Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.
Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
.3 Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
.4 Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.5 Анализ образовательных и авторских программ
Выводы по первой главе
Глава II. Диагностика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Проект диагностирующего эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду. [7] Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. [8]
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма, формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. [9] У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.
Главное общение- "ребенок - ребенок", "ребенок - дети" продолжается по собственному побуждению. Жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми.
.4 Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем, чтобы предъявлять к детям единые требования.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность. Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции", которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется "детское общество". Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе. В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово "обычай", который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто. Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества. Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций. Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными. Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыки, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений. Убедительной формой педагогической пропаганды является просмотр и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании ("Однажды солгав", "Ничему плохому не учили", "Мама заболела" и др.). Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения. Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
русский сказка нравственный дошкольный
1.5 Анализ образовательных и авторских программ
Детская книга при всей ее внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство - детская книжка! А. Токмаков Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Проблема ознакомления старших дошкольников с литературой с целью их эстетического воспитания освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей; воспитание коллективизма, экологического воспитания, умственного развития и прочее. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников. Наибольший интерес могут представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя: * формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; * развивать способность слушать литературные произведения разных жанров; * принимать участие в рассказывании знакомых произведений; * формировать потребность слушать чтение и рассказывание; * развивать интерес детей к детской литературе. Каждая из этих программ, которые будут представлены ниже, по-своему подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них. Выделяется из общего ряда программа "Развитие" (Авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко).
Основными целями программы являются: * развитие умственных и художественных способностей ребенка; * развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы.
В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления. 1. Ознакомление с художественной литературой. Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации. 2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений. Причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не, только наглядные признаки - форму, цвет, - но и не наглядные - грустный, веселый, дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок. 3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации. Материал рекомендуется отбирать из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципом усложнения и в связи с некоторым соответствием с временами года. Программа развития ребенка-дошкольника "Истоки" (авторы Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова и др.) дает характеристику возрастных возможностей детей в каждом периоде дошкольного детства, на которые можно опираться в процессе приобщения их к художественной литературе. Так, в старшем дошкольном возрасте дети могут устанавливать разнообразные смысловые связи внутри произведения, происходит различение жанров и выделение предпочтений, появляется способность замечать отдельные выразительные средства языка. Программа ставит следующие задачи: * приобщить детей к высокохудожественной литературе; * формировать запас литературные и художественных впечатлений; * формировать у детей представление о характерной структуре, типичны -персонажах и сюжетно - тематическую единицу литературных произведений (в частности, сказок) и способы их творческого применения; * развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа; * формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности; * развивать отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации). Составители данной программы рекомендуют делать акцент на художественной ценности отдельных произведений - образной выразительности стихотворения, неожиданном развитии сюжета в рассказе; предлагают создавать условия для сочинения детьми сказок по аналогии с народными и авторскими, проводить словесные игры с рифмами, составление сюжета по условию ("А что было бы, если..."). Рекомендуемая литература представлена таким образом; * русский фольклор (малые формы, сказки); * авторские сказки: как известные, относящиеся к русской классической и советской детской литературе (А. Пушкин, П. Ершов, В. Гаршин, П, Бажов, К. Чуковский, С. Маршак), так и известные, представляющие современную детскую литературу (Н. Абрамцева, С. Козлов); * природоведческие сказки (В. Би-анки, Н. Сладков), а также авторские сказки зарубежных писателей (Д. Биссет, О. Уайльд. Д. Родари, Г.-Х. Андерсен, Р. Киплинг); Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению ребенка к книге, - это программа "Радуга" (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе "Приобщение к книге" предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям. В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок - народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи. Педагогические: * извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; * при чтении стихотворений, в драматизациях - совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика). Филологические: * развивать интерес детей к детской литературе; * совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; * учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги: * развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; * учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение). Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д. Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге: * занятия; * ежедневное чтение; * игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений. Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения. Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии "Зачем люди сочиняют стихи?", и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок. В программе "Радуга" много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено. Рассматривая программу "Детство" (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел "Ребенок и книга" широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении. Предлагаются следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочинении загадок - сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы. В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей. В целом можно сказать, что программа "Детство" очень широко и открыто ставит вопросы воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. Тем не менее, необходимо более четко определить круг чтения для старших дошкольников. Программа "Из детства в отрочество", над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. Для многих детей сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли - гномы, духи воды - ундины, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство - это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Воспитание и образование в нашем обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, красавица, рукодельница). Для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел "Нравственное воспитание" выделено лишь в традиционной "Программе обучения и воспитания".
В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, в программе "Истоки" и "Радуга" задачи становления нравственной культуры решаются в разделе "Познавательное развитие" и "Социальное развитие". В программе "Детство", в разделе "Ребенок в мире людей и предметов". Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по воспитанию у дошкольников нравственной культуры детства, может привести к тому, что период дошкольного развития может остаться педагогами незамеченным в области нравственного воспитания.
Именно в дошкольном возрасте необходимо учить детей организации на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем выбора, конфликтов и столкновений, что должно реализоваться во всех видах деятельности, на протяжении всей повседневной жизни ребенка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса, наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском саду.
Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Виды сказок:
. Дидактические (в форме учебного задания)
. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают - воображают - "колдуют".
Информация о работе Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста