Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:50, курсовая работа
Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.
Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, обеспечивающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать или подсказать описание героя, концовку рассказа. В конце из лучших ответов детей составляется рассказ.
В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Для плана рассказа целесообразно использовать 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала план рассказа применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План используется во всех видах рассказывания [1, стр. 283].
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения.
Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога. Он показывает примерный результат, который должны достичь дети, и поэтому он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.
Для развития самостоятельности и творчества детей образец рассказа не должен быть исчерпывающим и охватывать все содержание картины или темы.
К.Д. Ушинский высоко оценивал роль картинки в процессе формирования языка: «…она (картина) поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнять чрезвычайно трудно» [20, стр. 268].
Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения. «Ребенок, - отмечал К. Чуковский, - в меру своих умственных сил, анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые» [22, стр. 84].
Ценность рассказа-образца возрастает, если ребенок может найти в нем материал, который позволил бы ему сделать доступные для него наблюдения над языковыми явлениями. Надо всегда учитывать, что «тонкое чувство языка, - по словам М.М. Кольцовой, - отличает весь ход формирования детской речи [9, стр. 103].
Работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов и поэтому такой прием, как придумывание продолжения и завершения рассказа (частичный образец) облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей и поэтому рекомендуется давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей.
На первых этапах обучения используется коллективное составление рассказа. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ.
Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта [1, стр. 285].
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности. В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова) и др. при этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройства глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательным к своему психическому и физическому здоровью. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в живой и неживой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты и огорода), схемы маршрутов (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешней пересказывают сказку, показывают ее на фланелеграфе и т.п. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
В работах Л.А. Венгера и его учеников для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.
Используются игровые и специальные мотивы. Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер.
В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы:
Из этого следует, что обучение творческому рассказыванию является важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста, и играет большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Список литературы
Конспекты занятий
по составлению творческих рассказов
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе № 1
Тема: Составление творческих рассказов «Моя библиотека».
Программное содержание: учить детей составлять творческий рассказ на основе анализа коллективного опыта; развивать творчество, воображение, мышление. Активизировать в речи детей слова: библиотекарь, стеллаж, газеты, журналы, словари, энциклопедии; воспитывать бережное отношение к книгам, правила поведения в библиотеке.
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Дети, берите стульчики и садитесь полукругом.
II.Заинтересовывающий момент.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы послушайте и отгадайте что это?
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
III. Вступительная часть.
- Давайте вспомним куда мы с вами недавно ходили на экскурсию. (В библиотеку). Сегодня мы с вами поговорим о библиотеке.
IV. Основная часть.
- Кто вспомнит, как называются люди, которые работают в библиотеке? (Библиотекари). Давайте вспомним, что находится в библиотеке. (Книги, газеты, журналы). А где хранятся книги. (На стеллажах). Какие бывают книги? (Детские, энциклопедии, научные, словари).
- Теперь представьте.
Прошло время, вы все выросли
и стали взрослыми и каждый
из вас захотел работать
- Вы немножко подумайте, а кто первый придумает, поднимет руку.
Даю время подумать. Слушаю 2-3 детей.
Физкультминутка. В библиотеке люди работают все время сидя и очень устают. Даваейте мы с вами сейчас встанем и немножко попрыгаем. Молодцы! А теперь поприседаем. Хорошо. А теперь подняли руки вверх, в стороны, опустили вниз и тихонько сели.
Дети рассказывают дальше (6-7 детей).
- Молодцы! Мне очень понравились ваши рассказы. Но больше всех мне понравились библиотеки Ромы и Алины.
- Никита, а чья библиотека понравилась тебе. Что тебе понравилось в этой библиотеке?
V. Заключительная часть.
- Я знаю, что вы знаете
очень много сказок. Сейчас мы
с вам поиграем в игру “Кто
знает больше сказок?”.
- Молодцы, те, кто набрал
больше фишек, а остальные
Информация о работе Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей