Драматургия XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

XVII век, столетие между двумя крупнейшими эпохами, вехами в развитии европейского искусства, между Ренессансом и Просвещением.
XVII век – это эпоха формирования первых крупных централизованных государств, эпоха высших форм абсолютизма и первых буржуазных революций, когда непримиримые до этого вероучения, философские доктрины, небывалые новшества сталкивались и приучались к сосуществованию в едином культурным пространстве Европы. Это время блестящего расцвета культуры открывающееся творчеством Шекспира и Сервантеса, время Мольера и Расина, Монтичелли и Вивальди, Баха, время рационалистической философии Декарта и эмпиризма Бэкона.

Вложенные файлы: 1 файл

XVII век.docx

— 172.38 Кб (Скачать файл)

Драматургия XVII века

 

XVII век, столетие между двумя  крупнейшими эпохами, вехами в  развитии европейского искусства, между Ренессансом и Просвещением.

XVII век – это эпоха формирования  первых крупных централизованных  государств, эпоха высших форм  абсолютизма и первых буржуазных  революций, когда непримиримые до  этого вероучения, философские доктрины, небывалые новшества сталкивались  и приучались к сосуществованию  в едином культурным пространстве  Европы. Это время блестящего  расцвета культуры открывающееся  творчеством Шекспира и Сервантеса, время Мольера и Расина, Монтичелли и Вивальди, Баха, время рационалистической философии Декарта и эмпиризма Бэкона.

XVII век ознаменован и величайшими  именами в истории искусства  – это Рубенс и Пуссен, Рембрандт  и Веласкес, Бернини и Караваджо. В искусстве XVII века новшества  тесно переплетаются с живыми  традициями, восходящими еще к  культуре Ренессанса. Здесь чувствуется  еще близкое знакомство и тщательное  изучение молодыми художниками  наследия предшествующих столетий. С другой стороны необходимо  отметить, что живописцы эпохи  Просвещения, уже следующего XVIII века, часто будут отталкиваться в  своих начинаниях от своих  предшественников, опираясь на их  достижения, так, например, Гойя многим  обязан Веласкесу; Ватто, Буше и  Фрагонар – Рубенсу; Давид –  Пуссену, и так далее.

Необходимо отметить, что в XVII веке значительно меняется география искусств. Во-первых, активно распространяются стилевые тенденции по всей Европе. Они развиваются уже не только в старых культурных центрах, но и в периферийных частях, дают яркие, своеобразные плоды в провинциальных странах Европы. 
В XVII веке Европа лишается единого культурного центра. Италия, давшая в эпоху Ренессанса плодотворную почву для величайших гениев Возрождения и ставшая для всей Европы идеалом художественного вкуса, местом процветания искусств, в XVII веке во она многом утрачивает свои ведущие позиции.

 

XVII век это время формирования  наций в современном понимании  этого слова, время быстрого развития  национальных школ, сложения их  индивидуальных особенностей в  рамках единого стилеобразующего  течения.

В XVII веке в Европе складывается единое культурное пространство, развитие путей сообщения, и что нам кажется особенно важным изменение мировоззрения человека, его восприятие мира и своего места в нем, именно это обуславливает особый интерес к другим государствам, установление активной взаимосвязи между различными частями Европы. Изменение мировоззрения способствует и плодотворному культурному обмену, взаимодействию между странами настолько различными по своему уровню, исторической судьбе и национальной идее, как например бессильная раздираемая на части Италия и могущественная Франция, достигшая вершин абсолютизма, как нищая, несмотря на свои огромное колонии, Испания и богатейшая страна XVII века Голландия, совсем еще недавно вырвавшаяся из под её владычества. Художественная жизнь XVII века кажется гораздо более разнообразной, неоднородной по сравнению с предшествующими эпохами, характер которых во многом определялся единой стилевой системой, например романской или готической.

Стилевой облик XVII века характеризуют две параллельно развивающиеся стилевые системы – барокко и классицизм, которые находятся в сложных взаимоотношениях – иногда тесно взаимодействуя, а иногда отрицая друг друга. В разных странах барокко и классицизм оказывается в разной мере востребованными и активными, более или менее близкими разным национальных характерам и вкусам.

Кроме крупных стилей, образовавших свои художественные системы в XVII веке сосуществует с ними и активно развивается так называемая внестилевая линия, не следующая строгим стилевым нормам и возникающая благодаря большой степени свободы и творческой оригинальности мастера.

 

Обращаясь к положению художника в обществе XVII века нужно отметить, что касается мастеров большого дарования, не только большую степень внутренней свободы связанной с изменением мировоззрения и осознания значимости роли творца искусства, но и значительную внешнюю не свободу. Это объяснятся тем, что в XVII веке широко распространяется тип художника, работающего при дворе, который появился уже в предшествующие эпохи.

Классицизм в живописи складывается в целостную концепцию только к 1630-м годам в творчестве Пуссен и Клода Лоррена. В архитектуре же он выявляется в качестве новой системы, хотя и не разорвавшей еще связи с барокко лишь к 1650-м гг. в творчестве Луи Лево. Чуть позже в 1660-е гг. в работах Ардуена Мансара и Клода Перро создавшего памятник, который можно считать программным для стиля классицизм – чистым воплощением этого стиля, это восточный фасад Лувра, построенный Клодом Перро в 1667 г. Классицистическая архитектура характеризуется в первую очередь простой и ясным геометризмом форм, строгими линиями и целостными объемами, ее отличает строгий композиционный замысел и отчетливая выявленная архитектоника масс. Идеалом классицизма конечно предстает античная архитектура с её строгостью и лаконизмом. Архитекторы классицизма стремились лишь не только к простому следованию отдельным элементам и мотивам античности, но стремились к постижению её смысла, верному истолкованию заложенных в ней тектонических закономерностей, идейных и философских основ. 

Классицизм в XVII веке проявил большую гибкость и возможность использования его форм в самых разнообразных сферах. Это и осуществление крупных градостроительных мероприятий, создание городских площадей разных типов, в строительстве импозантных дворцовых комплексов, общественных сооружений, ратушей, госпиталей, дворов инвалидов, храмов, а также частных жилых построек, особняков дворянской знати, и сооружений связанных с нуждами торговли – здание торговых компаний, городских весов и т.д.

В живописи к 1630-м годам классицизм сложился в целостную концепцию, которая формировалась вокруг Пуссена и его школы, в чьем кругу сформировалась художественная теория и эстетическая философия классицизма. 

Тематика работ классицизма делится по двум аспектам – это человек в его общественном бытии – идеи государственности, долга, а также человек и мир природы, которые сосуществуют в нерушимой гармонии.

Весь художественный строй картины классицизма подчиняется некоему рационалистическому началу, строгой и четкой логике. Композиция выстраивалась словно театральная сцена, рассчитанная на длительно всматривание и побуждающая к глубокому размышлению, в отличии от картин барокко с их расчетом на мгновенное воздействие и сильный первоначальный эффект.

 

Амплуа (от франц. emploi — роль) — театральная классификация, устанавливающая связь между актерскими данными и соответствующими им ролями, а также особая система типов в драматургии (сходная с типизацией через театральные маски и противоположный типизации через характеры).

С утверждением в XVII веке классицизма появляется теоретическая основа для системы амплуа в театре: здесь отражается характерная для классицизма типизация через типы, наделенные одной ведущей чертой. Соответственно, актер, которому поручается роль, должен ей соответствовать по своим данным.

Амплуа могли определяться по социальному статусу (король, дворянин, торговец, слуга и т. д.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т. д.), по функции в драме (любовник, наперсник, инженю, злодей и т. д.) 

 

В европе только в 17 веке установили определенную систему жанров, которая основывалась на четкой иерархии- было деление на высшее и низкие (малые) жанры.

К высшему жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития. Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного.

Главным жанром, конечно, была трагедия, классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени». Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем). Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖАН  БАТИСТ МОЛЬЕР (Поклен)

(13 января 1622 – 17 февраля 1673)

 

                                      Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун на свете мог бы рассказать за целый час.

Жан Расин

 

Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар. Легко

стерпеть порицание, но насмешка нестерпима. Иной не прочь прослыть злодеем,

но никто не желает быть смешным.

Ж.-Б. Мольер

 

 Творчество Ж.-Б. Мольера, формировавшееся в эпоху классицизма, не отличалось жанровым разнообразием. Практически все произведения Мольера – комедии. Классицисты считали этот жанр недостойным пера великого писателя, однако именно комедия сделала А. Сейчас Мольер считается не только создателем французской комедии, но и одним из основоположников французского национального театра. Подобно Шекспиру, Мольер соединил в себе таланты драматурга и актера. Театр настолько прочно вошел в его жизнь, что даже смерть он принял на сцене. 17 февраля 1673 года, играя главную роль в комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, поэтому спектакль не был прерван, однако через несколько часов после окончания представления драматурга не стало.

Мольеру принадлежит более 30 комедий. Все их можно разделить на 2 группы:

  1. комедии характеров – в них Мольер создает типы героев, в которых в обобщенной и преувеличенной форме воплотились основные человеческие пороки: «Тартюф» – лицемерие, «Скупой» – жадность, «Мизантроп» – человеконенавистничество. Впоследствии имена мольеровских героев (Тартюф, Гарпагон, Альцест) стали нарицательными.
  2. комедии нравов – в них высмеиваются общественные нравы и пороки определенных слоев общества («Мещанин во дворянстве», «Смешные жеманницы», «Школа мужей» и «Школа жен»).

Несмотря на то, что Мольер был выходцем из эпохи классицизма, он всячески старался выйти за рамки этого направления, разрушить каноны классицизма, которые лишают писателя творческой свободы:

    1. соединил средневековый народный французский фарс с традиционной итальянской комедией «дель арте» (комедия масок) эпохи Возрождения;
    2. считал, что драматург-комедиограф имеет право вмешиваться в общественную жизнь и изображать пороки во имя воспитательных целей, то есть комедия должна одновременно и поучать, и развлекать людей;
    3. разработал новый жанр – комедия-балет, в котором драматическое действие органически сочетается с музыкой и танцами («Мещанин во дворянстве», «Блистательные любовники», «Мнимый больной»);
    4. смешивал «высокий» и «низкий» жанры, что привело к созданию так называемых «высоких комедий» («Мизантроп», «Дон-Жуан»);
    5. боролся за правдивое искусство, которое отражает реальные жизненные конфликты Þ переход к реализму, поэтому критиковал классицистическую трагедию за оторванность от современности, за схематичные образы и надуманные конфликты;
    6. нарушал правило «трех единств»;
    7. смешивал комическое и трагическое, так как считал, что в жизни одно неотделимое от другого;
    8. в его комедиях наравне с высокой лексикой присутствует «язык улицы» и даже площадная брань.

 

Автор противопоставляет риторическим трагедиям полную жизни реалистичную драматургию, в которой, как в зеркале, отражается современное общество. 
      Мольер вкладывает в уста своего героя следующие слова: «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно». Именно в этом последнем пункте драматург усматривал основной смысл своего творчества.

 

 

«Плутни Скапена»

 

Проделки Скапена

Les fourberies de Scapin

Жанр:

фарс

Автор:

Мольер

Язык оригинала:

французский

Дата написания:

1670

Дата публикации:

1671





 «Проделки Скапена» (или «Плутни Скапена») (фр. Les fourberies de Scapin) — пьеса Мольера в трёх действиях, написанная в 1670 году, опубликовано 1671 году .

 

 

Источники

Одним из первых известных источников сюжета была комедия Теренция «Формион», вдохновлённая в свою очередь пьесой «Присуждённый супруг» греческого комедиографа III века до н. э. Аполлодора Каристийского. У Теренция Мольер заимствовал основу сюжета. Персонаж Формион в латинской пьесе был рабом, персонажем-параситом, который помогает юному Антифону устроить против воли отца свадьбу со своей возлюбленной.

Мольер, сочиняя «Проделки Скапена» вдохновлялся и традицией комедии "Дель арте", которую он хорошо знал. Он выводит её персонажей — комического старика Панталоне (в традиции французского площадного театра, Жеронт), две пары влюблённых (Октав — Гиацинта, Леандр — Зербинетта), Капитана; сам Скапен (итал. Scapino) представляет маску первого дзанни Бригеллы.

Наконец, Мольер использовал в своей комедии идеи некоторых своих современников. Две сцены он заимствовал из пьесы Сирано де Бержерака «Проученный педант» (о чём упоминается в пьесе Ростана), в частности, сцену «с галерой» (у Мольера, II акт, 7-я сцена), которую сам Сирано заимствовал из итальянской пьесы «Капитан» Фламинио Скалы (1611). Сцена с мешком (у Мольера, III акт, 2-я сцена) была заимствована из анонимной комедии «Жогне́, или Одураченный старик» (она же послужила Мольеру основой для фарса «Горжибюс в мешке»). Мотивы сюжета также встречаются в пьесах «Два Алкандра» Буаробера и «Влюблённый дурак» Розимона, которые Мольеру были знакомы.

Информация о работе Драматургия XVII века