Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:08, контрольная работа
Новый этап в развитии народов и языков связан с возникновением наций и национальных литературных языков. В советской науке принято считать, что нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Признаками устойчивости этой общности являются: единство территории, экономики и языка. На этой почве вырабатывается то, что называют «единством психического склада» или «национальным характером».
Нация как общественная и историческая категория возникает на определенном этапе развития человечества, а именно в эпоху подымающегося капитализма. Нация не просто продолжение и расширение родовой и племенной общности, а явление качественно новое в истории человечества.
Министерство образования и науки РФ
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Глазовский
государственный педагогический институт
им. В. Г. Короленко» в г. Ижевске
Кафедра иностранного языка
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ
Проверила: Широбокова Л. П.
Выполнила:
Широбокова Инна
г. Ижевск 2012 г.
Новый этап в
развитии народов и языков связан
с возникновением наций и национальных
литературных языков. В советской науке
принято считать, что нация – это исторически
сложившаяся устойчивая общность людей.
Признаками устойчивости этой общности
являются: единство территории, экономики
и языка. На этой почве вырабатывается
то, что называют «единством психического
склада» или «национальным характером».
Нация как общественная
и историческая категория возникает
на определенном этапе развития человечества,
а именно в эпоху подымающегося
капитализма. Нация не просто продолжение
и расширение родовой и племенной
общности, а явление качественно новое
в истории человечества.
Хотя нации
и подготовлены всем предшествующим
развитием феодализма, особенно его
последним периодом, когда еще
резче обозначается различие города
и деревни, происходит бурный рост ремесленного,
торгового населения, когда передвижение
населения нарушает территориально замкнутый
характер феодальных государств, а главное,
видоизменяются производственные отношения,
и наряду с помещиками и крестьянами обо
значаются новые классы общества – буржуазия
и пролетариат, – все это закрепляется
лишь при смене формации, с утверждением
капитализма.
Если при феодализме
главную роль играли поместья, замки
и монастыри, то при капитализме
на первый план выходят города со смешанным
населением, объединяющим разные классы,
расчлененные разными профессиями.
Если при феодализме
экономическая жизнь тяготела к
натуральному хозяйству, то при капитализме
широко развивается торговля, не только
внутренняя, но и внешняя, а с приобретением
колоний и освоением
В историко-культурном
плане переход от феодализма к
капитализму связан с так называемой
эпохой Возрождения и порожденным
этой эпохой национальным развитием.
Применительно
к языку эпоха Возрождения
выдвинула три основные проблемы:
1) создание и развитие национальных
языков, 2) изучение и освоение различных
языков в международном масштабе, 3) пересмотр
судьбы античного и средневекового лингвистического
наследства.
Новая национальная
культура, требующая единства и полного
взаимопонимания всех членов нового
общества, не может сохранить языковую
практику средневековья с его двуязычием,
раздробленными поместными диалектами
и мертвым литературным языком. В противоположность
языковой раздробленности феодального
периода требуется единство языка всей
нации, и этот общий язык не может быть
мертвым, он должен быть способным к гибкому
и быстрому развитию.
У разных народов
процесс складывания наций и
национальных языков протекал в разные
века, в разном темпе и с различными
результатами.
Это зависело прежде
всего от интенсивности роста и распада
феодальных отношений в данной стране,
от состава населения и его географического
распространения; немалую роль играли
при этом и условия сообщения: так, государства
морские (Италия, Голландия, Испания, позднее
Франция и Англия) раньше вступают на путь
капиталистического и национального развития,
но в дальнейшем, например, в Италии, этот
процесс надолго задерживается, тогда
как в Англии неуклонно развивается, вследствие
чего Англия опережает Италию в развитии.
«Первой капиталистической нацией была Италия. Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени».
Данте (1265–1321) написал
книгу стихов «Новая жизнь» («Vita nuova»),
посвященных Беатриче (в 1290 г.), на итальянском,
а не на латинском языке и в дальнейшем
(1307–1308) выступил в защиту употребления
нового национального литературного языка
в латинском трактате «О народном красноречии»
(«De vulgari eloquentia») и в итальянском «Пир»
(«II convivio»), где он писал: «Из тысячи знающих
латынь один разумен; прочие пользуются
своими знаниями, чтобы добиться денег
и почестей», поэтому он пишет не по-латински,
а по-итальянски, так как «это язык не избранных,
а огромного большинства». По мнению Данте,
народный язык благороднее латыни, так
как это язык «природный», а латынь – язык
«искусственный». «Божественная комедия»
Данте, сонеты Петрарки и «Декамерон»
Боккаччо были блестящим доказательством
преимущества нового национального языка.
На народном
языке были написаны отчеты о великих
путешествиях Колумба, Веспуччи и других.
Философ Джордано Бруно и ученый
Галилей также перешли с латыни
на национальный язык. Галилей оправдывал
это так: «К чему нам вещи, написанные
по-латыни, если обыкновенный человек
с хорошим природным умом не может их читать».
Интересно отметить
рассуждение Алессандро Читтолини
в произведении под заглавием
«В защиту народного языка» (1540), где
говорится о том, что технические
ремесленные термины нельзя выразить
по-латыни, а этой терминологией «самый
последний ремесленник и крестьянин располагает
в гораздо больших размерах, чем весь латинский
словарь».
Таким образом,
борьба за народный язык была основана
на демократизации культуры.
Итальянский литературный
язык сложился на почве тосканских
говоров в связи с
Пути складывания
национальных литературных языков могли
быть различными. Об этом писали Маркс
и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «В любом
современном развитом языке естественно
возникшая речь возвысилась до национального
языка отчасти благодаря историческому
развитию языка из готового материала,
как в романских и германских языках, отчасти
благодаря скрещиванию и смешению наций,
как в английском языке, отчасти благодаря
концентрации диалектов в единый национальный
язык, обусловленной экономической и политической
концентрацией».
Французский литературный
язык может служить примером первого
пути («из готового материала»). Скрещивание
народной («вульгарной») латыни с разными
кельтскими диалектами на территории
Галлии происходило еще в донациональную
эпоху, и эпоха Возрождения застает уже
сложившиеся французские диалекты, «патуа»,
среди которых первенствующее значение
благодаря историческому развитию Франции
получает диалект Иль-де-Франса с центром
в Париже.
В 1539 г. ордонансом
(приказом) Франциска I этот французский
национальный язык вводится как единственный
государственный язык, что было направлено,
с одной стороны, против средневековой
латыни, а с другой – против местных диалектов.
Группа французских писателей, объединенная
в «Плеяду», горячо пропагандирует новый
литературный язык и намечает пути его
обогащения и развития. Поэт Ронсар видел
свою задачу в том, что он «создавал новые
слова, возрождал старые»; он говорит:
«Чем больше будет слов в нашем языке,
тем он будет лучше»; обогащать язык можно
и за счет заимствований из мертвых литературных
языков и живых диалектов, воскрешать
архаизмы, изобретать неологизмы. Практически
все это показал Рабле в своем знаменитом
произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Главным теоретиком
этого движения был Жоаким (Иоахим)
Дю Белле (Joachim Du Bellay) (1524–1560), который
в своем трактате «Защита и прославление
французского языка» обобщил принципы
языковой политики «Плеяды», а также по-новому
оценил идущее от Данте разделение языков
на «природные» и «искусственные». Для
Дю Белле это не два исконных типа языков,
а два этапа развития языков; при нормализации
новых национальных языков следует предпочитать
доводы, идущие от разума, а не от обычая,
так как в языке важнее искусство, чем
обычай .
В следующую
эпоху развития французского литературного
языка в связи с усилением
абсолютизма при Людовике XIV господствуют
уже другие тенденции.
Вожла (Vaugelas, 1585–1650),
главный теоретик эпохи, ставит на первый
план «добрый обычай» двора и
высшего круга дворянства. Основной
принцип языковой политики сводится
к очищению и нормализации языка,
к языковому пуризму, оберегаемому
созданной в 1626 г. Французской академией,
которая с 1694 г. периодически издавала
нормативный «Словарь французского языка»,
отражавший господствующие вкусы эпохи.
Новый этап
демократизации литературного
Примером второго
пути развития литературных языков («из
скрещивания и смешения наций») может
служить английский язык.
В истории английского
языка различаются три периода:
первый – от древнейших времен до XI
в. – это период англосаксонских диалектов,
когда англы, саксы и юты завоевали Британию,
оттеснив туземное кельтское население
(предков нынешних шотландцев, ирландцев
и уэйлзцев) в горы и к морю и бриттов через
море на полуостров Бретань. «Готический»
период английской истории связан с англосаксонско-кельтскими
войнами и борьбой с датчанами, которые
покоряли англосаксов в IX– Х вв. и частично
слились с ними.
Поворотным пунктом
было нашествие норманнов (офранцузившихся
скандинавских викингов), которые
разбили войска англосаксонского короля
Гарольда в битве при Гастингсе
(1066) и, покорив Англию, образовали феодальную
верхушку, королевский двор и высшее
духовенство. Победители говорили по-французски,
а побежденные англосаксы (средние и мелкие
феодалы и крестьянство) имели язык германской
группы. Борьба этих двух языков завершилась
победой исконного и общенародного англосаксонского
языка, хотя словарный состав его сильно
пополнился за счет французского языка,
и французский язык как суперстрат довершил
те процессы, которые намечались уже в
эпоху воздействия датского суперстрата.
Эта эпоха называется среднеанглийским
периодом (XI–XV вв.).
Новоанглийский
период начинается с конца XVI в. и связан
с деятельностью Шекспира и писателей-«елизаветинцев».
Этот период относится к развитию национального
английского языка, так как средневековые
процессы скрещивания уже завершились
и национальный язык сложился (на базе
лондонского диалекта).
Лексика английского
национального литературного
Германские
Французские
sheep – «овца»
(ср. немецкое Schaf)
mutton – «баранина»
ox – «бык»
cow – «корова»
(ср. немецкое Kuh)
beef– «говядина»
В грамматике основа
в английском языке также германская
(сильные и слабые глаголы, именные
слова, местоимения), но в среднеанглийском
периоде спряжение сократилось,
а склонение утратилось, и синтетический
строй уступил аналитическому, как во
французском языке.
В фонетике германская
симметричная система гласных подверглась
«большому передвижению» (great vowel shift)
и стала асимметричной.
Примером третьего
пути образования национального языка
(«благодаря концентрации диалектов»)
служит русский литературный язык, сложившийся
в XVI–XVII вв. в связи с образованием Московского
государства и получивший нормализацию
в XVIII в. В основе его лежит московский
говор, представляющий пример переходного
говора, где на северную основу наложены
черты южных говоров.
Так, лексика
в русском литературном языке
доказывает больше совпадений с северными
диалектами, чем южными.
Северные
Южные
Литературный
диалекты
диалекты
язык
Информация о работе Возникновение наций и национальных языков