Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны - дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История бала……………………………………………………5
1.2 Проведение балов……………………………………………….7
1.3 Внешний вид, костюмы………………………………………...8
1.4 Правила поведения во время танца…………………………..12
2. СЦЕНЫ БАЛА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»……………………15
ВЫВОДЫ……………………………………………………………19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Балы вошли в историю культуры многих стран мира. Мне, живущей в XXI веке, важнее понять, чем был бал для людей прошлого, понять и перенять всё то прекрасное, чудное, великолепное, что было свойственно дворянскому обществу.

Таким образом, бал – это  не только сами танцы, а целое театрализованное представление со своим ритуалом, это  особенное  событие  в  жизни человека  прошлого  века. Как  отмечал  большой  знаток  русской  истории Юрий  Михайлович  Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь  дворянина: он  не  был  ни  частное  лицо  в  частном  быту, ни  служивый  человек  на  государственной  службе – он  был  дворянин  в  дворянском обществе, человек  своего  сословия  среди  своих.»

«Танцы  были структурным элементом культуры  дворянского быта»1 и явлением  социальной жизни общества, где обнажалась сущность жизни.  Умение хорошо двигаться в сочетании с изысканными манерами, приобретенными только  благодаря регулярным занятиям танцами, было присуще значительной части русского дворянства. Общеизвестно, что первая  четверть XIX века, время правления Александра I, названа «танцующей, паркетной эпохой».

Сцены бала показали не только общество и его нравы, различие деревенского и городского дворянства, но и  сыграли важную роль в развитии действия, взаимоотношений героев, ведь именно на балу возник  конфликт между Онегиным и Ленским из-за нарушения бального этикета, завершившийся убийством Ленского. Спустя некоторое время вновь на балу встречает  Евгений Татьяну и влюбляется  в нее. Так, бал  не только оказал влияние на судьбы главных героев, но  круто ее изменил. В судьбе самого поэта бал сыграл определяющую  роль, ведь первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой (будущая  жена поэта) состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову.        

Воспоминания современников,  культурологическая литература   помогли нам лучше  понять роман  великого русского поэта,   восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил и творил Пушкин и его современники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
  2. Детская энциклопедия «Аргументы и факты», с 14-48
  3. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
  4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры, «Литература в школе», 1998, № 2.
  5. Пушкин А.С. Евгений Онегин.
  6. Рябцев Ю.С. История русской культуры 18-19 веков, М., 2001г.
  7. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта
  8. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia. Свободный.
  9. Интернет - журнал «Филолог». [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://philolog.pspu.ru  Свободный.
  10. Русская виртуальная библиотек А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rvb.ru. Свободный.
  11. Золотые леса- Студия старинного танца. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://valbal.narod.ru.  Свободный.
  12. Биография А.С. Пушкина, сведения о его семье, рассказ о пушкинских местах, тексты произведений: http://pushkin.niv.ru/ . Свободный.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1     СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ И ОПИСАНИЙ ТАНЦЕВ.

Вальс –  самый любимый и изысканный танец 19 века, «вальс в два па», рекомендовалось соблюдать  простоту и естественность, не менять выражение лица, дамам не проявлять  никакой инициативы, а предоставить роль ведущего  кавалеру. Существовали просто вальсы, и фигурные вальсы, состоявшие из определенной последовательности фигур.

Галоп (галопад) -  веселый танец появился на рубеже 20-х – 30-х г.  19 века, характер танца такой же, как у польки и вальса: пары делают шассе с различной скоростью по залу с поворотами, ритм музыки 2/4, часто исполняли под музыку быстрой польки. Из-за своей

однообразности танцевался меньше, чем вальс или полька, но был популярен в  19 веке.

Кадриль - бальный танец из шести фигур с четным количеством танцующих пар. Она основывалась на движении chasse (род скользящего шага) и исполнялась на полупальцах, прыжки отсутствовали, но имелись переходы, змейки, цепи из танцующих, танец состоял из пяти обязательных фигур.

Контрданс – старинный танец, который исполняют четыре, шесть, восемь пар, стоящих друг против друга. Мужчины и дамы становились рядами друг против друга  и старались делать как можно более разнообразные фигуры.

Котильон – в переводе с французского «юбка», старинный танец-кадриль, по сути своей это танец-игра, своеобразная смесь из разных танцев, где количество фигур зависело от изобретательности танцоров, состоял из нескольких фигур французской кадрили,  вальса и мазурки. Пары должны были поочередно повторять движения кавалера-распорядителя, одна и та же фигура  повторялась до тех пор, пока ее не исполнят все пары.

Мазурка - бальный танец, распорядитель устанавливал порядок фигур  начинался промеданом, движением по кругу зала, после окончания кавалер становился перед дамой на колено, целовал ее платье, благодаря за честь и доставленное удовольствие, довольно сложный танец под музыку вальса, с прыжками, шагами и синхронными киками.

Полонез - торжественный бальный танец-шествие (по названию польского народного танца), величественный марш-процессия в медленном ритме ¾, часто использовался для открытия танцевального вечера.  Начиная танец, мужчина подавал даме правую руку, он вел ее вперед плавными размеренными шагами, в канву танца вплетались повороты в паре, фигуры («фонтан», «кресты», «приветствие», «лабиринт», «змеиные линии», «гирлянды», «две колонны»),  кавалер должен был галантно обводить даму вокруг себя, иногда кавалеры  менялись дамами.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2    ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТАНЕЦ (АНГАЖЕМЕНТ)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором. 

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?".

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества. 

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать. 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3   ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТАНЦА

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности. 

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы. 

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы.

Информация о работе Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»