Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:59, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы показать виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам и проанализировать их.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести обзор по основным теоретическим положениям;
рассмотреть схему учебных занятий по литературе;
проанализировать каждый предмет литературы;
выявить взаимосвязь курсов.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Характеристика литературоведческих дисциплин
1.1. Основные литературоведческие дисциплины
1.2. Вспомогательные литературоведческие дисциплины
РАЗДЕЛ II. Взаимосвязь учебных занятий
2.1. Взаимосвязь основных литературоведческих дисциплин по курсам
2.2. Взаимосвязь курсов по теории литературы, истории литературы и литературной критике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметы «История древнерусской литературы» и «История русской литературы XVIII века» сейчас входят в один курс (в 1 семестр). По-видимому, это связано с перераспределением часов на предметы после введения Болонского процесса. Курс «История русской литературы XVIII века» представляет сложную картину литературной жизни, охарактеризовывает значение эпохи, демонстрирует сложную динамику процессов литературного развития. В это время работают такие великие писатели, как: Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Николай Михайлович Карамзин, Александр Николаевич Радищев и другие.
Литературный процесс относится к сложному, даже противоречивому развитию художественной литературы, закономерности которого изучаются историей литературы и критикой. Литературный процесс формируется в ходе столкновения эстетических программ, полемики, согласия, неприятия. Важную роль тут играют культурные, социальные и национальные особенности литературных эпох. «Историко-поступательное движение происходит благодаря освоению результатов предшественников. При этом новая эпоха не просто повторяет, но углубляет и развивает успехи, например, в области стихосложения или в совершенствовании художественной прозы. Литературный процесс дополняется определенным числом писательских портретов как классиков, так и авторов посредственных дарований» [3].
О последующих этапах скажем кратко. Русская литература XIX века изучается на протяжении 1,5 лет (то есть 3 семестра):
«История русской литературы 1/3 XIX века».
«История русской литературы 2/3 XIX века».
«История русской литературы 3/3 XIX века». Всё это «золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря таким гениям, как: Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и многие другие великие писатели и поэты.
«История русской литературы Серебряного века (конец XIX – начало XX веков)». Непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Александра Александровича Блока, Валерия Яковлевича Брюсова, Анны Андреевны Ахматовой, Николая Степановича Гумилёва, Марины Ивановны Цветаевой, Игоря Северянина, Владимира Владимировича Маяковского, Максима Горького, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и других литераторов начала XX века.
Русская литература XX века изучается на протяжении 1 года (2 семестров):
«История русской литературы 1 половины XX века».
«История русской литературы 2 половины XX века». Время раздробленного существования русской литературы, которая развивалась как на Родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, которая была выгодна советской власти, и литературы потаённой, которая создавалась вопреки законам эпохи, а стала достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Время написания произведений такими авторами, как: Иван Сергеевич Шмелев, Михаил Александрович Шолохов, Евгений Иванович Замятин, Михаил Михайлович Зощенко, Михаил Афанасьевич Булгаков, Андрей Платонович Платонов, Сергей Александрович Есенин и многими другими великими писателями и поэтами.
К истории литературы также относится курс «История современной русской литературы», который на нашем факультете читается на 2 курсе. Здесь следует сказать, что это не совсем логично. На втором курсе у студентов ещё нет глубокого целостного представления о всех этапах становления русской литературы. Студенты начинают осваивать золотой век и параллельно читают и узнают материал по современной литературе. Нам кажется, что это не совсем верно. Курс «Истории современной русской литературы» должен читаться после «Истории русской литературы XX века». Этот курс включает изучение творчества таких писателей, как: Татьяна Никитична Толстая, Людмила Стефановна Петрушевская, Виктор Олегович Пелевин, Сергей Васильевич Лукьяненко, Борис Акунин, Борис Алексеевич Чичибанин, Иосиф Александрович Бродский и другие.
История литературы становится филологической наукой только тогда, когда она не исчерпывается одним перечислением литературных событий прошлого, пусть они взяты в хронологической, строго выверенной временной последовательности. И если изменения литературных фактов рассматриваются, во-первых, как развитие, а, во-вторых, в самой этой эволюции появляются и устанавливаются определенные общие закономерности и тенденции, только тогда речь может идти об истории литературы как о самостоятельной дисциплине. Так, в разных литературах и разных литературных эпохах наблюдается обязательная система очередности: установлено движение от эпоса к лирике, а затем к драматургии, от романтизма (литература мечты) к реализму (литература действительности).
Филолог не может быть замкнут в пределах своей науки, тем более в пределах своей специальности, ибо сам объект его изучения не существует сам по себе. Отсюда важное значение приобретают те предметы, которые не имеют, на первый взгляд, прямого отношения к узкой специальности, но которые совершенно необходимы филологу-русисту. И курс истории зарубежных литератур, который начинается на 1 курсе с истории античной литературы и истории европейских литератур Средних веков и эпохи Возрождения. Сходство этапов социально-экономического развития разных народов приводит к некоторым общим тенденциям в художественном сознании человека, закладывая надежный фундамент международных литературных взаимоотношений. Историки литературы создали выверенную концепцию периодизации мировой и национальных литератур. Так, от античности до XVIII века нового времени понятие «литературная эпоха» состоит из нескольких исторических веков: античная литература (до н. э.), литература Средневековья (V — XIV вв. нашей эры), литература эпохи Возрождения (XIV — XVI вв.), литература классицизма (XVII столетие; у славян — XVIII в.). Начиная с XVIII века достижения художников слова измеряется одним столетием (XVIII в. — Просвещение; XIX в. — романтизм и реализм; XX век.
Сюда же будут входить предметы по «Истории украинской литературы». Они начинаются у русского отделения филологии с 3 курса. И здесь, как и в зарубежной литературе, логика прослеживается на протяжении всех лет обучения студентов, ведь зарубежная литература начинается курсом «Античной литературы», а заканчивается «Зарубежной литературой XX века». Такая же ситуация происходит и в украинской литературе. От курса «Давня українська література» до «Історії української літератури XX століття».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что курсы разных литератур взаимосвязаны, имеют влияние друг на друга.
2.2. Взаимосвязь
курсов по теории литературы,
истории литературы и
Взаимосвязь курсов теории литературы с историей литературы также существует. «Теория держится на фактах, открытых историей литературы, обобщает их, а история литературы и критика не могут обойтись без концептуальной методологии. Теория и история литератур, в отличие от критики, исследуют явления, которые проявлялись как в отдаленные эпохи, так и в самых близких» [3].
История литературы и все составляющие ее поддисциплины, а также литературная критика, являются литературоведческими предметами конкретного, фактического характера. «Различие между историей литературы и литературной критикой состоит в одном: критику интересует текущая литература, произведения «сегодняшнего дня», а историка литературы – факты прошлых времен. Все общие понятия, которыми пользуются историки литературы и литературные критики, заимствованные из теории литературы, подтверждают наличие тесного взаимодействия основных (и служебных, в том числе) литературоведческих дисциплин в общих историко-литературных пределах» [3].
Теория литературы развивается
благодаря обобщению и
Заключение
Теория литературы, история литературы и литературная критика тесно связаны между собой. И филолог должен разбираться во всех этих дисциплинах. Критик опирается на факты и суждения, о которых ему дает сведения история литературы. Чтобы определить место нового писателя в современном литературном процессе и в контексте истории литературы, ему нужно знать факты предшествующих периодов развития литературы. Базируясь на знаниях истории и теории литературы, обозреватель определяет, какие традиции заимствует современный автор в своем творчестве и какие явления игнорируются; с другой стороны, он обязан использовать основные положения теории литературы. В свою очередь, история и теория литературы опираются на оценки, высказываемые критикой.
Отсутствие четких границ между дисциплинами не означает, что этих границ вовсе не существует. Есть множество изданий и исследований, имеющих либо выраженную теоретическую направленность (например, теория жанров), либо историко-литературную (например, биографические словари). И конечно, серьезный филолог должен быть в равной степени подготовлен и историко-литературно, и теоретически.
История и теория литературы изучают литературу с разными целями и с разных сторон, поэтому они являются самостоятельными и дополняющими друг друга литературоведческими дисциплинами. Их взаимосвязь проявляется в том, что теоретические понятия возникают путем обобщения истории литературы и снова обращаются к ее дальнейшему и более глубокому изучению. Построение истории литературы, объяснение развития словесного искусства зависят от того, на какое понимание его сущности опирается историк. Каждая теория ведет к соответствующей истории литературы, а открытые или заново описанные и осмысленные историком литературы явления служат материалом новых теоретических обобщений, обогащая и развивая теорию.
Укрепление взаимосвязей между теорией, историей литератури и литературной критикой, их взаимное движение навстречу друг другу, тесное сближение являются одной из предпосылок глубоко научного изучения художественной литературы.
Список использованной литературы
4. Літературознавчий словник-довідник / За ред. Р.Т. Гром`яка, Ю.І. Коваліва, В.І. Теремка. – К.: ВЦ «Академія», 2007. – 752 с.
5. Михайличенко Б.С. Проблемы литературоведения: теория литературы. Монография / Б.С. Михайличенко. - Самарканд: СамГУ, 2009. - 182 с.
6. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 244 с.
7. Русский язык и литература [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://literarus.narod.ru/
Информация о работе Виды и взаимосвязь учебных занятий по литературоведческим дисциплинам