение слова “застреха”.

- “Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].

Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.

- Легко ли слушалось стихотворение? Какие картины возникали у  вас во время чтения стихотворения?

По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) <Приложение 2>, это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.

- Слова “поэтический” и “мир”  вам хорошо знакомы по отдельности. В курсе “В мире литературы”  А.Г.Кутузова вы встречались с  понятием “поэтический мир”. Давайте вспомним его, обратившись к слайду № 8 нашей презентации: “ Это значит, что у каждого поэта свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой” [5].

Таким образом, наша задача - открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.

- Укажите в тексте стихотворения  И.А.Бунина “На окне, серебряном  от инея…” эпитеты, сравнения, олицетворения, попробуйте объяснить их роль  в тексте.

- В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:

На окне, серебряном от инея, 
За ночь хризантемы расцвели.

Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.

- Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.

- Метафора, эпитет, олицетворение помогают  увидеть красоту окружающего  нас мира, открыть в обыкновенном  необыкновенное.

- Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.

- Определите стихотворный размер, особенности рифмы и строфы.

- Это шестистопный ямб с пиррихием  в первой стопе, рифма перекрёстная, точная, чередуются дактилическая  и женская рифмы, строфа - четверостишие.

Обобщим о роли стиха: стих - главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

- В чём же мастерство И.А.Бунина - поэта?

“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … - одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].

В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии

 

 
***

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах - небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

 

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом всё запушено.

 

И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне.

 

 

 Проблема

Попытка дать собственную интерпретацию стихотворных текстов в рамках исследовательской работы.

   

Объект и предмет исследования

Стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…», «Первый утренник, серебряный мороз,,,», «На окне, серебряном от инея…»

   

 Гипотеза

Создавая поэтический образ зимы, И.А.Бунин развивает реалистические традиции предшественников и идёт дальше их в изображении картин природы и переживаний лирического героя, усиливает их художественно – эстетическое начало

   

Полученный результат

Образы зимней природы в стихотворениях И.А.Бунина создают не только впечатление живописных картин красоты мира, но и полноты жизни. В каждом стихотворении нарастает мотив неотделимости человека от природы. Художественный эффект усиливает магия воспоминаний, характерная для Бунина. На фоне пейзажа крупным планом предстаёт человек, испытывающий напряжение радости и печали в сердце, полном любви к миру, к русской природе. И.А.Бунин развивает реалистические традиции предшественников и идёт дальше в изображении картин зимней природы и внутреннего восприятия их человеком.

   

 Практическая значимость работы

Материалы могут быть предложены в помощь учителю и учащимся при изучении творчества И.А.Бунина как примерные образцы интепретации поэтических текстов

Информация о работе Анализ лирического стихотворения И.А.Бунина «Рассвет». Восприятие,истолкование,оценка