Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа
Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны - дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История бала……………………………………………………5
1.2 Проведение балов……………………………………………….7
1.3 Внешний вид, костюмы………………………………………...8
1.4 Правила поведения во время танца…………………………..12
2. СЦЕНЫ БАЛА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»……………………15
ВЫВОДЫ……………………………………………………………19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………21
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Министерство образования и науки, молодежи и спорта
Автономной Республики Крым
Малая академия наук школьников Крыма «Искатель»
Симферопольский городской филиал
Отделение: литературоведения
Бал как элемент дворянского быта на страницах
романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Заинчковская Ксения Дмитриевна ученица 10-А класса
гимназии № 11 им. К.А.Тренёва
г. Симферополя
Научный руководитель:
Зырянова Яна Васильевна
Учитель высшей категории, старший учитель
По русскому языку и литературе
гимназии №11 им. К.А.Тренёва
Симферополь- 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕЗИСЫ…………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История бала………………………………………………
1.2 Проведение балов……………………………………
1.3 Внешний вид, костюмы………………………………………...8
1.4 Правила поведения во время танца…………………………..12
2. СЦЕНЫ БАЛА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»
ВЫВОДЫ……………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Бал как элемент дворянского быта на страницах
романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Заинчковская Ксения Дмитриевна;
Крымское республиканское территориальное отделение Малой академии наук Украины; гимназия№11 им. К. А. Тренёва; г. Симферополь;Научный руководитель: Зырянова Яна Васильевна учитель высшей категории, старший учитель по русскому языку и литературе.
Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны - дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.С самого начала своего творчества Пушкин проявлял интерес к актуальным вопросам современности, откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьянства, общественного развития России Социальная активность стала отличительной чертой всей последующей прогрессивной отечественной литературы.
Пушкин - самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени.
Целями данного исследования было рассмотреть бал как явление в жизни дворянского общества 19 века и отражение его в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Исходя из всех проанализированных работ и собственных наблюдений за творчеством А. С. Пушкина и других писателей, я пришла к выводу, что тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья - то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
ВВЕДЕНИЕ
Когда читаешь произведения 18-19 веков, многое остается непонятным. А в 18 веке все понимали язык тафтяных мушек, которые наклеивали на лицо. Кокетка могла при помощи мушек и веера, которым она их прикрывала или обнаруживала, объясниться в любви, а по составу публики, которая гуляла на Невском проспекте, можно было определить время. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев пушкинского времени, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Я взяла эту тему для исследования, потому что сама с раннего детства занимаюсь хореографией, поэтому описание бала мне интересно с художественной и культурной точки зрения. На мой взгляд, это фееричное, грациозное и красивое зрелище, на котором молодёжь проводила своё свободное время.
Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведении Пушкина. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в «самом задушевном» произведении А.С. Пушкина? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной: феномен бала прочно закрепился в общественной памяти, поэтому велик интерес к Венским балам, современные школьники тоже устраивают балы.
Цель работы: рассмотреть бал как явление в жизни дворянского общества 19 века и отражение его в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В задачи исследования входило следующее:
Методы:
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала,
Старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала
С тупым вниманием глядят.
Е. Баратынский «Бал»
1.1 История бала
Что такое бал? Это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музык - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.
Слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старофранцузского глагола «baller» - «танцевать».
Одним из первых балов был бал, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. При Медичи балы приобретают все большую популярность во Франции, продолжают распространяться при Генрихе IV, а со времен правления Людовика XIV становятся неотъемлемой частью придворных празднеств.
В России бальная культура начинает развиваться в эпоху петровских реформ. В то время бал являлся элементом чуждой западноевропейской культуры и искусственно прививаемой формой нового социального общения. Мероприятия и празднования совершались в виде ассамблей, непременно в присутствии государя, танцевальная часть была обязательной. Форма проведения торжества которая сложилась в эпоху Петра Петровича сохранялась еще долгое время: богослужение – прием – праздничный обед – бал – фейерверк.
Праздничным придворным балом со времен Анны Иоанновны отмечались императорские дни (рождения, годовщины восшествия на престол и коронации), свадьбы, дни рождений и именин членов семьи монарха, орденские дни, виктории, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам.
Балы по большому этикету, происходили только в домах-дворцах с бальным залом и анфиладой гостиных и столовых. Самые роскошные балы николаевской эпохи давали Б. Н. Юсупов и И. И. Воронцов-Дашков. Весь цвет петербургской культуры приглашался на этот бал, составлявший всегда событие в жизни столицы. В 1850-1880 блистали балы во дворце князя Белосельских-Белозерских, в доме Е. Э. Трубецкой, В. Н. Орлова, гр. М. Ф. Клейнмихель. Таким образом, балы становятся обязательной частью дворянской жизни. И были они не только лишь развлечением для знати. Императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов имели государственное значение. Поражая иностранцев роскошью, они служили прославлению империи.
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).
Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.
Слишком частые (больше трех за один вечер) танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней жениться. Если через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими, что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.
Участники бала должны быть одеты в соответствии с указаниями в приглашениях. Если такие указания отсутствовали, то применяются ниже излагаемые правила.
Участники бала, как женщины так и мужчины, обязаны уделять внимание своему лицу, причёске и рукам, чтобы удовлетворять требованиям к внешнему виду соответствующего мероприятия.
Макияж и причёска должны строго соответствовать стилю, возрасту, времени суток, месту проведения бала, типу и категории бала.
Мужчина обязан быть гладко выбрит, а если он носит усы или бороду, то они должны быть чистыми, причесанными и уложенными.
Наличие макияжа для дам является желательным. Прически для балов, как и макияж, могут быть дневными, вечерними, маскарадными. Дамские прически для бала должны по своей композиции и внешнему декору соответствовать типам и видам макияжа. Неаккуратные и негармонично скомпонованные причёски считаются неприличными для участницы бала.
Туалеты мужские.
Мужчины на балу должны быть одеты в визитку (дневной фрак), фрак или вечерний костюм. Для военных допускается парадно-выходная форма или парадный мундир по форме в соответствии с сезоном. Для гостей, представляющих зарубежные страны или субъекты Федерации России, может разрешаться ношение национального парадного костюма. Ношение оружия, являющегося частью мундира или национального костюма не рекомендуется. Его наличие означает, что его носитель не собирается танцевать на балу и присутствует лишь как наблюдатель.
Традиционный цвет бального мужского туалета – тёмный или чёрный, сорочки белых или светлых тонов. Если в его составе предусмотрен жилет, то его цвет всегда белый или светлого тона. Цвет галстука также рекомендуется белый или светлый, тёмный означает то же, что и ношение оружия.
К бальному костюму надеваются черные носки и черная обувь, желательно лакированные к фраку и вечернему костюму.
В летний период для дневных балов допускается надевать туалет белого цвета или светлых тонов.
Обязательным аксессуаром мужского бального туалета являются тонкие перчатки, необходимые для сохранения свежести рук и туалетов партнёрш по танцам, а также карандаш или ручка для заполнения агенда ангажементом.
Цвет обуви должен соответствовать цвету бального туалета.
Мужской бальный туалет «тройка» не должен быть комбинированным и иметь жилет и галстук или бабочку неподобающего цвета.
На рекреационных балах – костюмированных, исторических, маскарадах - характер наряда определяется тематикой бала, ролью участника и регламентируется программой бала и приглашением.
Костюм не должен содержать фурнитуры, способной поранить, зацепить и порвать чей-либо бальный наряд.
Ношение наградных знаков на мужском бальном туалете не рекомендуется, за исключением случаев, когда бал протокольного типа связан с награждением кого-либо, посвящён боевому или трудовому празднику.
На рекреационных балах при жаркой погоде допускается в качестве бального мужского туалета предусматривать в программах и приглашениях сорочку с галстуком или бабочкой и брюки. Жилет в этом случае не одевается. Военная форма также может быть без френча или кителя с рубашкой белого цвета и парадными погонами.
Туалеты женские.
Женские бальные туалеты должны быть нарядными и могут представлять собой бальные или вечерние платья. При этом в ансамбле одежды не должно использоваться более трех цветов. Брючные костюмы, юбки-брюки, составные туалеты «блузка с юбкой» на балу не уместны. Костюм из жакета с юбкой также не является уместным в качестве вечернего или бального платья.
Бальными платьями считаются платья длиной до щиколотки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные «па».
Длина платья должна исключать возможность зацепиться в танце каблуком за край подола. Каркас или кринолин не должны создавать объём диаметром более одного метра. Развевающиеся детали платья – шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы не должны создавать в движении опасность зацепления и последующего травмирования танцующих.