«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:39, реферат

Краткое описание

“Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

Содержание

1.Вступление.
2. Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.
3. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.
4. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.
5. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.
6. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.
7. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.
8. Заключение.
9. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни..txt.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

                                             Средняя школа №3 
 
 

               «Евгений Онегин»

   «Энциклопедия русской  жизни» 
 
 

                                                                     Работу выполнила ученица 

                                                                     «ОЗО» 9 класса.

                                                                     Суворова Ирина

                                                                     Вадимовна.

                                                                     Руководитель – учитель 

                                                                     литературы

                                                                     Сурикова Л. А.

                                                                     Город Осташков, 2012 год

                                                                        
         
         
         
         
         

"Евгений  Онегин - энциклопедия  русской жизни"

Содержание:

1.Вступление.

2. Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.

3. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.

4. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.

5. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.

6. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.

7. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.

8. Заключение. 

9. Список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  

1.Вступление.

    “Энциклопедией русской жизни  и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

    “Евгений Онегин” — реалистический  роман в стихах, роман-дневник,  произведение лиро-эпическое.

    Этот роман критик называет  “историческим”, связывая его содержание  с общественным развитием, с  ростом самосознания русского  общества накануне восстания  декабристов.

    Пушкин начал писать “Евгения  Онегина” в мае 1823 года в  Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году  Пушкин вновь обращается к  роману. По замыслу в романе  должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял  восьмую главу и на ее место  поставил девятую. Была написана  и десятая глава, но ее поэт  сжег. В 1833 году роман был опубликован  и содержал восемь глав.

    В “Евгении Онегине” А. С.  Пушкин размышляет о смысле  жизни в определенных исторических  условиях. Лучшие представители  дворянской интеллигенции становились  декабристами, но поэта волнует  судьба молодого дворянского  интеллигента, просвещенного, критически  относящегося к действительности (Онегин, Ленский), неудовлетворенного  светской жизнью, ее пустотой  и праздностью, но не активного  в своих устремлениях, хотя Белинский  считал передовое дворянство  носителем пробудившегося самосознания  в эпоху 20-х годов XIX века.

    В романе нет ни одного исторического  лица, но Белинский назвал “Онегина”  исторической поэмой, так как  в ней видим “поэтически воспроизведенную  картину русского общества в  один из интереснейших моментов  его развития” (период декабристского  движения).

    Главный герой романа “Евгений  Онегин”, представитель дворянской  интеллигенции, изображен реалистически.  Его жизненная беда в отрыве  от русского народа. Он не знает  ни страны, ни жизни простых  людей, ни их труда. Евгений  — человек света, но человек  с недюжинными задатками. Он  умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, — пишет Белинский. Недовольство собой и окружающей жизнью свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность — свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств. Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. “Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца”, — писал он в своих статьях.

    А. С. Пушкин оставляет своего  героя на распутье, “в минуту  злую для него”. Оставляя вопрос  о судьбе своего героя открытым, поэт как бы указывает на  разнообразие его судьбы в  сложной и противоречивой действительности. В то же время нравственные  страдания героя — знак великого  общественного пробуждения. Вот  почему появление “Онегина”,  по словам Белинского, есть акт  сознания русского общества, вот  почему роман имеет историческое  значение. Причем драматическая  судьба дворянской молодежи эпохи  декабризма выражена не только  в образе Онегина, но и в  образе Ленского. Онегину и Ленскому  в романе противопоставлена Татьяна,  она близка родному народу, русской  природе, ее образ помогает  раскрыть основную идею романа: только общение с народом может  спасти общество, сделать его  жизнь содержательной, труд —  полезным.

    Страстно влюбленная простая  деревенская девушка, потом —  светская дама, Татьяна остается  неизменной, сохраняет себя в  любых жизненных ситуациях, она  — “существо исключительное; натура  глубокая, любящая, страстная”.

    Однако содержание романа не  исчерпывается этими проблемами. Иначе бы Белинский на назвал его “энциклопедией русской жизни”. Форма “свободного” романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века: петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость:

2. Энциклопедический характер системы образов ,сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.

Исчислить все содержание творчества Пушкина  так же трудно, как трудно «измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет». Сложность и могущество Пушкина заключаются в том, что он был человеком сообщительной, океанической культуры. Эту особенность его поэзии отметил в свое время Андрей Платонов: «В чем же тайна произведений Пушкина? В том, что за его сочинениями — как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу — остается нечто еще большее, что пока еще не сказано. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан.

Поэтому так  удивительны развязки его произведений. «У Пушкина, — продолжает Платонов, — окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув  их, опять видишь перед собою бесконечное  пространство, ограниченное лишь мнимой чертою».

Роман «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой целостный, замкнутый и  законченный в себе художественный организм. Художественное своеобразие  романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу, которым открывается  роман, Пушкин назвал его «собраньем пестрых глав». В другом месте  читаем:

"И  даль свободного  романа

я сквозь магический кристалл

еще не ясно различал".

Заканчивая  первую главу, поэт признается:

"Я  думал уж о форме  плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу;-

Пересмотрел все это строго:

Противоречий  очень много,

Но  их исправить не хочу."

Что значит «свободный роман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское определение: «собранье пестрых глав»? Какие  противоречия имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их?

В. Г. Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: «...„Онегин" со стороны формы  есть произведение, в высшей степени  художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства» . Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в его текст, сделать некоторые наблюдения над особенностями его структуры.

Роман «Евгений Онегин» «свободен» от тех правил, по которым создавались художественные произведения во времена Пушкина, он «в противоречии» с ними. Сюжет  романа включает в себя две фабульные  линии: историю отношений Онегина  и Татьяны, Ленского и Ольги . В плане композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и другой линии не состоялись.

С точки  зрения развития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Ленский —  Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку  их отношения не развиваются (где  нет развития, движения, там нет  и сюжета).

Трагическая развязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношениями. Любовь Ленского и Ольги — это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина. Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он не только романтичный юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского — составная часть еще двух параллелей: Ленский — Онегин, Ленский — Повествователь.

Вторая композиционная особенность романа: главным действующим  лицом в нем является Повествователь. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближающийся с ним, то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского-поэта, т. е. как сам поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое творчество. Композиционно Повествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтому

лирические  отступления следует рассматривать  как составную часть сюжета, а  это уже указывает на энциклопедический  характер всего произведения. Лирические отступления выполняют сюжетную функцию еще и потому, что они  точно обозначают границы романного  времени.

Конфликт, развитие которого составляет сюжет романа, основан на том, что Татьяна, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда  узнала в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю  жизнь. Онегин увидел Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отношений. Любовь Онегина и Татьяны  развивается напряженно, драматично. В самые критические моменты  их отношений Повествователь и выступает  как защитник Татьяны.

Но самая  главная композиционная, сюжетная особенность  романа состоит в том, что образ  Повествователя раздвигает границы  личного конфликта и в роман  входит русская жизнь того времени  во всех ее проявлениях. И если фабула романа укладывается в рамки отношений  между собою всего лишь четырех  лиц, то развитие сюжета выходит за эти рамки, благодаря тому ,что в романе действует Повествователь.

Если останавливать  свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы , то можно отметить, как тонко, будто в хорошей энциклопедии, взаимодействуют в романе сюжет, композиция, система образови стилевая манера, как единое целое.

«Евгений  Онегин» писался в течение 7 лет  и даже более — если учитывать  поправки, которые Пушкин вносил в  текст после 1830 года. За это время  многое менялось и в России, и  в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения в  тексте романа. Роман писался как  бы «по ходу жизни». С каждой новой  главой он все более становился похож  на энциклопедическую хронику русской  жизни. на ее своеобразную историю. Белинский недаром называл роман «Евгений Онегин» «историческим».Он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю.

Стиховая  речь — форма необычная и в  известной мере условная. В обыденной  жизни стихами не разговаривают. Но стихи больше, чем проза, позволяют  отклоняться от всего привычного, традиционного, потому что

Информация о работе «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни