Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:17, доклад
Андрей Дмитриевич Сахаров и Александр Исаевич Солженицын встретились в первый раз 26 августа 1968г. - через несколько дней после оккупации Чехословакии войсками стран - участниц Варшавского договора. Это вторжение стало большим потрясением для всех диссидентов, и многие искали какие-то формы, чтобы выразить свой протест по этому поводу. Академик и трижды Герой социалистического труда А. Д. Сахаров только недавно - в мае 1968 г. - выступил как диссидент, обнародовав свой первый большой меморандум "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" с призывом развивать демократию и плюрализм. Это выступление быстро принесло Сахарову известность - и в Советском Союзе и в западных странах
Но в том же 1974г. в "Письме вождям Советского Союза" Солженицын изложил и свое видение будущего, если не всего мира, то России. Он предлагал отказаться от военного и космического бюджета страны, а на сэкономленные деньги "растопить" и "растеплить" российский Северо-Восток. Сюда, в северные и восточные районы России, писатель предлагал перенести "центр государственного внимания, национальной деятельности, центр расселения и поисков молодых - с юга нашей страны и из Европы". "Построение более чем половины государства на новом свежем месте, - заявлял Солженицын, - позволяет нам не повторять губительных ошибок XX века - с промышленностью, с дорогами, с городами". Города были особенно ненавистны писателю. В стране нужно строить лишь небольшие предприятия, но "с дробной и высокой технологией". И даже сельское хозяйство можно создавать на Севере ("с большими затратами, конечно", - добавлял писатель). Теперь уже Сахаров оценивал проекты Солженицына как утопию и как "опасное мифотворчество".
Еще через 15 лет, осенью 1989г., уже в качестве народного депутата и одного из лидеров оппозиционной межрегиональной депутатской группы (МДГ) Сахаров разработал в форме конституции свой проект
стр. 15
переустройства Советского Союза в Союз Советских Республик Европы и Азии. Он передал этот проект Горбачеву, который возглавил созданную съездом народных депутатов Конституционную комиссию. Это было 27 ноября, то есть всего за 17 дней до неожиданной и скоропостижной смерти Сахарова. Мы узнали об этом документе как о "Конституции Сахарова" только в начале 1990 г., когда он был опубликован в московском журнале "Горизонт". Это был утопический проект, основанный на идеях конвергенции, интернационализма, демократизма, идеализма и популярной среди физиков идеи мирового правительства, которую отстаивал еще А. Эйнштейн.
Сахаров пояснял, что он выступает за объединение всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности и религии, от пола, возраста и социального положения, что он обращается не к нациям, а к людям. Всего через несколько месяцев после "Конституции Сахарова" в советской печати был опубликован и проект конституционной реформы, который был разработан Солженицыным. Это был также утопический проект, но основанный на принципах русского национализма, патриотизма, умеренного авторитаризма и традиционного российского православия. Солженицын предлагал как можно быстрее распустить "покосившийся" Советский Союз и создать новое государство - "Российский Союз" в составе одних лишь славянских народов - русских, украинцев и белорусов, включая и российское население Казахстана. Лишь по необходимости в этот Союз могут войти и меньшие народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, но "без обременения их государственными образованиями", то есть без автономий. Эти конституционные проекты Сахарова и Солженицына нигде не рассматривались и не обсуждались в конституционных комиссиях, ибо их утопичность очевидна. Судьба Советского Союза и Российской Федерации складывалась в последние 12 лет не по Сахарову, но и не по Солженицыну.
Завершая работу над текстом своей нобелевской лекции "Мир, прогресс, права человека", Сахаров написал: "Я защищаю космологическую гипотезу, согласно которой развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из ерного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами "цели". Эти слова были высечены на постаменте бюста А. Д. Сахарова, который установлен в Московском международном университете. Для Солженицына эта главная идея Сахарова была слишком материалистичной. И для него наша жизнь на Земле - это только миг, но она дана нам Творцом как испытание. Солженицын верил не только в разум, но в высший разум, даже в высшего судию, который наставляет и охраняет наиболее достойных. Главное достоинство как человека, так и всего общества - это самоограничение и победа духа над бытием.
Можно принимать или не принимать эти идеи великого русского ученого и великого русского писателя. Но нельзя отрицать, что их деятельность и их идеи оставили заметный след в истории развития общественного сознания в нашей стране.
Примечания
1. СОЛЖЕНИЦЫН А. И. Бодался теленок с дубом. Париж. 1975, с. 397-398.
2. САХАРОВ А. Д. Воспоминания. Т. 1. М. 1996, с. 405-406.
3. Письмо А. Д. Сахарову
под заголовком "На возврате
дыхания и сознания" Солженицын
впервые опубликовал в
стр. 16
4. САХАРОВ А. Д. Ук. соч., с. 423.
5. СОЛЖЕНИЦЫН А. И. Бодался теленок.., с. 335.
6. СМИТ Хедрик. Русские. Иерусалим. 1978, с. 770-775.
7. Там же, с. 806-807.
8. СОЛЖЕНИЦЫНА. Угодило зернышко промеж двух жерновов. - Новый мир. 2000, N 9, с. 144.
9. СОЛЖЕНИЦЫН А. Бодался теленок.., с. 387, 401, 403.
10. Кремлевский самосуд. Секретные документы Политбюро о писателе А. Солженицыне. М.1994, с.215.
11. Там же.
12. Там же с. 246.
13. Слово пробивает дорогу. Сб. материалов М. 1998, с. 456.
14. Сахаров А. Д. О стране и мире. Нью-Йорк. 1976, стр. 109-120.
15. Из-под глыб. Париж. 1974, с. 217-218.
16. САХАРОВ А. Д. Воспоминания. Т. 1, с. 572-578.
17. Новый мир, 2000, N 12, стр. 143.
18. Там же.
19. Там же, N 9, с. 146.
20. Там же, с. 151.
21. Там же, с. 153.
22. САХАРОВ А. Д. Воспоминания. Т. 2, с. 336.
23. Вопросы философии, 1989, N 1; САХАРОВА. Д. Тревога и надежда. М. 1990, и др.
24. Новый мир, 2000, N 9, с. 145.
стр. 17