Доктор Булгаков в цикле рассказов «Записки юного врача»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Многие считают, что цикл рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача» полностью автобиографичен и не имеет ценности как художественное произведение, так как рассказывает лишь о профессиональном становлении Булгакова-врача. Но такая точка зрения недопустима, когда дело касается произведений такого писателя, как Михаил Афанасьевич Булгаков. Поэтому основная задача этой работы состоит в том, чтобы показать, что между его самобытными персонажами и их прототипами, между реальными событиями и сюжетами булгаковской прозы и пьес – огромная дистанция. Читая Булгакова, постоянно встречаешь подлинные имена реально существующих людей или же прозрачные намеки на них, описания исторических событий, городов и сел, улиц, зданий, предметов быта. Вся ранняя проза Булгакова подчеркнуто автобиографична, чаще всего написана «от первого лица», упорно выдает себя за дневник или мемуары, полна реальных имен и событий.

Содержание

Введение
1. Автобиографичность цикла рассказов «Записки юного врача»
2. Земский врач в произведениях В. Вересаева и М. Булгакова
3. Особенности цикла «Записки юного врача»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.88 Кб (Скачать файл)

Интеллигенции, с которой  мог бы общаться Булгаков, в Вязьме почти не было, да и его болезнь  не располагала к общению. Не исключено, что Булгаков специально поселился  не в больничной квартире, а подальше от места службы, чтобы после работы не быть на виду у коллег и легче  скрывать болезнь.

Октябрьская революция национализацией  банков сразу же подрубила благосостояние Булгакова, как и всего среднего класса в стране. Имея большой врачебный  опыт, он надеялся на значительные доходы от частной практики в Киеве, особенно с такой популярной специальностью, как венеролог. Михаил Афанасьевич  с 1917 года старался освободиться от военной службы и, как следствие, от работы в земстве, для возвращения в Киев но удалось ему это лишь в феврале 1918 года. 19 февраля он получил удостоверение «Московского уездного революционного штаба по части запасной», выданное «врачу резерва Михаилу Афанасьевичу Булгакову, уволенному с военной службы по болезни». 22 февраля Булгаков вернулся из Москвы в Вязьму и получил удостоверение Вяземской земской управы в том, что «в должности врача Вяземской городской больницы» «заведовал инфекционным и венерическим отделениями и исполнял свои обязанности безупречно».

В Киеве, куда Булгаков приехал  в феврале 1918 года, произошло почти  чудо. «В первое время ничто не изменилось, - рассказывает Т.Н. Лаппа, - он по-прежнему употреблял морфий, заставлял меня бегать в аптеку, которая находилась на Владимирской улице, у пожарной каланчи. Там уже начали интересоваться, что  это доктор так много выписывает морфия. И он, кажется, испугался, но своего не прекратил и стал посылать меня в другие аптеки.

И тогда я обратилась к  Ивану Павловичу Воскресенскому за помощью. Он посоветовал вводить  Михаилу дистиллированную воду. Так  я и сделала. Уверена, что он понял, в чем дело, но не подал вида и  принял «игру». Постепенно он избавился  от этой страшной привычки. И с тех  пор никогда больше не только не принимал морфия, но и никогда не говорил об этом»17.

Молодого медика и будущего писателя явно тяготила напряженная  и изнурительная работа земского врача, особенно в Никольском, но свои обязанности он выполнял добросовестно  и доктором оказался хорошим. И все  же работу в земстве Булгаков сознавал скорее «как труд насильно мобилизованного (так оно и было), а не как  труд по призванию»18. Возможно, уже тогда он думал о Чехове и Вересаеве, для которых медицина стала, в конечном счете, одним из истоков литературного творчества. Друзей в деревенской и уездной глуши у него не было, и их место занимали книги, ставшие едва ли не единственной его отдушиной. Другой, по-настоящему опасной отдушиной стал морфинизм. И именно он послужил толчком к началу серьезного, осознанного литературного творчества. Несмотря на сложное положение, в которое молодого врача поставила наркомания, в нем все более укреплялась вера в свое литературное призвание.

2. Земский врач в  произведениях В. Вересаева и  М. Булгакова

 

Цикл «Записки юного врача» - один из самых ранних замыслов М. Булгакова. Как указывает М. Чудакова19, «Записки» были начаты в 1916-1917 годах в Никольском и Вязьме, - скорее всего, не без влияния небывалого успеха «Записок врача» В.В. Вересаева (1901 г.), реминисценцией из которых стало и само название булгаковского цикла.

В «Записках врача» В.В. Вересаев выступает как писатель-гуманист, защитник прав человека, непримиримый враг жестокости и варварства. Он презирает  тех врачей, которые, используя профессиональные возможности, экспериментируют на людях, заведомо принося им вред. С негодованием автор говорит о том, что опыты  над людьми не встречают решительного отпора. В заключительных строках  восьмой главы он обращается к  широкому общественному мнению с  призывом дать отпор преступлениям  против человечества. Благодаря этим строкам становится очевидна прогрессивная  сторона вересаевского гуманизма. Одновременно его гуманизм становится иногда источником пессимизма, рефлексии  и сентиментальности. И наряду с  этим через всю книгу проходит горячая вера в науку, гордость за ее настоящее и восхищение перед  ее будущим.

Сочетая в себе элементы беллетристики и публицистики, мемуарной  и научно-популярной литературы, «Записки врача» представляют собой явление  оригинальное в жанровом отношении. Повествование ведется от лица молодого врача, недавно закончившего университет  и приступившего к самостоятельной  практической деятельности. Рассказчик (не имеющий в произведении собственного имени) – рядовой представитель  врачебной профессии, а те вопросы, которым он уделяет внимание, интересует и его коллег.

Особенность рассказчика  в том, что он глубоко переживает и постоянно анализирует окружающие явления, определяет свое отношение к ним, пытается искать выход в борьбе с возникающими трудностями – все это роднит его с интеллигентами 80-90-х годов XIX века. Речь рассказчика от спокойного повествования часто переходит к страстной, взволнованной речи, изобилует риторическими вопросами и восклицаниями. Единого сюжета в обычном «Записках» нет. Каждая глава посвящена одному определенному вопросу. Например, в четвертой главе речь идет о трудностях, встающих на пути молодого врача; в восьмой – о преступных опытах над людьми; в девятнадцатой – об оплате медицинского труда. Но порядок глав носит не случайный, а строго последовательный характер. Автор рассматривает ряд проблем по мере того, как они возникают перед юношей-студентом, затем врачом-практиком и, наконец, врачом-гражданином. Соответственно этому меняется и образ рассказчика. В качестве иллюстративного материала включены живые портреты, бытовые сцены, небольшие новеллы. В заключительной главе от конкретных жизненных наблюдений автор переходит к широким обобщениям, от бытовых зарисовок – к публицистике. В «Записках» наблюдается смешение различных стилей языка: много социологической, экономической, юридической терминологии, органично вписанной в основной стиль повествования.

Благодаря своим «Запискам» Вересаев познакомил широкие читательские круги с мало известным им медицинским  миром. «Записки» стали достижением  Вересаева писателя-реалиста.

С этой книгой, вышедшей в 1901 году и вызвавшей бурные, долгие споры, М. Булгаков был, несомненно, знаком еще в студенческие, а возможно, и в гимназические годы. Вересаевские «Записки» оказали определенное влияние на него. Прогрессивно настроенные врачи в период оживления споров о книге В.Вересаева считали основным призывом автора – учиться. Для героя «Записок юного врача» Булгакова этот завет, очевидно, стал основной заповедью. На протяжении всей книги можно наблюдать, как молодой врач упорно, настойчиво самообразовывается.

По мнению М.С. Штеймана20, в цикле «Записки юного врача» создается образ молодого врача, несомненно, талантливого человека, такого врача, каким должен быть, по мысли В. Вересаева, настоящий медик.

Книга В.Вересаева, сильная  острой постановкой не только медицинских, но и общественных проблем, яркими публицистическими  отступлениями. Она впервые сказала  русскому читателю правду о вещах, которые  старательно замалчивались. М. Булгаков же ставит в центре своего повествования, пожалуй, лишь одну проблему – врачебного долга. «Тьма египетская», царящая  в русской деревне, порой приводит в отчаяние молодого врача, и, тем  не менее, он борется с ней.

Невольно напрашиваются  на сопоставление рассказы В.Вересаева  и М.Булгакова о первой их практике по трахеотомии.

У Вересаева - это кошмарное  воспоминание, отравляющее жизнь  врача. Рассказ о неудачной операции, погубившей ребенка, невелик. Он умещается  на двух с половиной страницах, и  самая запоминающаяся деталь его  – натуралистическое описание нечеловеческих страданий девочки. Однако рассказ этот в книге Вересаева только иллюстрирует вопрос о необходимости усовершенствования обучения студентов-медиков.

«Стальное горло» Булгакова  – рассказ об удивительной удаче, похожей на чудо. Но эта удача  не случайность (в этом убеждают другие примеры из врачебной практики булгаковского  героя). Если Вересаев утверждал, что  настоящему врачу талант необходим  в той же мере, как музыканту  и поэту, то в рассказах Булгакова  мы как раз и видим эту счастливую одаренность врача.

Сравнение это определяет главное в характере обеих  книг: «Записки врача» Вересаева –  наболевшие проблемы своего времени, «Записки юного врача» Булгакова – по-настоящему увлекательные, художественно яркие  рассказы о врачебном долге, о  становлении профессиональной личности.

Вересаева в свое время  огорчал огромный успех книги. Автора обвиняли в пошлости, даже развращенности воображения. Врач-писатель сказал обществу, что должно было быть сказано. Но не избежал при этом натурализма. Булгакову  тоже пришлось говорить о человеческом теле, но его описания сдержаны, поэтому  не шокируют читателя.

 

3. Особенности цикла  «Записки юного врача»

 

В самом начале литературной карьеры для М. Булгакова, как  заметила в своей работе М. О. Чудакова21, характерен рассказ от лица повествователя, «близкого к автору, о собственных злоключениях, с подчеркнутой свободой от беллетристического «вымысла», с опорой на автобиографичность в жанре дневника или записок». Несколько произведений имеют в заглавии само это слово: «Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Записки покойника». Это всегда – хронологически последовательное, организованное повествование от первого лица, с чередой временных вех – лет, сезонов, месяцев, дней.

В основе «Записок юного  врача», известных нам лишь в печатной редакции 1925-1927 годов (редакция 1916-1918, озаглавленная  «Наброски земского врача» не сохранилась), лежит материал первых послеуниверситетских лет автора: служба в качестве земского врача (1916-1917) в Смоленской губернии. «Записки юного врача» были начаты в 1916-1917 годах в Никольском и Вязьме, работа над ними продолжалась и в  Киеве (1918-1919 гг.).

В 1963 году рассказы, собранные  Е.С. Булгаковой, вышли отдельным  изданием. Однако в состав книги  не вошел рассказ «Звездная сыпь» (1926 г.) на русском языке он был напечатан только в 1981 году Л. Яновской. Второй раз цикл «Записки юного врача» был напечатан в составе однотомника, в сборник не был включен рассказ «Морфий»(1927 г.).

В «Записках юного врача» Булгаков вспоминает о своей врачебной  практике в сельской глуши. Перед  нами развертываются картины мирной деятельности врача, борьбы за человеческую жизнь не только с болезнями, но и  с косностью и невежеством  деревни.

«Записки юного врача» не автобиография, а литература, использующая врачебные наблюдения и личный опыт. Здесь уже ощутим внимательный и  вполне профессиональный взгляд автора со стороны на персонажей и события.

Для всех семи рассказов  «Записок юного врача» характерны локальный  сюжет, кратковременность описываемого события (действие происходит чаще всего  в течение одних суток). Булгаков передает лишь эпизоды из работы врача, но из них легко составляется общее  представление о его деятельности. О каждом случае рассказано с такими деталями, с такой пристальностью авторского взгляда, что читатель чувствует  себя очевидцем происходящего.

Семь рассказов цикла  объединены не только личностью рассказчика, но временем и местом действия. Что  касается места действия, то только в одном из рассказов («Стальное  горло») больница, где булгаковский, во многом автобиографический герой  работает земским врачом, называется Никольской, как и было на самом  деле в реальной биографии писателя, а в других («Вьюга», «Крещение  поворотом») - Н-кой. Сообщая же о  времени службы героя, Булгаков лишает рассказы примет этой поры. 1918 год, прошедший  по стране огнем и кровью, воплощенный  в «Белой гвардии», в «Записках  юного врача» тих и обычен. Лишь в одном эпизоде мелькнет солдат, вернувшийся «с развалившегося фронта после революции», и больные, обращаясь  к врачу, зовут его то по старинке – «господин доктор», то по-новому – «товарищ доктор».

Согласно «Полотенцу с  петухом» и «Стальному горлу», герой-рассказчик впервые приезжает на место своей службы 17 сентября 1917 года 23-летним, будучи только что, меньше двух месяцев назад, выпущен врачом из университета. А в рассказе «Тьма египетская» он празднует, уже в декабре, свой 24 день рождения. На самом деле Булгаков уже проработал, к моменту приезда в Смоленскую губернию, весь 1916 год в прифронтовых госпиталях, оказавшись в Вязьме будучи и старше и опытнее, в мае 1916 ему исполнилось 25 лет. Для чего нужны автору эти трансформации? «Можно считать – ради простоты и «правды искусства» - иначе, во всей сложности, жизнь трудно воспринимается из текста: уж слишком много в ней тогда отвлекающих, нетипичных обстоятельств, необходимых нам пояснений, оговорок и увязок»22.

Цикл рассказов «Записки юного врача» - по-настоящему увлекательные, художественно яркие рассказы о  становлении личности молодого врача, одаренного человека, который ведет  постоянную борьбу, отстаивая человеческую жизнь.

В центре «Записок» - герой  с очевидным прошлым (кончил университет, получив диплом врача), настоящим  и будущим. Будущее присутствует в рассказах-мечтах «юного врача» и  в ретроспективном взгляде рассказчика, взирающего на свою жизнь уже из иного времени. Он – интеллигент, вполне определенно осознающий свою роль в обществе.

Содержание книги –  это несколько случаев из медицинской  практики вчерашнего выпускника университета, поставленного перед необходимостью быть единственным, «универсальным»  доктором в маленькой больнице. Страх  перед сложными операциями, одиночество, понимание ограниченности своих  знаний («негодный университетский  груз») держат молодого врача в постоянном напряжении, создают тревожное настроение. Опасения его сбываются – из деревни  привозят умирающую, искалеченную девушку, и врач делает ампутацию; потом приходит день первых в его врачебной практике трудных родов; наконец, самое тяжелое – случай, когда нельзя помочь, смертельный исход.

Информация о работе Доктор Булгаков в цикле рассказов «Записки юного врача»