Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:50, доклад
Как часто кажется нам , что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.
Гипотеза: создавая поэтический
образ зимы, И.А. Бунин развивает реалистические
традиции классической поэзии предшественников
и идёт дальше их в изображение картин
природы и внутренних переживаний лирического героя, усиливает
их художественно-эстетическое начало.
Предмет исследования-стихотворения «Помню
долгий зимний вечер...», «Первый утренник,
серебряный мороз...», «На окне, серебряном
от инея...». В работе показано сходство
и различие в создании образа зимы в стихотворениях
И.А.Бунина, определены художественно-языковые
средства создания поэтического образа,
доказывается мысль о том, что Бунин не
только продолжил реалистические традиции
классической поэзии, но и усилил художественно-эстетическое
начало в изображение русской природы.
Пейзажная лирика И.А.Бунина развивалась
под благотворным воздействием поэтов
19 века. Как и А.С.Пушкин, Бунин пишет о
«долгом зимнем вечере», о буре, плачущей
за окном, его лирический герой любуется
первым утренником и серебряным инеем,
чистыми красками русской зимы. Как и Лермонтов,
описывая зиму, поэт возвращается к добрым
воспоминаниям детства, чувство радости
соседствуют в его стихах с легкой грустью.
Природа и человек у Бунина сливаются,
пейзаж отражает внутренний мир, душу
лирического героя, как в стихах А.А.Фета
и Ф.И.Тютчева.
Образы «зимних» стихотворений
И.А. Бунина поражают богатством красок
и оттенков, в них выражено русское национальное
начало. Природа входит в стихи шёпотом
леса, воем вьюги ,шумом берёз. Серебряный
мороз по-русски хозяйничает на заре. Синее
небо «солнце, бодрое от холода»,делают
душу лирического героя, русского человека,
открыто обнаженной и чуткой. Бытовые
детали приобретают в стихах Бунина особую
выразительность: зимний вечер сливается
с полумраком и тишиной русской избы, с
тусклым светом лампады. Русское национальное
начало проявляется в изображении предметного
мира природы: поэт создаёт серию реалистических
картин, которые напоминают новеллы, в
центре которых находится одинокий человек,
тоскующая русская душа.
Особое внимание уделяется
монологу матери, которая стремиться снять
страх с души ребёнка и потому употребляется
«вьюга». Градация усиливает эмоционально-экспрессивное
начало стихотворения, звукопись позволяет
создать живую картину зимней стихии.
Временные рамки русской зимы подчёркивает
эпитет «долгий»,а антитеза образу бури-«полумрак
и тишина» позволяет снять напряжение
с души ребёнка и погрузить его в мир домашнего
уюта и покоя. «Свет лампады» напоминает
о запахах детства, связанных в представлении
лирического героя со Спасителем, способным
защитить человека от бурь и угроз внешнего
мира.
В стихотворении «Первый утренник,
серебряный мороз...» Бунин предстаёт живописцем
зимнего пейзажа: русский дух выражает
просторечным словом «утренник»,контекстными
синонимами к слову «мороз», цветовыми
эпитетами и метафорами. Цветовая гамма
расширяется во 2 и 3 строках; на смену «свежему
глянцу» зелёного следа колёс приходит
серебро простора, затем «бирюзой сияет
небо», «красным пламенем настурции горят»,
«сияет небо ярче», «как пламя редеют поздние
цветы».
Каждая строфа предстаёт драгоценным художественным полотном, а лирический герой-бодрым человеком,высоко ценящим красоту русского пейзажа.
Эпитет «серебряный», излюбленный у поэта, используется и в стихотворении «На окне, серебряном от инея...», он позволяет подчеркнуть благородство зимней картины, эстетизировать образ, сравнивая узор на окне с хризантемами. Цветовая гамма вновь расширяется до «неба ярко-синего»,до золота солнца, «бодрого от холода». Привычный для русского человека эпитет «белый» в описании снега у Бунина становится цветом радости, бодрости и жизнеутверждения.
Таким, образом, в стихотворениях И.А.Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу