Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Огромный успех и популярность басен И.А.Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликается на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности до сих пор, потому что темы, затронутые им и созданные им аллегорические образы, настоящие, поэтические сильные слова и правдивые образы, навсегда становятся достоянием народа

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по басням Крылова.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АНГАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению».\

 

Тема: «Идейно-тематическое богатство и своеобразие стиля

и языка басен И.А.Крылова»

 

 

Составлен: Пряничниковой Н.В.

курс V группа 261

специальность

«Учитель начальных классов»

 

Проверил:

преподаватель

Феодориди В.И.

 

 

 

 

 

2012

Введение

Огромный успех и популярность басен И.А.Крылова можно объяснить  тем, что автор представил в своих  произведениях всю русскую жизнь  и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликается  на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности до сих пор, потому что темы, затронутые им и созданные им аллегорические образы, настоящие, поэтические сильные  слова и правдивые образы, навсегда становятся достоянием народа. Следовательно целью данной контрольной работы является – изучение темы «Идейно-тематическое богатство и своеобразие стиля и языка басен И.А.Крылова». Великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка. Насколько верно, в током случае выражение драматурга В.В.Виноградова, определившего языковой строй крыловских басен: «... в басенном языке Крылова зазвучали байки, живые, социально окрашенные, переливающиеся разными тонами реальной русской жизни, с типичными для нее формами речевого выражения повседневного быта, его драматических коллизий, противоречий, «борьбы горестей и радостей».

 

Глава 1 Характеристика творчества Крылова И.А.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 (13 по старому  стилю) февраля 1769 года. Отец Ивана Андреевича, Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский  офицер, по долгу службы часто переезжал с места на место. За Андреем Прохоровичем следовала его жена Мария Алексеевна, деля с супругом все тяготы армейской жизни. Семья жила одно время в Астрахани, потом в Оренбурге. В 1775 году капитан Андрей Прохорович Крылов вышел в отставку и поселился в Твери.

Жизнь не баловала Ваню Крылова, потому что, когда в 1778 году умер отец, семья осталась совершенно необеспеченной. И Ивану пришлось поступить на должность подканцеляриста в  Тверской губернский магистрат. На его  плечи легла забота о матери и  младшем брате Левушке, который с этого времени стал называть его «братцем-тятенькой».

Иван Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, но благодаря незаурядным способностям, жажде знаний, увлечению чтением, самообразованию стал одним из самых просвещенных, самых образованных, самых эрудированных людей своего времени: прекрасно знал литературу, математику, играл на музыкальных инструментах.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург, написав 13 пьес, которые были напечатаны и ставились в театре. Первым, дошедшим до нас, сочинением Крылова была комическая опера «Кофейница», посвященная теме политического была и крепостничества и сам автор отзывался о ней так: «… нравы эпохи верны: Я списывал их с натуры». Затем в 1800 году была написана шуто-трагедия «Триумф, или Подшила», затем комедии «Пирог», «Модная лавка», «Урок» дочкам». Проявив себя в качестве журналиста или издателя в 1789 году начинает издавать собственный сатирический журнал «Почта духов». Этот журнал был, скорее, книгой очерков и рассказов о великих царях древности, героях и мудрецах, о гномах, о земных людях и их делах. В 1791 году И.А.Крылов вместе с литератором И.А.Дмитриевским, артистом и писателем П.А.Плавильщиковым заводят типографию «И.Крылов со товарищи», где начинают издавать журнал «Зритель». В нем можно было прочитать описание состояния русской сцены, анализ репертуара и актерского исполнения, по сути, это было началом русской театральной критики. Здесь были напечатаны произведения Крылова «Комб, восточная повесть» и др. В 1793 году Крылов вместе с писателем Клушиным начал издавать журнал «Санкт Петербург Меркурий», в котором помещались стихотворения, рассказы, идиллии, статьи и рецензии («Мое оправдание», «К Анюте» и др.)

В 1812 года И.А.Крылов работал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке, заведуя Русским отделом. Надо было великолепно знать литературу, чтобы разыскать редкие, недостающие издания, составлять списки книг, указатели – одних только каталожных карточек «чистым почерком» надо было написать много тысяч. Крылов работал с каталогами, шифровал книги, ввел в практику описание книг под коллективным автором, ввел типографический каталог, составил списки книг для читателей, указатели, выполнял библиографическое справки. В январе 1823 года Иван Андреевич получил «золотую» медаль от Российской академии за литературные заслуги.

Но все же всенародная слава, столь быстро завоеванная Крыловым-баснописцем свидетельствовала о том,  что басни знаменовали собой качественно новый этап в развитии русской литературы. Именно Крыловым было привнесено философско-историческое, социальное и нравственное содержание.

Басни Крылова были призваны представить конкретные пороки современной  ему действительности, противоречия русской жизни, оценить ее с точки  зрения народной нравственности. Басни  Ивана Крылова с давних пор  входили в круг детского чтения. По своим идейно-тематическим, жанровым особенностям, языку и композиции они близки к ребенку, лучшими произведениями детской литературе. Короткий, всегда напряженный и занимательный сюжет, полный острых, драматических событий легко запоминается детьми. В басне немного героев, и каждый из них является носителем ярко выраженных отрицательных или положительных черт характера, которые выявляются в его поступках и высказываниях. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей», - писал Белинский. – Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком. И обогащаются прекрасными впечатлениями единственно «доступной им поэзии».

По сути, басни явились  творческим итогом, венцом долгой и  разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворял в них и  весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика и лирического  поэта. «Басни Крылова, - замечает Белинский, - не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня. В очень большом числе своих басен, таких как «Ворона и лисица», «Мартышка и Очки», «Прохожие и собака» и т.д. Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры на нравы «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др. Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной «Волк и мышонок», «Рыбья пляска» и др.

В подавляющем большинстве  сатира крыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей, животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собой непосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубоко затрагивающие его как патриота и гражданина. Следовательно, оставаясь до конца жизни просветителем, писатель считал сатиру могучим средством воспитания нравов. О чем бы не писал Крылов, симпатии его всегда оставались на стороне угнетенного народа, ибо демократизм – характерная черта его басен.

Итак, басни Крылова –  это наше детство, наше отрочество, наша зрелость. Образы этих басен, из мораль, отдельные выражения вошли в нашу культуру, влились в язык и мышление нашего народа, и мы даже сами как следует, не учитываем до какой степени они организовала наше сознание.

 

Глава 2. Истоки басенно жанра в литературе

Басня, как известно, относится  к сатирическому жанру, с прямо  сформулированным выводом, придающим  рассказу аллегорический смысл, истоки которого уходят своими корнями в  глубокую древность [6].

Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный  рассказ или притчу, в которой  обычно действовали наделенные человеческими  чертами животные, реже люди. Так известны, древнейший дошедший до нас свод, таких произведений, как индийского сборника «Камила и Димна» баснописца Бидпая и произведений Локмана из Эфиопии, жившего в X в до н.э. В то время басенный жанр известен многим народам (сибиритским, киликийским, кипрским, ливийским, фригийским, египетским и др.) Таким образом, басня, выраженная в сказочной и иносказательной форме то или иное поучение, являлось излюбленным типом творчества многих народов. Наряду с мифом, она является одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства [7]. С Востока басни перекочевали в Древнюю Грецию, где этот жанр развил прославленный мудрец древности легендарный Эзоп. Поэтому множество произведений подобного рода получили распространение как «Эзоповы басни», хотя значительная их часть и носила явно фольклорный характер («Лиса ставила в упрек львице то, что она за всю жизнь родит лишь одного детеныша: «Одного, - сказала львица, - но льва»).

На рубеже веков новой  эры начинается новый этап в истории  басни, связанный с римскими поэтами  Федрой и Бабрия, основоположниками латинской литературной басни, далее широко распространившейся в средние века в Европе. В VIII в. Всемирной известностью пользовалось имя французского баснописца Жана Лафонтена, оставившего преимущество прозаической нравоучительной философской басни перед поэтической, видя в басне одну из действительных форм критики действительности [4]. И, несомненно, что у Лафонтена были взяты сюжеты для своих басен русскими поэтами такими как Кантемиром, общепринятым русским баснописцем, Тредиаковским, Сумароковым, Хемницером, Ломоносовым, Батюшкиным, Пушкиным и др. Огромное внимание, уделившее басне в России того времени, имеет и ряд условий, обязывающих насмешливый русский ум, с их острым и мягким юмором, прибегать к уловкам лукавства, когда он хочет придаваться господствующей своей наклонности. Широкое вхождение в русскую литературу жанра басни во многом подготовлено массой издавна бытовавших на Руси живописных и драматических пословиц и поговорок, герои которых встречаются и у Эзопа и могут служить основой басенных сюжетов. [7].

Заслуга зарождения басни  принадлежит не одному какому-либо народу, но всем народам. Подобно началам  всех других родов литературы, зачатки  комплекса басенных признаков коренятся  в простейших формах речевого общения, одинаковых у всех народов мира. Следовательно, эти м объясняется возможность становления басенного жанра в культуре любого народа. Развитие этих возможностей зависит от конкретных исторических особенностей формирования каждой культуры. Такие особенности были и в русской культуре XVIII-XIX вв. басня не является некой застывшей формой. На протяжении веков, переходя из страны в страну, и от автора к автору развивалось ее содержание, трансформировалась форма. Так исторически сложилось, что на рубеже веков старой и новой эры начинается новый период в истории басни, ознаменованный появлением имени нового баснописца. Басни Крылова, с одной стороны, являются закономерным результатом всего мирового процесса развития басни, с другой – плодом его творческой индивидуальности.

 

Глава 3. Различные подходы к классификации басен

В.Я.Стоюнину принадлежит первый опыт классификации басен Крылова, выделившего следующие тематические группы (в целях сокращения объема цитируемого материала из всего перечня входящих в каждую группу басен указана только первая):

  • Неправильный взгляд на собственные силы: «Орел и Крот»;
  • Неправильные отношения между людьми: «Два мальчика»;
  • Неправильные отношения между сословиями: «Волки и Овцы»;
  • Неправильное отношение к труду: «Две Собаки»;
  • Неправильное отношение к богатству: «Бедный Богач»;
  • Неправильное отношение к воспитанию: «Кукушка и горлинка»;
  • Неправильное отношение к образованию: «Червонец;
  • Неправильное отношение к предметам: «Мартышка и очки» [13].

В.П.Острогорский же считал необходимым расположение басен  Крылова по типам, которые наиболее полно обрисованы баснописцем, в  частности, животными: Лиса, Осел, Свинья, Волк, Змея, Пчела и т.д., дающими целый ряд нравоучительных уроков. Такой «энциклопедический» подход обеспечивает полноту образа персонажа в восприятии учащихся и распределяет басни Крылова не группы:

Первая  группа басен: Неправильное отношение между людьми.

  1. «Волк и Лиса»;
  2. «Добрая Лисица», «Лиса проповедница».
  3. «Собачья дружба», «Волк и Кот»;
  4. «Лягушка и Юпитер»;
  5. «Волк и Журавль», «Крестьянин и Работник»;
  6. «Лев на ловле»;
  7. «Василек».

Вторая  группа басен: Неправильное отношение к себе и своим силам.

  1. «Лев и Комар»;
  2. «Лев и Мышь»;
  3. «Лжец».

Третья  группа басен: Неправильное отношение к труду.

  1. «Две собаки», «Белка»;
  2. «Квартет»;
  3. «Музыканты»;
  4. «Трудолюбивый медведь»;
  5. «Стрекоза и муравей»;
  6. «Мухи и дорожные»;
  7. «Орел и пчела»;
  8. «Осел и Соловей».

Четвертая группа басен: Неправильное отношение к образованию.

  1. «Свинья под дубом»;
  2. «Мартышка и Очки».

Пятая группа басен: Неправильное отношение к богатству.

  1. «Фортуна и нищий»;
  2. «Бедняк и Богач».

Таким образом, по Острогорскому, изучение басен Крылова И.А, с  точки зрения языка и художественных особенностей должно быть систематизировано, так, чтобы заканчивающие школу  ученики имели стройный ряд определенных понятий об основных вопросах жизни  [9].

К вопросу классификации  басен И.А.Крылова обращаются и  современные литературоведы. Так, А.И.Ревякин, условно разделяет проблематику басен Крылова на социально-политическую, морально-философскую и социально-бытовую.

А Азарова Н.М. – автор  «Пособия по русской литературе XIX века, [2] предлагает свой вариант классификации басен Крылова. Группировка басен осуществляется на основе следующих тем: общественные и политические, исторические, бытовые, а также басни, отражающие литературно-журнальную полемику. При этом надо отметить, что авторами учебных пособий постоянно испытывается потребность в классификации проблематики басен Крылова, которая со временем, к тому же, корректируется. И поэтому, приняв за основу классификацию В.Я.Стоюнина, были выделены дополнительные группы тематической направленности басен Крылова (тематическая множественность содержания басен позволяет включить в предлагаемое дополнение и басни, указанные в группах классификации Стоюнина):

Информация о работе Детская литература с практикумом по выразительному чтению