Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:36, курсовая работа
Скупые строки древнерусских летописей донесли до нас немало женских имен. Однако большинство историков на протяжении двух последних столетий не уделяло и не уделяет должного внимания изучению жизни и деятельности древнерусских женщин, несмотря на то, что давно уже расширилась источниковедческая база и сместились акценты в изучении истории: от событийной историографии к проблемным исследованиям.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Загадки повести о Софье Ярославне.......................................3
Глава 2. Ангел–хранитель Тверского княжеского двора…………..…7
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………14
Контрольная работа
по курсу литературное краеведение
Тема: «Загадки повести о Софье Ярославне Тверской»
Тверь, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Загадки повести о Софье Ярославне.....................
Глава 2. Ангел–хранитель Тверского княжеского двора…………..…7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………14
Введение
Скупые строки древнерусских летописей донесли до нас немало женских имен. Однако большинство историков на протяжении двух последних столетий не уделяло и не уделяет должного внимания изучению жизни и деятельности древнерусских женщин, несмотря на то, что давно уже расширилась источниковедческая база и сместились акценты в изучении истории: от событийной историографии к проблемным исследованиям.
Не является исключением
и история Тверского княжеского
двора. Несмотря на проявленный в
последнее время интерес
Несколько летописей, зафиксировали под 1293 годом пострижение тверской княжны в монахини. Наиболее полно это событие отражено в Симеоновской летописи: «В лhто 6799 пострижеся въ черници княжна Соfiа, дщи князя великаго Ярослава Ярославичя Тfhрскаго, дhвою сущи, въ дhвичи манастыри, мhсяца Fевраля въ 10 день, на память святого мученика Харлампiа, въ великое говhино, въ вторникъ на 1 недhли поста». Большинство историков прошлых столетий, в том числе и тверских, не придавали серьезного значения подобным событиям и не упоминают ни Софью, ни ее пострижение. Аналогичная картина и в работах современных историков, большинство из которых не обратили внимания на тверскую княжну, в том числе и те, кто пишет о судьбах древнерусских женщин.
Глава 1. Загадки повести о Софье Ярославне
В 1972 г. в «Записках» Отдела
рукописей государственной
В 2001 г. появилось исследование Б.М. Клосса с публикацией второго списка Повести. Критический разбор данного исследования проведен В.А. Кучкиным в статье «Когда было написано Житие Софьи Ярославны Тверской?». Столь пристальное внимание к памятнику тверской литературы столичных ученых одарило открытием не только областного масштаба, но и всей древнерусской литературы в целом: по мнению В.А. Кучкина, Житие (Повесть) Софьи Ярославны было написано в конце 1305–1306 гг., т.е. непосредственно после кончины тверской княжны. В таком случае «Житие» является самым ранним памятником тверской агиографической литературы.
Рогожский список изобиловал разного рода ошибками, лишь небольшая часть которых была исправлена писцом списка и позднейшими читателями. Так, в тексте читалось «таяшес(я) матери своеа княини великие и всем домашным своихъ» вместо «всіх домашных», «брата ег(о)» вместо «брата еа (или ея)». Поскольку речь шла о брате Софьи, «обложиша церковь месяца маиа на память святаго апостола Адроника в 17 день на память 3-ю девъ Веры, Любы и Надежи и матери их Софии», на 17 мая действительно приходится память апостола Андроника, но память Веры, Надежды, Любви и матери их Софии отмечается не 17 мая, а 17 сентября, и Л.В. Тиганова совершенно правильно указала на ошибку в опубликованном ею тексте: «в молъ бо час» вместо «в малъ бо час», «наставши же второе лето пострижения еа, месяца маа во 1 день, на память святого пророка Еремея, поиде брат еа князь Михаилъ в Орду, тогда же прия великое княжение», что неверно, поскольку пострижение Софьи датировалось в памятнике 10 февраля 6800 г., а второе лето должно было наступить в 6802 г., но в том году Михаил не был великим князем; были и многие другие грамматические и смысловые ошибки.
Л.В. Тиганова, издавая повесть по открытому ею Рогожскому списку и отмечая его погрешности, справедливо предположила, что неисправному списку должен был предшествовать список исправный. А если неисправный список датируется концом XV — началом XVI в., то исправный список должен был принадлежать по меньшей мере к концу XV столетия. Имеющееся в заголовке памятника хронологическое указание на время пострижения Софьи («В лето 6800 месяца февраля въ 10 день») исследовательница сопоставила с летописным известием, читающимся под 6799 г. в Симеоновской и Никоновской летописях, а также во Владимирском летописце. Согласно наиболее подробной летописной записи, «пострижеся въ черници княжна Софиа, дщи князя великаго Ярослава Ярославичя Тферскаго, девою сущи въ девичи манастыри, месяца февраля въ 10 день, на память святаго мученика Харлампиа, въ великое говено, въ вторникъ на 1 недели поста». Поскольку летопись содержит больше хронологических подробностей о пострижении Софьи (указано, что оно произошло во вторник), чем «Житье госпожи нашея Софьи», Л.В. Тиганова решила, что найденная ею повесть зависит от летописи. А так как в повести есть явные исторические несуразности, вроде поездки в Орду Михаила Ярославича Тверского в 90-е годы XIII в. и возвращения его на Русь только в 1305 г., исследовательница заключила, что произведение написано поздно, во второй половине XV в., возможно, в связи с деятельностью тверского епископа Вассиана, при котором в 1483 г. были открыты мощи другого тверского епископа – Арсения и составлены стихиры и канон этому святому.
Ряд предположений
Новый список отнесен названными авторами к третьей четверти XV в., но датировку можно уточнить: основной филигранью является Голова быка под стержнем с 6лепестковым цветком и трилистником — ближайшая аналогия в альбоме Пикара (1457-1460 гг.). Поэтому рукопись можно с полным основанием датировать 60-ми годами XV века. Помимо явного старшинства, Чувановский список содержит правильные чтения, позволяющие исправить дефекты Рогожского списка.
Таким образом, нашла полное подтверждение мысль Л.В. Тигановой, что найденному ею списку должен был предшествовать иной, более исправный. Этот список содержит особую дату пострижения Софьи — 10 февраля, но не 6799 г., как в летописи, не 6800 г., как в Рогожском списке Жития, а 6801 г. Сохранившееся в летописной заметке указание на день недели пострижения Софьи — вторник — ведет к 1293 г., поскольку именно в данном году 10 февраля приходилось на вторник. В таком случае годом пострижения Софьи могут быть как 6800 г., при условии, что он мартовский, так и 6801 г., при условии, что он ультрамартовский или сентябрьский.
Следует отметить, что четко отслеженные по летописным источникам Л.В. Тигановой и В.А Кучкиным упоминания исторических лиц и событий Повести (Житии) о княжне Софье Ярославне Тверской и более полные данные списка Повести из Чувановского сборника свидетельствуют о доверии к данному источнику. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что автор составлял Житие Софьи во время, близкое к описываемым событиям. Однако - не в начале XIV в. Стремление поставить в центр повествования Михаила Ярославича указывает уже на существование культа Тверского князя. Принимая во внимание, что Служба Михаилу Ярославичу написана на основании его Жития115, признаем, что наиболее вероятным временем создания Жития Софьи Ярославны являются 20-30е годы XIV в. (тем самым утверждается факт составления в те же годы и Службы Михаилу Ярославичу).
Помимо явного старшинства, Чувановский список содержит правильные чтения, позволяющие исправить дефекты Рогожского списка и можно утверждать, что Чувановский список почти на всем протяжении содержит верные чтения по сравнению с Рогожским.
Однако главный интерес обнаруженного Л.В. Тигановой памятника заключался, естественно, не в его неисправностях, а в том, что он был посвящен тверской княжне Софье Ярославне. Брат Софьи Михаил — известнейший политик и полководец конца XIII — первых двух десятилетий XIV в. Михаил Ярославич Тверской, сначала правитель Твери, а в 1305—1317 гг. великий князь владимирский, глава всех князей Северо-Восточной Руси. Речь, таким образом, идет о новом, до 1972 г. совершенно неизвестном памятнике тверской книжности, от которой сохранились немногочисленные, но весьма яркие произведения, такие, как «Написание» мниха Акиндина начала ХIV в., «Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче» 50-х годов XV в., «Хождение за три моря» Афанасия Никитина 1474-1475 гг. и др.
Глава 2. Ангел–хранитель Тверского княжеского двора
Сюжет «Житья госпожи нашея Софьи» достаточно прост. Сначала сообщается о пострижении тверской великой княжны в монахини вопреки воле ее матери и брата Михаила. Указываются время и место ее пострижения, названы лица, совершившие этот обряд.
Далее говорится об основании Софьей монастыря в Твери «на поли» и строительстве там церкви св. Афанасия, о пребывании княжны в монастыре, о ее заботах об увеличении числа «уневестившихся Христу», ее увещеваниях тех, кто не хотел идти в монахини.
В год, когда брат Софьи Михаил поехал в Орду за ярлыком на великое княжение, она начала тужить и плакать о его отсутствии, разболелась и скончалась. Софья была захоронена «месяца октября въ 20 день на память святого пророка Артемия во 7 час дни». Такова бесхитростная канва повествования о тверской княжне, умершей в начале XIV столетия.
Повесть сообщает, что при пострижении Софьи в Твери не было ее брата тверского князя Михаила Ярославича. Он «бяше в Орде, застоупая крестьяне от нашествиа поганых». Это свидетельство повести косвенно подтверждается летописью. Последняя сообщает, что в 1293 г., когда русские земли подверглись нашествию брата ордынского хана Тохты Тудана (Дюденя), на Русь вернулся из Орды Михаил Ярославич Тверской. Он намеревался проехать в Тверь через Москву и чуть было не попал в руки татар Тудана. Некий попин предупредил Михаила об опасности и проводил «на путь миренъ». Давно установлено, что Орда, откуда возвращался Михаил, — это Орда соперника Тохты Ногая, но не было известно, когда тверской князь отправился туда, предупреждая «нашествиа поганых». Теперь выясняется, что до 10 февраля 1293 г.
Пострижена была Софья «в манасътыри
в моужскомъ святого
Согласно вышеуказанным летописным источникам Софья постриглась в монахини девицей 10 февраля 1293 г. Для истории Тверского княжества это довольно значительный факт: по мнению М.Д. Приселкова, точно датированная дата пострига княжны – первая запись великокняжеского летописания в Твери, которую ученый связывает с грамотностью князя Михаила Ярославича. Но отсутствие Михаила в княжестве в этот период свидетельствует скорее всего о ведении семейных записей непосредственно великой княгиней Ксенией, которая, как известно из летописей, сама обучила сына “святым книгам и всякой премудрости.
Кроме того, постриг тверской княжны дает наиболее крайний возраст пострижения в монахини древнерусской девушки. Поскольку Софья – по всей вероятности, вторая, младшая, дочь Ксении и князя Ярослава Ярославича, вступивших в брак в 1265 г., то на момент пострижения ей было не более 26 и не менее 22 лет.
Нормативных актов, регламентирующих крайний возраст пострижения в монахини девиц, вероятно, не было. Ранний, «не менее как десятилетний возраст» пострижения для мужчин и для женщин был определен на Трулльском соборе в 691 г., что позднее восприняла и Русская церковь. Судя по косвенным данным – возрасту вступления в брак девушек (от 8–12 до 18–20 лет) и пострижения в монахини, можно предположить, что для княжеских и боярских дочерей после 20 лет наступал критический возраст, когда надлежащим образом необходимо было решать их судьбу. Не выданных замуж девиц к этому возрасту ждал монастырь.
Неизвестно, какая причина подвигла Софью к принятию пострига: было ли это естественным желанием с детства, слабость здоровья, не состоявшаяся по тем или иным причинам свадьба с нареченным, или, наоборот, желание быть рядом с родным домом и стать его ангелом - хранителем, или требование матери. Все эти причины могли иметь место.
Удивительно другое: почему столь энергичная и дальновидная государыня, какой была княгиня Ксения, не выдала Софью замуж? Брак, как известно, в княжеских семьях был орудием политическим: скреплял союз с бывшими противниками, богатыми соседями и тем самым укреплял устои княжества. Кто как не Ксения это хорошо знала: в 1282 г. она выдала замуж старшую дочь за самого влиятельного князя Юго-Западной Руси – Галицкого князя Юрия Львовича, продемонстрировав тем самым верность политическим интересам мужа, князя Ярослава Ярославича, великого князя Владимирского и Тверского, в его ориентации на силы, противостоящие монголам.
Согласно Повести князь Михаил любил свою сестру, «акы свою д(у)шю». Скорее всего, Софья и Михаил были погодками, росли вместе и были привязаны друг к другу. Все мысли и силы в княжестве по воле княгини Ксении были направлены на воспитание сына, в котором она, несомненно, видела продолжателя дела отца. И Софья с пеленок жила в атмосфере почитания брата, князя Михаила, который, быть может, со своей стороны питал к ней не вполне братские чувства. Это предположение можно посчитать сюжетом для романа, если бы не факты: княжна Софья постриглась (или была пострижена по воле матери) в монахини в возрасте 22 (26) лет в 1293 г. в отсутствие брата, а в 1294 г. княгиня Ксения женила (как того требовал обычай) Михаила на ростовской княжне Анне. Оба факта подтверждены летописями.
Не исключено, что княжна Софья обладала характером матери и сама вольна была распорядиться своею судьбой, оттого и не вышла замуж. Основание Софьей девичьего монастыря и управление им в течение 12 лет говорят об этих качествах тверской княжны. Пострижение княжны в отсутствие князя Михаила – скорее всего свидетельство сознательного поступка Софьи, решившей своими силами через постриг помочь брату, стать ангелом-хранителем Тверского княжеского двора, молитвенницей за свою малую родину.
Информация о работе Загадки повести о Софье Ярославне Тверской