Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические условия, необходимые для обучения детей  творческому рассказыванию:

  1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; эта работа может иметь разный характер в зависимости о конкретного задания: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение книг, все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
  2. Процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся  запасом слов, т.е. с обогащением и активизацией словаря.
  3. Т. к. творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, о его конечным результатом должен быть связный, логически последовательный рассказ и поэтому одно из условий – умение связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания; этим умением обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
  4. Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать» т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не видел, но «придумал».

Приемы обучения творческому  рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

Вспомогательные вопросы  являются одним из приемов активного  руководства творческим рассказыванием, обеспечивающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать или подсказать описание героя, концовку рассказа. В конце из лучших ответов детей составляется рассказ.

В творческом рассказывании  план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и  направляет мысль ребенка. Для плана  рассказа целесообразно использовать 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала план рассказа применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План используется во всех видах рассказывания [1, стр. 283].

Образец рассказа – это  краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения.

Образец подсказывает ребенку  примерное содержание, последовательность и структуру монолога. Он показывает примерный результат, который должны достичь дети, и поэтому он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Для развития самостоятельности  и творчества детей образец рассказа не должен быть исчерпывающим и охватывать все содержание картины или темы.

К.Д. Ушинский высоко оценивал роль картинки в процессе формирования языка: «…она (картина) поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле    легко то,  что учителю на словах выполнять чрезвычайно трудно» [20, стр. 268].

Языковой материал, заключенный  в рассказе-образце, служит для детей  объектом внимания, познания и освоения. «Ребенок, - отмечал К. Чуковский, - в меру своих умственных сил, анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые» [22, стр. 84].

Ценность рассказа-образца  возрастает, если ребенок может найти  в нем материал, который позволил бы ему сделать  доступные для него наблюдения над языковыми явлениями. Надо всегда учитывать, что «тонкое чувство языка,  - по словам М.М. Кольцовой, - отличает  весь  ход   формирования   детской речи [9, стр. 103].

Работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов  и поэтому такой прием, как придумывание продолжения и завершения рассказа (частичный образец) облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей и поэтому рекомендуется давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей.

На первых этапах обучения используется коллективное составление рассказа. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ.

Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет  наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах.

Модель – это схема  явления, отражающая его структурные  элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта [1, стр. 285].

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности. В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева),   представлений   о   труде    взрослых   (В.И.  Логинова, Н.М. Крылова) и др. при этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройства глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательным к своему психическому и физическому здоровью. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в живой и неживой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты и огорода), схемы маршрутов (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешней пересказывают сказку, показывают ее на фланелеграфе и т.п. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.       

 В работах Л.А. Венгера и его учеников для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется  в самостоятельной речевой деятельности.

В обучении рассказыванию  особое значение имеет обогащение мотивов  речевой деятельности детей. Мотивационные  установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.

Используются игровые  и специальные мотивы. Оценка детских  монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер.

В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы:

  • указания;
  • исправление ошибок;
  • подсказ нужных слов;
  • прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон;

Из этого следует, что  обучение творческому рассказыванию  является важным звеном в системе  обучения связной выразительной  речи детей старшего дошкольного возраста, и играет большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999

 

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981

 

  1. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. – М., 1972

 

  1. Виноградова И.Ф. Формирование связной речи. – М., 1975

 

  1. Ворошнина Л. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание 1991, № 2, стр. 2

 

  1. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978

 

  1. Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М., 1973

 

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста   рассказыванию. – М., 1982

 

  1. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1978

 

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983

 

  1. Львов М.Р. Речь младших дошкольников и пути ее развития. – М., 1975

 

  1. Любина Г.А. Детская речь. – Мн., 2002

 

  1. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971

 

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1981

 

  1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984

 

  1. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и, особенно в детском возрасте. Из бесед СПб, 1899

 

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981

 

  1. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. – М., 1949

 

  1. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977

 

  1. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1968

 

  1. Щерба А.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957

 

  1. Эльконин Д.Б. Развитие речи. – М., 1964

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий 

по составлению  творческих рассказов

 

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе № 1

 

Тема: Составление творческих рассказов «Моя библиотека».

 

Программное содержание: учить детей составлять творческий рассказ на основе анализа коллективного опыта; развивать творчество, воображение, мышление. Активизировать в речи детей слова: библиотекарь, стеллаж, газеты, журналы, словари, энциклопедии; воспитывать бережное отношение к книгам, правила поведения в библиотеке.

 

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

 

- Дети, берите стульчики  и садитесь полукругом.

 

II.Заинтересовывающий  момент.

 

- Сейчас я загадаю  вам загадку, а вы послушайте  и отгадайте что это?

 

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

 

III. Вступительная часть.

 

- Давайте вспомним куда мы  с вами недавно ходили на экскурсию. (В библиотеку). Сегодня мы с вами поговорим о библиотеке.

 

IV. Основная часть.

 

- Кто вспомнит, как  называются люди, которые работают  в библиотеке? (Библиотекари). Давайте вспомним, что находится в библиотеке. (Книги, газеты, журналы). А где хранятся книги. (На стеллажах). Какие бывают книги? (Детские, энциклопедии, научные, словари).

 

- Теперь представьте.  Прошло время, вы все выросли  и стали взрослыми и каждый  из вас захотел работать библиотекарем.  И вы нам сейчас расскажете о своей библиотеке. Вы должны не забыть рассказать какое это здание, сколько в нем этажей, сколько залов. Какие они? Какую работу вы выполняете? Кто посещает вашу библиотеку: взрослые или дети?

 

- Вы немножко подумайте,  а кто первый придумает, поднимет руку.

 

Даю время подумать. Слушаю 2-3 детей.

 

Физкультминутка. В библиотеке люди работают  все время сидя и очень устают. Даваейте мы с вами сейчас встанем и немножко попрыгаем. Молодцы! А теперь поприседаем. Хорошо. А теперь подняли руки вверх, в стороны, опустили вниз и тихонько сели.

 

Дети рассказывают дальше (6-7 детей).

 

- Молодцы! Мне очень  понравились ваши рассказы. Но  больше всех мне понравились  библиотеки Ромы и Алины.

 

- Никита, а чья библиотека  понравилась тебе. Что тебе понравилось в этой библиотеке?

 

V. Заключительная часть.

 

- Я знаю, что вы знаете  очень много сказок. Сейчас мы  с вам поиграем в игру “Кто  знает больше сказок?”. Правила  игры такие: я буду называть  сказочного героя, а вы должны  вспомнить сказки, в кторых он встречается. За каждый правильный ответ я даю фишку. Победит то, у кого будет больше фишек.

 

- Молодцы, те, кто набрал  больше фишек, а остальные постараются  на следующем занятии.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей