Детская литература 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе дается детальный анализ произведений детской литературы 20 века. Основной вопрос - проблемы подростков и отражение их в литературе.

Содержание

I. Введение_______________________________________________2
II. Глава 1 Отражение сложного мира подростков в русской литературе 20 века
1.1. «Школьные» повести Алексина_______________________________3-6
1.2. Повесть В.Железникова «Чучело»____________________________7-9
1.3. Проблемы подростков в рассказе В. Распутина
«Женский разговор»______________________________________9-10
1.4. Сложный мир детства в повестях В.Тендрякова_______________10-11

1.6. Рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»_____________11-12

III. Глава 2 Исследовательская работа по выявлению проблем среди подростков_______________________________________________12-14

IV. Заключение______________________________________________14
V. Литература________________________________________________15
VI.Приложение_____________________________________________16-20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по детской литератур1.docx

— 61.56 Кб (Скачать файл)

  Кульминационным произведением В.Железникова является «Чучело». Первый вариант его был сценарием, и назывался «Бойкот». В ходе работы над произведением не только шлифовалась структура, но и уточнялся замысел. Эта повесть замкнула на себе проблему характера, проблему взаимоотношений детей и взрослых, проблему гуманизма. Мир детей определяется миром взрослых — это прописная истина. Мир детей в повести существует параллельно с миром взрослых, стараясь не пересекаться с ним.

Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества?      Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и  показывает их важность  прежде всего для детей и подростков, которые  проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими. У Лены Бессольцевой   непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне  не похожа на остальных: «…у меня  ведь дурацкая улыбка - до  самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами». Явным лидером в классе  является  Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной:  волевой, принципиальной. Однако эти качества  присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство.  При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных:  «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете,  что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания  с Бессольцевой. Миронова  понимает, что  вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять  лжи и сохранить духовное начало.   Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается  от своих сверстников. Его внешность сразу поразила  Лену: « Знаешь, он меня  сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его  внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.  Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,  поэтому  он оказался способен на неоднократное предательство.  Он предает Бессольцеву, когда  не признается в своем проступке, когда  вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается  напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.  Дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова, по прозвищу Железная Кнопка - неформальный лидер и идеолог класса; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Проблема жестокости в отношениях друг к другу актуальна и на сегодняшний день. В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов  предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее  рода. Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все  испытания,   она  не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Повесть заставляет взрослых задуматься о том, как необходимо создавать взаимопонимание с подростками, как важно тактично руководить ими в жизни, поддерживая и оберегая период нравственного становления. Заслуга Железникова в детской литературе состоит в том, что он сумел нащупать серьезный нравственный конфликт и исследовал его с художнической достоверностью и гуманистической откровенностью.  

 

 

1.3 Проблемы подростков в рассказе В. Распутина

«Женский разговор»

 

 

Проблемы подростков затронуты и в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. Эпитет "женский" означает, что это не просто разговор женщин, а разговор о женском, тайном: о любви, детях, замужестве. Но что-то мешает понять внучке бабушку? Время? Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. Несколькими штрихами через детали-глаголы изображено прошлое шестнадцатилетней девочки: «Связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась».       Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры.   Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории?

Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле. Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость».

 Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными  звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность  всему живому и вечному в  Наталье будет противостоять  разрушающей силе безнравственности. Анализ психологии героев-рассказчиков в детской литературе связан с диалектикой внешнего, взрослого, мира и внутреннего, детского. Мечты героя-рассказчика, его жизненная позиция и привычные убеждения не идеализируются.

 

 

      1.  Сложный мир детства в повестях В.Тендрякова

 

Повесть "Ночь после выпуска" прямо обращена к острейшим проблемам нравственности. Речь в ней идет о воспитании чувств и о той роли, которую играет школа в этом сложном процессе.   "Ночь после выпуска" - именно такая нравственная проверка шести юношам и девушкам, только что окончившим десятилетку. Они собираются ночью на речном обрыве и решают впервые в жизни откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. Поначалу все это воспринимается почти как веселая игра, шутка, но вскоре обретает нешуточное содержание. В хороших ребятах нечаянно открывается жестокость, душевная недостаточность, способность больно ранить друг друга. Тендряков мало озабочен тем, чтобы создать иллюзию правдоподобности ситуации. Ему изначально важно поставить героев в исключительные условия, которые могли бы выявить их моральный потенциал, обнажить подсознательное, редко проявляющееся в обычных обстоятельствах. И выяснилось, что каждый из юных героев, в сущности, "думает только о себе... и ни в грош не ставит достоинство другого... Это гнусно... вот и доигрались...". Такой вывод, принадлежащий Юлечке Студенцовой, лучшей ученице школы, конечно же, не совсем справедлив, рожден предельным нравственным максимализмом. Но и сам писатель если и не солидарен до конца со своей героиней, то все же близок к ее оценке происходящего, Тендряков решился на жесткий эксперимент ради того, чтобы во весь голос сказать об опасности эгоизма, рационализации чувств у современных подростков. Но не только ради этого. В повести "Ночь после выпуска" просматривается и иной, более глубокий социальный срез. Писатель обнажает перед нами некую модель коллективной психологии, когда личность не всегда способна управлять собой и невольно следует "правилам", которые диктует мгновенное общежитие. Игра, затеваемая подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами, которые для каждого из них в отдельности были бы непреложными в иных, обычных обстоятельствах. Так в структуре маленького коллектива Тендряков обнаруживает свои законы, свои тайные противоречия, имеющие не частный, а общий смысл.   Композиция повести совмещает два параллельных плана: спор в учительской, своеобразный диспут педагогов о недостатках школьного образования, и разговор ребят у реки.

 Ночь после  выпуска стала серьезным экзаменом  и для учеников и для учителей, и многие не выдержали его. Школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. На выпускном вечере Юля Студенцова неожиданно для всех бросает в зал взволнованные и искренние слова: "Школа заставляла меня знать все, кроме одного, - что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось - ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!" Ночь после выпуска кончилась. Расходятся по домам учителя и ученики. Одни скоро опять войдут в классы. Другие отправятся в новую самостоятельную жизнь. Тяжело переживая нравственное потрясение, каждый из ребят, может быть, впервые глубоко задумался о сущности человеческой души, о себе самом и о коллективе, которых, оказывается, не знал. "Мы научимся жить",- говорит Игорь, и этими словами надежды писатель завершает свою повесть.  
                 Столкновение добра и зла в творчестве Тендрякова нередко принимает характер притчи. Это помогает прозаику художественно выразить обобщенно-философский, нравственный смысл происходящего. "Натуральные" картины, события, случаи во многих его произведениях обязательно содержат и моральный вывод общего, универсального свойства.

 

 

      1.  Рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

           Рассказ Елены Габовой перекликается  с повестью В. Железникова «Чучело».

           Девочка Света была не как все: внешний вид ее раздражал ребят, рыжие волосы, толстая коса, как канат, лицо с веснушками.    

Дети избегали ее, не принимали в свою компанию. Они не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» - пела, а если песня ей не удавалась, то заводила ее снова и снова. Никто не мог предположить, что Света – будущая звезда-певица. А когда все собрались в поход, то девочку брать с собой не захотели и прямо ей об этом сказали. То, что она все равно поехала, только больше отвернуло ребят от нее. В этот момент я очень хотела оказаться рядом со Светой, защитить ее от нападок детей, поддержать. Мне знакомы такие ситуации, когда сверстники не понимают тебя, когда жестоко с тобой поступают.

           Читателя поражает жестокость ребят, бессердечие, безмолвие. Никто не возразил Женьке, когда он выбросил вещи девочки на берег. Ведь такое равнодушие убивает души людей, делает их черствыми к чужому горю.      Только благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Она часто сдерживала слезы, она умела прощать одноклассников. И только пение спасало ее. Когда Света пела, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, птицы замолкали.

            Если ты слаб по характеру, тебе трудно выстоять, трудно дать отпор обидчикам. А Света была сильная, имела свое мнение и, как результат, дошла до вершины своей мечты – стала оперной певицей! Заканчивается рассказ прозрением героя-рассказчика, одного из одноклассников рыжухи. Когда он видит Свету на сцене Мариинского оперного театра, он понимает, что она не рыжая была, а золотая. К сожалению, этот вывод уже не услышат одноклассники, а так нужны были эти слова Свете!

 

 

 

Глава 2 Исследовательская работа по выявлению проблем среди подростков

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. 
           Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Подтвердил это опрос среди учащихся 9 и 10 классов (80 человек). Было задано два вопроса: 1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить? 2) Как решить эти проблемы?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выделили следующие проблемы: 

  1. непонимание со стороны взрослых (67 человек);
  2. предвзятое отношение друг к другу (32 человека);
  3. агрессивность по отношению к окружающим (18 человек)
  4. неумение реализовать себя (40 человек)
  5. неумение отстаивать свое мнение (21 человек).

         Отвечая на второй вопрос, подростки выделили следующие способы решения проблем: больше общаться со взрослыми, советоваться с родителями, научиться прощать обиды, учиться быть терпимее, смотреть на мир с оптимизмом. Аналогичные ответы дали учащиеся 7-8 классов, отвечая на вопросы психологического тестирования.

Каково же  мнение родителей о  ребенке-подростке? С этой целью было опрошено 80 родителей: 62,5% имеют двух детей, 35% - одного ребенка и 25% -трех детей. У 70% респондентов ребенок предоставлен «сам себе» все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день. 
При этом 75% респондентов не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем. 
       На вопрос, какие меры воздействия высказываете на поведение ребенка, 40% родителей ответили, что применяют наказание (запрещают гулять, встречаться с друзьями), 37,5% воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни, 22,5% воздействуют на ребенка физически («ремень»). 
Девиантным поведением 37,5% родителей считают нарушение принятых социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, 12-,5% - нарушение принятых социальных норм и 50% родителей не задумывались над этой проблемой. Основными причинами отклонений в поведении детей 62,5% респондентов считают влияние улицы, 32,5% -занятость родителей, 2,5% - неполные семьи, 2,5% - экономический кризис. По мнению 57,5% родителей, заниматься проблемами подростка должен классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог, 17,5% считают, что проблемой подростков должен заниматься психотерапевт, 15% -инспектор по делам несовершеннолетних, 10% -родители. 
Если у ребенка появятся проблемы в поведении (асоциальные), 75% родителей будут самостоятельно решать эту проблему и 25% обратятся в первую очередь к классному руководителю и школьному психологу. 
У 75% респондентов вызывает тревогу тот факт, что их ребенок может стать наркоманом и алкоголиком, у 7,5% -алкоголиком и преступником, и 8% воздержались от ответа на этот вопрос. Основной причиной тревоги родители назвали: 83,3% -компания во дворе и 16,7% - отрицательный пример отца. 75% респондентов, участвовавших в опросе, имеют среднее специальное образование и 10% - высшее.

Информация о работе Детская литература 20 века