Виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы показать виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам и проанализировать их.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести обзор по основным теоретическим положениям;
рассмотреть схему учебных занятий по литературе;
проанализировать каждый предмет литературы;
выявить взаимосвязь курсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Характеристика литературоведческих дисциплин
1.1. Основные литературоведческие дисциплины
1.2. Вспомогательные литературоведческие дисциплины
РАЗДЕЛ II. Взаимосвязь учебных занятий
2.1. Взаимосвязь основных литературоведческих дисциплин по курсам
2.2. Взаимосвязь курсов по теории литературы, истории литературы и литературной критике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ,  МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ  И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Виды и взаимосвязь  учебных занятий 

по литературоведческим  дисциплинам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5Р-М курса

специальности

«русский язык и литература»

Симахина Юлия

 

 

 

Симферополь – 2012

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Характеристика литературоведческих дисциплин

1.1. Основные литературоведческие дисциплины

1.2. Вспомогательные литературоведческие дисциплины

РАЗДЕЛ II. Взаимосвязь учебных занятий

2.1. Взаимосвязь основных литературоведческих дисциплин по курсам

2.2. Взаимосвязь курсов по теории литературы, истории литературы и литературной критике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литературоведение –  одна из двух главных филологических дисциплин. На протяжении 5 лет филологи изучают различные литературоведческие дисциплины. «Литературоведение – это комплекс научных дисциплин о функционировании в обществе художественной литературы; система научного знания об искусстве слова» [4, с.417].

Актуальность выбора темы связана, прежде всего, с тем, что система, по которой строятся литературоведческие дисциплины, никем не охарактеризована.

Цель работы заключается в том, чтобы показать виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам и проанализировать их.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. провести обзор по основным теоретическим положениям;
  2. рассмотреть схему учебных занятий по литературе;
  3. проанализировать каждый предмет литературы;
  4. выявить взаимосвязь курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I

Характеристика  литературоведческих дисциплин

1.1. Основные литературоведческие дисциплины

К основным литературоведческим дисциплинам относятся:

1) история литературы;

2) теория литературы;

3) литературная критика. 

История литературы – «отрасль науки о литературе, которая исследует ее развитие в связи с развитием общества и его культуры, стремясь выявить внутренние закономерности литературного процесса» [4, с.320].

История литературы исследует  процесс литературного развития в его конкретных проявлениях, систематизирует и дает оценку фактам, определяет значение произведений, писателей, направлений.

История литературы включает в себя такие категории, как художественный процесс, периодизация, литературные и исторические источники, творческие портреты отдельных писателей.

Важнейший вопрос теории литературы, является следующий: в чем особенности художественного текста, отличающие его от всех других текстов? Другими словами, теория литературы изучает законы построения и функционирования художественного текста. «Теорию литературы интересует проблема возникновения художественной литературы, ее место среди других форм деятельности человека, а главное – внутренние законы, по которым живет художественное произведение. Изучение этих законов составляет сферу поэтики – основной части теории литературы. Различают общую поэтику (науку о наиболее общих законах построения текстов), частные поэтики (изучаются художественные особенности текстов автора или группы авторов, либо анализируются частные формы организации литературного произведения, например, стих), историческую поэтику (науку о происхождении и развитии отдельных форм и приемов словесного искусства). Кроме того, к сфере теории литературы порой не без основания относят риторику – науку о красноречии, хотя чаще (во всяком случае, в русской традиции) риторика рассматривается как самостоятельная дисциплина» [6, с.13].

Теория литературы – дисциплина, которая изучает закономерности литературного творчества, природу литературы, определяет методику и методологию литературы, ее общественную функцию, это теоретическая дисциплина, со своим особым предметом – литературой. Теория литературы выполняет методологическую функцию. Она дает возможность рассматривать любое явление литературы под углом различных литературных закономерностей.

«Теория литературы заключает в себе три основных раздела:

I. Учение о литературе  как о способе познавательной деятельности. Эта наука является своего рода философией литературы, особым видом общественного сознания (сознание и познавательная деятельность в данном случае рассматриваются как синонимы).

II. Учение о произведении, о его строе и составе (общая поэтика и теоретическая поэтика).

III. Учение о литературном  процессе, об основных формах, в  которых существует литература, о закономерностях его исторической  эволюции. Иногда этот раздел называют учением об историко-литературном процессе» [3].

Литературная критика признается частью литературоведения далеко не всеми. Во многих традициях, прежде всего в англоязычной, слова «критика» и «наука о литературе» синонимичны, при этом термин «критика» доминирует. Но в Германии эти слова означают совершенно разные понятия, отчасти противопоставленные друг другу. «Критика» – это оценочные статьи о современной литературе. В русской традиции «критика» и «литературоведение» также обычно противопоставляются друг другу, хотя границы сложны. Проблема заключается в том, что «критик» и «литературовед» могут оказаться одним и тем же человеком, поэтому в России критика часто сливается с литературоведческим анализом, во всяком случае, опирается на него. В целом критика более публицистична, более ориентирована на злободневные темы; литературоведение, напротив, более академично, более сосредоточено на эстетических категориях. Как правило, литературоведение занимается текстами, уже завоевавшими признание, в то время как сфера критики – новейшая литература. «Разумеется, не так уж важно, будем ли мы считать критику частью литературоведения или отдельной дисциплиной, хотя в реальности это сказывается на характере литературного образования. Скажем, в России филологи не только активно используют достижения критиков, но даже изучают специальный курс «История критики», тем самым признавая родство двух этих сфер» [6, с.14].

Произведения литературных критиков имеют не столько научное, сколько эстетическое значение. Большей частью они демонстративно субъективны, эмоциональны и образны. Литературная критика призвана подвергнуть анализу современный литературный процесс, дать немедленную, оперативную оценку фактам живой литературной действительности. Литературная критика живо участвует в общественно-политической борьбе своей эпохи, сливается с публицистикой и в значительной мере сама является литературой о литературе и обществе.

Критика, таким образом, с одной стороны, помогает развитию творчества отдельного писателя, а  с другой, она воспитывает эстетический вкус, формирует читательское мнение.

 

 

1.2. Вспомогательные литературоведческие дисциплины

Литературоведческие дисциплины, которые не занимаются непосредственным анализом художественных произведений, называются вспомогательными. Их задача – помогать основным дисциплинам изучать литературу.

К вспомогательным дисциплинам  относятся:

1) библиография;

2) историография;

3) текстология. 

Библиография — вспомогательная литературоведческая дисциплина, учитывающая и систематизирующая как художественную литературу, так и разнообразные литературоведческие исследования. Библиографией занимается каждый литературовед. Прежде чем приниматься за то или иное исследование, он должен выяснить, где, когда и как издавался текст исследуемого произведения, выбрать оптимальное для своих нужд издание, составить, по возможности, полный список литературоведческих работ, посвященных избранной теме. Поиск облегчают библиографы, составители всевозможных справочников, пособий, указателей, периодически издаваемых библиографий, библиографы-консультанты, обслуживающие все более или менее крупные библиотеки, а также мощные библиотечные терминалы и Интернет.

Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы. В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют видеть логику развития научной мысли, а кроме этого экономят время и силы исследователя.

Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка (если, например, нужно определить авторство текста); сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, т. е. тот, который потом будет признан основным для изданий и переизданий; проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки. В последние годы текстологический анализ все ближе сходится с собственно литературоведческим, так что не представляется удивительным тот факт, что текстологию все чаще называют не вспомогательной, а основной литературоведческой дисциплиной.

 

 

 

Литературоведение

Основные  литературоведческие дисциплины

История литературы

Теория литературы

Литературная  критика

Вспомогательные литературоведческие дисциплины

Библиография

Историография

Текстология


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

Взаимосвязь учебных  занятий

2.1. Взаимосвязь основных литературоведческих дисциплин по курсам

На протяжении 5 лет  студенты изучают различные литературоведческие  дисциплины. Учебные занятия имеют  определенную взаимосвязь, о которой  мы и скажем ниже.

В теорию литературоведения  входят такие курсы, как «Введение в литературоведение», которое изучается на 1 курсе, «Теория литературоведения», которая изучается, соответственно, на 5 курсе. Такое деление не случайно. Само слово «введение» говорит о том, что на 1 курсе студентов тщательно вводят в теорию профильного предмета. Теория литературоведения же закрепляет весь тот пройденный материал, который был изучен студентами. Задача курса состоит в том, чтобы обобщить и закрепить уже существующие у студентов в вузе знания по литературоведению и теории литературы, в частности, овладеть правильным пониманием смысла литературы как одного из видов искусства, умением разбираться в литературном процессе, знать методы и приемы анализа литературных произведений разных родов и жанров, которые написаны в разных общественно-политических условиях. Не менее важным заданием курса является усвоение эволюционного пути развития отечественного и зарубежного литературоведения, начиная со времен античности и заканчивая новейшими достижениями, реализованными в практике деятельности современных направлений и школ.

История литературы изучает художественную литературу в ее исторически последовательном развитии от фольклора до наших дней. То есть изучает процесс развития художественной литературы всех народов на протяжении многих веков или десятилетий, разделяясь на поддисциплины по эпохам и отдельным странам.

В историю литературы входит большое количество курсов. Это и «История русской литературы», и «История зарубежной литературы», «История украинской литературы».

История литературы каждого  народа делится на определённые периоды. На первом курсе, в то время, когда начинается изучение теории литературоведения, студенты знакомятся с предметом «Устное народное творчество» - одним из основополагающих общефилологических курсов. В его рамках рассматриваются вопросы теории фольклора, исторического развития устного народного творчества, изучается поэтика произведений русского фольклора, происходит знакомство с трудами крупнейших отечественных фольклористов и т.д.

Курс «Истории древнерусской литературы» (XI – XVII века) изучает исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси, показывает истоки национальной русской художественной культуры, русской литературы, в частности.

Информация о работе Виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам