Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.
Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
.3 Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
.4 Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.5 Анализ образовательных и авторских программ
Выводы по первой главе
Глава II. Диагностика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Проект диагностирующего эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Задание №1 " Анкетирование родителей".
Родителям была предложена анкета, состоящая из 4-х вопросов.
На вопросы анкеты ответили 12 родителей, 2 отсутствовали.
Были заданы вопросы:
№1. Как часто вы читаете книги своим детям? 6-часто, 5- иногда, 3- иногда, мешает график работы.
№2. Какую детскую литературу вы читаете? 7 -сказки, 4- художественную литературу, 3- разные жанры.
№3. Как вы считаете, какие произведения оказывают наиболее сильное влияние на развитие нравственных качеств у детей? 6 - сказка, 3 - стихи, 2 - обучающая литература, 3 - разные жанры.
№4. Как часто вы с ребенком обсуждаете прочитанное? 7- всегда, 3- иногда, 4- не обсуждаем.
Проанализировав ответы родителей можно сделать вывод, что они редко читают детям художественную литературу. Дети редко обсуждают с родителями смысл прочитанного. Родители и дети предпочитаю чаще получать информацию из других источников, как телевизор, компьютер, что плохо воздействует на нравственное становление личности.
. Задание "Любимый герой сказки прочитанной родителями"
Совместно с родителями, нарисовать рисунок понравившегося героя из прочитанного произведения.
2.3 Проект диагностирующего эксперимента
Цель: Сформировать познавательные звенья нравственной нормы, т.е. умение детей выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми при помощи детской художественной литературы.
Задачи:
1. Подготовить материал для консультаций с родителями, по вопросу о воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести собрание с родителями по данному вопросу.
. Организовать с детьми выставку положительных героев народных сказок.
. Организовать с детьми викторину по знанию сказочных персонажей.
. Создать в группе мастерскую по ремонту детских книг.
На этапе формирующего эксперимента в течение учебного года были проведены специальные занятия с детьми экспериментальной группы. Эти занятия включали следующее целевые установки:
Задачи нравственного воспитания на занятиях:
воспитывать уважение к людям;
воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;
формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;
Навыки культурного поведения:
продолжать воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);
учить культурному разговору;
приучать выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя;
познакомить с правилами поведения в общественных местах;
учить культурно вести себя за столом;
доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;
учить бережно, относиться к одежде, к вещам;
Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:
формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
формировать представления о справедливости, смелости, скромности.
учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения. Комплекс занятий с детьми старшей группы по эмоционально-нравственному воспитанию для использования в ДОУ, который включает в себя такие задания: "Правила детского общежития", "Как можно назвать человека по имени", "Как можно пожалеть", "Как можно обратиться к другому человеку с просьбой", беседу, "Как можно обратиться к другому человеку с просьбой", "Как можно узнать настроение человека?"; "Моя Родина - Россия";
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников. Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
знание "механизмов" формирования нравственности;
умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающую роль для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщают его к духовному богатству, накопленному человеком. Б.М Теплов в статье "Психологические вопросы художественного воспитания" отмечает: "Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. И моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые". [10] Однако и радость ребенка, и волнение, и сострадание должны быть адресованы тем персонажем и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться. Необходимым условием в данной ситуации является правильное её понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствие.
Поэтому взрослые, обращая внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказок должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Благодаря сказке. Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Народная сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает его на сопереживание, сочувствие, ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки, ее противопоставление добра и зла, фантастически и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, явления, доступных пониманию дошкольника, результаты характерных поступков, все это делает народную сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоционально- нравственное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Так какие же полезные уроки может извлечь ребенок из сказки? Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван - дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу". Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи. Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Вывод по второй главе
Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания. Формируя нравственные представления у ребенка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Как известно, в дошкольном возрасте начинает складываться нравственный облик человека, впечатления, полученные в этот период, сохраняются надолго и оказывают свое влияние на формирование психики. Одно из ярких впечатлений детства - русская народная сказка. В литературе имеется материал, свидетельствующий о ее влиянии на чувства, взгляды. Значение сказки различно для каждого человека и даже для того же человека. В разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает для себя собственное решение насущных жизненных проблем. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому в дошкольном возрасте, для формирования различных свойств и человеческих качеств личности. Работа, проводимая с детьми по сказкам, развивает сферу чувств, формирует нравственные представления, развивает эмоциональные восприятие детей. В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку - результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом. Ее духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей. Изучая литературу, можно сделать вывод, что сказка, при ее правильном использовании в педагогическом процессе МБДОУ может являться эффектным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников. При использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционными приемами работы со сказкой, у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям. Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.
Библиография
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: -М.: Академия, 1997. - 400 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140
4. Е. А. Алябьева "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., 2003.
5. Бабанский Ю.К. "Педагогика". - М., - 1988.
6. Бархатова "Воспитание культуры поведения". // Д/в №11 - 1989.
7. "Беседы на этические темы". // Д/в №4 - 1988.
. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.
9. Буре Р. С., Островская Л.Ф. "Воспитатель и дети". - М., 1985.
10. "Ваш ребенок воспитан?". // Д/в №10 - 1986.
. "Воспитывать тактичного собеседника". // Д/в №8 - 1985.
. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 1984.
. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.
. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.
. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
. Ерофеева Т. "Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами". // Д/в №10 - 1980
. Зернова "Воспитание любви и уважения к книге". // Д/в №6 - 1989.
. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992. - 176 с
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
. Козлова С. А. "Нравственное воспитание детей в современном мире". //Д/в № 9 - 2001.
. Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Д/в № 10 - 2003.
. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.
. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
. Одинцова Л. Г. "Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника". //Д/в - №7 - 1975.
. Островская Л. Ф. "Поведение - результат воспитания".// Д/в №5 -1977.
. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990.
. Островская Л. Ф. "Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения". //Д/в №10 - 1989.
. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М., 1987. - с. 143
Информация о работе Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста