Басенное творчество И. А. Крылова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:35, реферат

Краткое описание

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Образ дедушки Крылова уже в детстве осознается как бесконечно родной и близкий, чем-то напоминающий Деда Мороза. Он появляется рядом с волшебными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Именно поэтому я выбрала темой своего реферата литературную деятельность И.А. Крылова-баснописца.

Вложенные файлы: 1 файл

ИРЛ .doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

В 1812 году Иван Андреевич поступает на службу в Публичную библиотеку в качестве помощника библиотекаря. А на политическом горизонте сгущаются зловещие тучи – летом 1812 года Наполеон начинает войну с Россией. Этой схватке двух императоров, этой Отечественной войне Крылов посвятил не одну басню. Среди них «Кот и повар», «Раздел», «Обоз», «Волк на псарне, «Ворона и Курица», «Щука и кот».

Историческая основа басни «Волк на псарне»

Одна из самых чудесных басен – «Волк на псарне» - написана в 1812 году.

Наполеон в сентябре 1812 года вошел в Москву и ждал «Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля» (А.С. Пушкин) Но «ключ» от страны не предлагали. Москва горела. Продовольствия у французских войск оставалось мало. Тогда Наполеон отправил к Кутузову посла Лористона с предложением перемирия – «мировой». Кутузов отказал.

Крылов, узнав о визите Лористона и отказе Кутузова, написал свою знаменитую баню «Волк на псарне» - о том, как волк, думая, что залез к овцам – в овчарню – «попал на псарню. Видя, что нужно спасаться, он попросил о перемирии. Но мудрый Ловчий ответил ему:

Ты сер, а я, приятель, сед.

И волчью вашу я давно натуру знаю.

И потому обычай мой – с волками иначе

не делать мировой,

как снявши шкуру с них долой.

Сказал – и выпустил на волка гончих стаю.

Крылов прислал басню Кутузову, и Михаил Илларионович после победоносного сражения под селом Красным прочел басню Крылова перед войсками. «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», прочтенных с особенной выразительностью, фельдмаршал снял свою фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура!». В волке все узнали Наполеона, а в мудром Ловчем – Кутузова.[5]

4.2. Историческая основа  басни «Квартет»

Манифестом императора Александра 1 от 1 января 1810 года было произведено преобразование Государственного совета и создано четыре департамента. Начальники департаментов первое время никак не могли поделить кабинеты, все пересаживались из кабинета в кабинет. «Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева», - писал М.Н. Логинов в 1861 году.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней», -

Им отвечает соловей:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Басни Крылова издавались неоднократно. В 1815 году вышла книга «Басни Ивана Крылова», в 1819 году – «Басни И.А. Крылова» в 6 частях, в 1825 году – «Басни Ивана Крылова» в 7 книгах, в 1830 году – «Басни Крылова» в 8 книгах, в 1834 году – 2-томное издание басен с иллюстрациями А.П. Сапожникова, в декабре 1843 года – «Басни И. Крылова» в 9 книгах.

В январе 1823 года Иван Андреевич получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги.[5]

Таким образом, Басни Крылова учили скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превращались в пословицы и поговорки, их знали все от мала до велика. Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.

Еще в начале своей литературной деятельности Крылов писал:

^ Чинов я пышных не  искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, -

В прихожих ползать не ходил,

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, -

Чин человека, - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной несложной славой.

К другу моему А.И.К. 1793.

Памятники Ивану Крылову

В 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга был поставлен первый памятник И.А. Крылову – работы скульптора Клодта. Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других.

В Петербурге, на доме, где долгие годы жил Крылов (угол Невского проспекта и Садовой ул.), есть надпись «Дом Крылова».

В Москве памятник И.А. Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Памятник создан скульпторами А.А. Древиным и Д.Ю. Митлянским и архитектором А.Г. Чалтыкьяном. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений: мартышка перед зеркалом, отчаянно лающая на слона Моська, глупая ворона с сыром. Это отдельные медные стрелы, стоящие вдоль дорожки у сквера.

Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым связано детство писателя.

В Великом Новгороде на памятнике Тысячелетию России в скульптурной группе «Русские писатели» также можно видеть скульптурный портрет Крылова.[9]

Есть теплоход, который носит имя «Иван Крылов».

Но вечным памятником Крылову, конечно, останутся созданные им басни.

Итак, память о великом баснописце А.А. Крылове живет не только в его произведениях, но и закреплена в памятниках, расположенных в Санкт-Петербурге, в Москве, Твери и других городах России.

Заключение

В своем реферате я попыталась выявить и рассмотреть наиболее интересные факты жизни и творчества великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мне было интересно узнать о том, какой путь проделал Крылов к своему призванию писателя-баснописца, узнать о его литературных предшественниках, исторической основе некоторых басен.

Будущий баснописец воспитывался в атмосфере любви к книгам, литературе, поэтому интересы и увлечения его уже в юношеском возрасте были связаны с этим видом искусства.

И.А. Крылов долго ищет свое призвание, однако его искания лежат в сфере литературной деятельности: произведения для театра, журналистика, издательское дело.

Проделав долгий путь, И.А. Крылов наконец находит свое призвание, призвание писателя-баснописца. Именно в этом малом эпическом жанре во всей своей мощи развернулся талант писателя. Басни И.А. Крылова прочно вошли в сокровищницу русской национальной культуры.

Творчество Крылова-баснописца опирается на вековые традиции и уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно большое влияние на басенное творчество Крылова оказали Эзоп и Жан Лафонтен, басенные сюжеты которых писатель активно использовал в своем творчестве.

Многие выражения баснописца вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых речений. Ими, как заметил Белинский, можно «окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами».

На примере басен о глупой вороне и лисице я увидела, что Иван Андреевич Крылов изучал басни своих предшественников (Эзопа, Ж.Лафонтена, Сумарокова), часто брал их за основу и творчески перерабатывал басню, создавая новое современное произведение.

Басни Крылова учат скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превратились в пословицы и поговорки, их знают все от мала до велика. Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.

Память о великом баснописце А.А. Крылове живет не только в его произведениях, но и закреплена в памятниках, расположенных в в Санкт-Петербурге, в Москве, Твери и других городах России.

Мне было интересно работать над выбранной мною темой. Я узнала

много нового о жизни и творческом пути великого баснописца. Особенно интересно мне было узнать о том, что многие басни Крылова – это переработки уже известных басенных сюжетов Эзопа и Лафонтена, а также о том, что в баснях И.А. Крылова зашифрованы современные ему события российской жизни.

В своей работе я обобщила собранный по теме реферата материал и подготовила для его защиты презентацию, сделанную в редакторе Power Point.

Список литературы

1. Андреева М.С., Короткова  М.П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию  со 

дня рождения. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Русская школьная

библиотечная ассоциация, 2008. – Прилож. К журналу «Школьная

библиотека».

2. Архипов, В.А. Крылов. Поэзия  народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий,

1974. - 288 с.

3. Дело было так… Басенки, побасенки. – М.: Белый город, 2008. – 126 с.: ил.

– Содерж. Адаптированные для современного читателя младшего возраста

произведения русских писателей А. Сумарокова, И. Дмитриева, И.

Хемницера, А.Измайлова, М. Хераскова, Д.Давыдова и др.

4. Десницкий, А.В. Иван Андреевич  Крылов: Пособие для учащихся. –  М.:

Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).

5. Иванов, В.М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973. – 216 с.

6. Крылов, И.А. Басни. Словарь  языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс,

1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).

 


Информация о работе Басенное творчество И. А. Крылова