Гюстав Флобер "Госпожа Бовари"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Простые герои нового типа стали испытывать те же чувства, что и недостижимые ранее короли, аристократы, возвышенные, образованные люди. Это и протест против современного социального уродства, и тоска по недостижимой красоте, и скорбь о лучшем мире. Особенно всеми перечисленными чувствами писатели любили наделять женщин, загнанных в угол социальными традициями, тоскующими в своих тесных жилищах с нелюбимым мужем и нежеланными детьми. Недостаток образования, окружающее убожество не мешали им мечтать о возвышенном, о настоящем чувстве, о лучшей жизни.

Содержание

Введение.
Гюстав Флобер времен работы над романом.
Герои романа – представители буржуазного общества.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История зарубежной литеретуры.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Северо-Западный институт печати

Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

По дисциплине: История зарубежной литературы

На тему:

Г.ФЛОБЕР. «ГОСПОЖА БОВАРИ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы: РЗ1 Строганова Анна

 

 

Проверил: __________________________

              

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008

 

 

 

 

 

 

План работы:

  1. Введение.
  2. Гюстав Флобер времен работы над романом.
  3. Герои романа – представители буржуазного общества.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

 

 

1.

С начала 30 гг. XIX в. во французской литературе происходит резкая «демократизация» героя.

На смену историческим, приключенческим  романам, где внешность и личность героя дается в нескольких чертах, а главный упор делается на события, полные интриг и приключений, приходят современные романы с их обыденными событиями и обыкновенными героями. Современные романы стали противопоставлять как правду - выдумке. Эволюция главного героя была общей тенденцией и происходила у разных авторов от произведения к произведению. Сначала славные герои лишились физической красоты и сил, потом перестали блистать умом, затем из аристократической среды переместились в обывательскую среду провинциальных французских городишек. «Включая в сферу своих интересов все классы общества, литература отказывается от пренебрежительного отношения к «низшим сословиям», представители которых еще недавно играли роль «быта» и «среды», обработанных в комическом и ироническом плане»1.

Простые герои нового типа стали испытывать те же чувства, что и недостижимые ранее короли, аристократы, возвышенные, образованные люди. Это и протест против современного социального уродства, и тоска по недостижимой красоте, и скорбь о лучшем мире. Особенно всеми перечисленными чувствами писатели любили наделять женщин, загнанных в угол социальными традициями, тоскующими в своих тесных жилищах с нелюбимым мужем и нежеланными детьми. Недостаток образования, окружающее убожество не мешали им мечтать о возвышенном, о настоящем чувстве, о лучшей жизни. Частый сюжет того времени – женская измена, представал перед читателем как бунт против довлеющей мещанской среды, оправдывающий самые низкие и некрасивые человеческие поступки.

 

2.

Гюстав Флобер писал свой роман  как раз в это время. Ему не только удалось удачно _____________________

1 Б.Г. Реизов «Творчество Флобера», Гослитиздат, М., 1955, стр. 215

 

воплотить в жизнь все литературные тенденции своего времени, но перешагнуть  их, создать новые традиции, превратить свой писательский дар в особое искусство анализировать действительность, изучать ее, показывать предметы в их реальном, неприкрашенном свете. Выросший в семье выдающегося хирурга, писатель с детства столкнулся с реальностью человеческой жизни, с самыми ее неприглядными сторонами. Проведя детство в больнице, которой заведовал отец, Флобер привык наблюдать за человеческими страданиями со стороны. У него так и осталась привычка бесстрастно и точно передавать увиденное, каким бы отталкивающим оно не казалось.

В ранние годы своего творчества писатель обращался к романтическим темам. Герои его ранних произведений (монах, герцог) бросали вызов судьбе, мешающей их счастью, совершали героические, безумные поступки, все для того, чтобы освободиться от стесняющих их обстоятельств, вырваться на свободу и быть счастливыми. (Новеллы «Монах» и «Смерть герцога Гиза»). В более поздний период Флобер-романтик обращался  к теме философии, действующие лица его произведений так же угнетены судьбой, загнаны в угол, но, не способные повлиять на ситуацию действием, замыкаются в своем внутреннем мире, пробуют разобраться в себе, найти ответы на мучающие их вопросы. Таковы герои произведений «Мемуары безумца», «Ноябрь». Столкнувшись с бытом простых людей, ремесленников, торговцев, Флобер испытал чувство отвращения и пытался увидеть прекрасное в бесстрастном описании предметов, без их отталкивающего содержания. Люди, о которых написано в произведениях этого периода, двойственны по своему восприятию жизни. С одной стороны их притягивает жизнь, но она же их и отталкивает, представляясь дурной, ложной, испорченной. Под впечатлением революции 1848 г. Флобер пишет философскую драму «Искушение святого Антония», где перед отшельником происходят битвы аллегорических фигур добра и зла. Надо сказать, что это последнее романтическое произведение Флобера было сильно раскритиковано его друзьями Булье и Дюканом, после чего писатель и без того уже несколько разочарованный в романтизме, навсегда оставил свои литературные опыты в этом направлении.

Давней мечтой Флобера было написать роман без сюжета, отобразить в нем только окружающие действия и предметы с достоверностью истинного наблюдателя и художника. В этом смысле он стал бы новатором, надолго опередившим писателей – реалистов XX в. Но роман без сюжета мог стать романом «ни о чем», что было чуждо для писателей того времени. Ведь само слово «реализм» в то время означало «отсутствие идеала», а совсем не «верность действительности». К тому же, полное соответствие принципам реализма было похоже на «безыдейность», а это уже граничило с «безнравственностью».

Поэтому Флобер выбрал тривиальный  избитый сюжет (муж, жена и ее любовники) и поместил его в обывательскую  буржуазную среду своего времени. В своей безобразной современности Флобер искал материал для высокого искусства. Стремился не прикрашивать действительность, а разоблачать ее. Хотел доказать, что любой банальный сюжет из повседневной жизни можно возвести в ранг высокой литературы.

 

3.

Действующие лица романа представлены Флобером так, что  среди них нет ни одного положительного героя, кроме, разве что, малышки Берты и появившегося в конце доктора Ларивьера, прототипом которого, вероятно, стал отец Флобера. И это не случайно. Писатель с ранней юности проникся чувством глубокого отвращения к буржуазной обывательской среде. Роман должен был изобличить эту среду и людей в ней находящихся. Он со всей правдивостью описывает мелочи жизни буржуа, не стараясь дать им какую-либо оценку. Вообще в романе не ощущается присутствие самого автора, который сознательно отстранился от описываемых им предметов и действий, не желая даже и в такой мере касаться того мира, который описал с холодной точностью хирурга.

Эмма Бовари, главная героиня романа, не отличается ни умом, ни образованностью, ни утонченным вкусом. Но жажда запретного, неизведанного, недостижимого выделяет ее на фоне окружающих людей. Еще в юности, находясь на воспитании в монастыре, она жадно зачитывалась любовными романами, которые уносили ее из унылой однообразной реальности в мир бурных чувств, впадала в своеобразный романтический экстаз, часто неотличимый от религиозного. Эмма заранее нарисовала себе свою будущую жизнь и образ человека, которого должна была полюбить. И тут же наделила всеми этими чертами почти первого встречного мужчину, Шарля Бовари, который, по сути своей, был полной противоположностью романтического героя.

После торжеств свадьбы, волнений переезда к  мужу, наступило моментальное отрезвление. Стоило только Эмме войти в комнату, из которой даже не был убран букет покойной жены Шарля, как она поняла, что совершила большую ошибку. Особенно горько было осознавать то, что ее муж слепо счастлив своей любовью. Как такое можно стерпеть? Сознательно или нет, но Шарль любил Эмму – жену и мать своей дочери, вряд ли догадываясь о существовании Эммы – личности. Эммы – эгоистичной души, рвущейся куда-нибудь подальше от этого унылого существования. Ее жизнь с самого начала была отравлена жаждой удовольствий, удивительных событий, романтических приключений, которые были попросту невозможны в той среде, где ей приходилось жить.

В этом свете  не трудно себе представить, что появление  других мужчин в ее жизни не было такой уж неожиданностью. Эмма с  такой же готовностью примеряла  на каждого из них венец героя  ее романа и упорно не хотела отступать  от своей любви, даже когда умом понимала, что отношения себя исчерпали. Подлец Родольфо и «девица» Леон точно так же прозябали в буржуазной среде, как и сама Эмма. Даже о чувствах своих они говорили шаблонно, фразами, вычитанными из плохих книг. Но это как раз и нужно было Эмме, ведь эти книги читала и она сама. В этом отношении показательна сцена, когда Родольфо объясняется Эмме в любви во время скотоводческой выставки. Флобером был найден гениальный ход, подчеркнувший пошлость и тривиальность момента. Слова любви были перепутаны с грубыми выкриками участников выставки. Писатель от души поиронизировал над своими героями, отказав им в романтической обстановке. Как будто происходящее с ними и есть настоящее «скотство».

В отношениях Эммы с Леоном тоже были «красивые слова», которые исчезли, как только между ними все стало ясно, и отпала необходимость их произносить. Началась банальная любовная связь, приукрашенная редкими встречами и опасностью быть раскрытой. Слепая любовь Шарля к жене заставляла его верить обману, заполнившему собой всю их жизнь.

Эмма потакает себе не только в чувственных желаниях, она стремится к идеалу аристократической жизни. Но так, как это не достижимо в окружающей скромной реальности, она «старается снизить «идеал» до своего уровня и в то же время повседневную жизнь старается «возвысить» на уровень мечты, имитируя светское утонченное существование»1. Эмма презирает ту жизнь, которую ей приходится вести вместе с Шарлем. Она старается убежать от действительности. Но «Эмме не уйти от обыденного. Пошлость не только окружает ее, она царит даже в ее мечтах»2. Героиня не считается с расходами, лишь бы получить сиюминутное удовольствие от своих прихотей. При молчаливом попустительстве мужа, она до такой степени запутывает денежные дела своей семьи, что доводит их до финансовой катастрофы. Расчетливый буржуазный мир не оставляет ей ни какой возможности выбраться из долгов. Ее наивные просьбы отсрочить платежи, попытки достать денег у всех мало-мальски состоятельных мужчин, уже прямо предлагая в себя взамен, не приносят результатов. А рядом неприкрытая злая ирония соседей, которые откровенно развлекаются, наблюдая чужую трагедию.

Эмма принимает страшное решение  отравиться не из-за несчастной своей  жизни с нелюбимым мужем, не из-за любовных разочарований, а из страха быть разоренной. Нищета пугает ее больше смерти, более того, в этом заключается ее окончательное бегство от реальности. Быть может, книжные трагедии подсказали ей такой выход. Однако красиво уйти из некрасивой своей жизни Эмме не удается. Флобер сознательно делает финал таким уродливым, ибо смерть героини должна быть безобразной и отталкивающей потому, что в буржуазных сюжетах не может быть красивой трагедии.

Заставив жить мечтательницу Эмму  в «реальной мещанской среде, Флобер перенес внимание на ту действительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героини иллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Вместо «экспериментирования» над искусственно изолированным от жизни человеческим созданием он написал книгу, исполненную необычайной силы проникновения в общественную психологию своего времени. Действительно,

_________________

  1. А.Ф. Иващенко «Гюстав Флобер», М., Акад. Наук СССР, 1955, стр. 89
  2. Б.Г. Реизов «Творчество Флобера», М., Гослитиздат,  1955, стр. 238

по богатству бытовых и психологических  наблюдений над провинциальной средой, по глубине обобщения фактов рядовой  житейской драмы роман этот –  крупнейшее явление во французской  литературе»1 второй половины XIX в. 

Не только личность Эммы привлекает к себе внимание в романе. Аптекарь Омэ – тоже по-своему замечателен. Если супруги Бовари – пример частной буржуазной жизни, то Омэ – олицетворение жизни общественной.  Его интересы широко выходят за рамки фармацевтики. Это своего рода «энциклопедическая» личность, широко и не стесняясь выражающая свои мысли, порой выдавая их за мысли всего общества. Это неутомимый энтузиаст: печатает очерки в газетах, создает научные труды (например,  «О приготовлении сидра»), отличается на пожарах. Его тянет  к возвышенному слогу, часто его напыщенные фразы направлены на совершенно обыденные явления. Даже имена детей аптекаря (Наполеон, Аталия, Франклин) свидетельствуют о том, что их отец, пусть хоть таким образом, хочет приблизиться к славе эти имена окружающей.  Для Флобера явление Омэ – результат приведения в жизнь либеральных идей, которые распространялись среди буржуазии до революции 1848 г. Носители этих идей, такие как Вольтер и Франклин, переродились в итоге в брызжущего слюной аптекаря, напыщенное ничтожество.

Чтобы лишить читателя возможных иллюзий, в конце романа писатель разоблачает Омэ. Аптекарь хотел быть признан видным общественным деятелем, получить снисходительность властей и, предмет самых сокровенных его мечтаний, - орден Почетного легиона. Вот подлинная цель буржуа-просветителя. Все его «труды» и нравоучительные речи – лишь стремление к славе, к личной выгоде.

Стремление к стяжательству, так же, как лицемерие, мелочное упрямство, нежелание видеть дальше собственного носа, зависимость от мнения соседей, в большей или меньшей степени, присущи всем остальным лицам романа. Уверенность в непогрешимости и правильности собственной жизни, злорадство, с которым воспринимаются беды окружающих, ставят на одну доску всех обитателей французской провинции. Мужчины и женщины, юноши и старики, нищие и люди с достатком – Флобер не делает различий между людьми этого общества, клеймо «буржуа» делает всех одинаковыми.

Трактирщица тетушка Лефрансуа, добрячка и труженица, искренне желает разорения своему сопернику Телье, владельцу кафе «Франция». И общественную скотоводческую выставку считает ненужным балаганом лишь потому, что торжественный обед решено было проводить в специально разбитых шатрах, а не у нее в трактире. Сборщик налогов Бине, чтобы развеять скуку однообразной жизни, нашел себе занятие еще более однообразное – вытачивать кольца для салфеток на токарном станке. И загромоздил ими всю свою квартиру, упрямо отказываясь продавать свои произведения соседям, показывая при этом все свое упрямство истинного буржуа.

Информация о работе Гюстав Флобер "Госпожа Бовари"