Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:36, курсовая работа
Скупые строки древнерусских летописей донесли до нас немало женских имен. Однако большинство историков на протяжении двух последних столетий не уделяло и не уделяет должного внимания изучению жизни и деятельности древнерусских женщин, несмотря на то, что давно уже расширилась источниковедческая база и сместились акценты в изучении истории: от событийной историографии к проблемным исследованиям.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Загадки повести о Софье Ярославне.......................................3
Глава 2. Ангел–хранитель Тверского княжеского двора…………..…7
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………14
Возможно, что свое решение о постриге на Тверской земле в более ранний срок княжна не могла совершить по экономической причине: известно, что строительство каменного Спасо - Преображенского собора затянулось до 1290 г. Чтобы построить монастырь, нужны были средства.
Обряд пострижения Софьи совершил епископ Андрей, который был поставлен на тверскую кафедру в 1289 г. Ему помогал игумен Михайловского монастыря. В Рогожском списке он назван «ирьи Явидович» Л.В. Тиганова вместо «ирьи» предлагала читать или «иреи» (иерей), или «Юрьи». Правильным оказывается второе чтение. Именно «Юрьи» стоит в Чувановском списке. Юрий Явидович, несомненно, сын Явида, тверского наместника деда Михаила Ярославича владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича.
В 1245 г. тверичи под командованием Явида отразили литовский набег на Торжок и Бежицы. Михаилу Ярославичу служил брат Юрия боярин Давыд, видимо зять Акинфа Великого, и боярин Гавриил Юрьевич, скорее всего сын Юрия Явидовича. Таким образом, речь идет об одном из самых знатных тверских бояр, который в Житии княжны Софьи Ярославны, даже будучи настоятелем монастыря, назван своим мирским именем. Едва ли такое было возможно, если Житие писалось много позже отраженных в нем событий.
Став монахиней, Софья решила создать свой монастырь. О годе построения монастыря в Житии не говорится, но приводится время его строительства: с 17 мая по 17 сентября. Эти даты следуют за указанием на 10 февраля, день пострижения тверской княжны, и можно думать, что монастырь был построен в том же году, когда Софья стала монахиней. Обитель была воздвигнута «на поли», т.е. вне крепости, и посвящена св. Афанасию, небесному покровителю отца Софьи, тверского и великого князя владимирского Ярослава (князь Ярослав в схиме принял имя Афанасий). Точка зрения Л.В. Тигановой на двойное название, построенного Софьей монастыря (официальное – Афанасьевский, и народное – Софьин или Софийский, по имени княжны), имеет полное основание, поскольку, кроме приведенных ею аналогий, соответствует политике, проводимой княгиней Ксенией и тверскими епископами. Устройство монастыря, названного в честь патрона князя Ярослава Ярославича, – это свидетельство почитания умершего князя в Твери, конечно, прежде всего, его родными – членами Тверского княжеского дома. Освящение построенного монастыря на день именин Софьи – сознательное закрепление имени его устроительницы в памяти тверитян.
Жизнь Софьи в монастыре описана в повести достаточно трафаретно, но последние дни — с большим знанием реалий. Оказывается, Софья скончалась не через 2 года после пострижения, как сообщается в Рогожском списке, а через 12 лет. В Рогожском списке после слова «второе» пропущены слова «на 10» (лето), читающиеся в Чувановском списке. Таким образом, сестра Михаила умерла в 1305 г. И как правильно подчеркивает Житие, именно в тот год Михаил Ярославич ездил в Орду, где получил ярлык на великое княжение Владимирское. Житие в отличие от летописей называет дату отправления Михаила к хану - 1 мая. Она же уточняет и дату возвращения нового великого князя на Русь - после 20 октября (летописи пишут неопределенно об осени). Очень точно зафиксирована смерть Софьи – в 6 часов ночи, т.е. в 21 час. 35 мин. Положена в гроб она была 20 октября в 7 часов дня, т.е. в 12 час. 35 мин. следующего после кончины дня. Такие подробности ведут к заключению, что Житие написано современником Софьи спустя самое короткое время после ее смерти. Характерно одно место Житие, правильно читающееся только в Чувановском списке: «...их же именъ не писах скоудосъти ради харатии». Житие, следовательно, писалось на пергаменте, а это указывает на относительную древность его создания.
В Рогожском сборнике летописное начало статьи о тверской княжне имеет подзаголовок «Житье госпожи нашея …Софьи». Однако в ней нет строгого следования житийному жанру, а именно: нет традиционного описания благочестия с детских лет, признаков святости Софьи, нет чудес, в заглавии – день пострига, а не смерти. Более того, во втором, старшем, списке из собрания М.И. Чуванова нет и подзаголовка «Житие». Вероятно, это свидетельство того, что и сам автор (возможно, инок, построенного Софьей монастыря) расценивал свой труд как «память», рассказ о тверской княжне. По краткости и построению сюжета этот рассказ близок к повестям о тверских князьях с той лишь разницей, что в основе его лежит повествование о монахине, исполненное агиографических формул (тайна пострига, препятствие в лице брата, строки и образы из Писания и святоотеческой литературы). Отсюда жанр произведения – житийная, а не историческая повесть, хотя и насыщенная реальными историческими событиями.
Ценность памятника определяется не только встречающимися в нем хронологическими деталями, дополняющими и корректирующими летописные данные о политической истории Тверского княжества и всей Северо-Восточной Руси конца XII - начала XIV в. Повесть содержит утверждение, что в основанной Софьей обители «добро житье общее», т.е. прямо свидетельствует об общежительном уставе ее монастыря. Тем самым опровергаются утверждения И.М. Клосса относительно проведения некоей общежительной монастырской реформы во второй половине XIV в. Очевидно, что введение общего жития в новых монастырях началось в русских землях еще в XIII в.
Любопытна повесть и в литературном отношении. Такой пассаж автора памятника о княжне Софье, которая «жадаше чину ангслскаго яко елень источника, яко рыба воды, и яко земля росы, и яко птичь въздоуха, и яко младенецъ сытости», явно напоминает стиль «плетения словес», связанный с именами Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.
Смерть Софьи в 1305 г. в момент, когда Михаил отправился в Орду за ярлыком на великое княжение, при любых обстоятельствах – это характеристика высочайшей души княжны, переживавшей за исход возникшего конфликта между Москвой и Тверью, судьей которого выступала Орда. Возможно, несостоявшаяся канонизация тверской подвижницы – это результат того же конфликта.
Заключение
Повесть о княжне Софье Ярославне, несмотря на скудость биографических данных о тверской княжне (постриг, строительство девичьего монастыря и смерть в 1305 г.), - это достаточно уникальный материал для древнерусской литературы в целом. И как повесть о русской княжне, и как одно из ранних житий монгольского периода, и как источник, подтверждающий или дающий новую информацию о лицах и событиях Тверского княжества в конце XIII– начале XIV в.
С другой стороны, наличие двух списков Повести снимает уникальность единичности явления и расширяет рамки бытования Повести и в хронологическом и в территориальном аспектах: Рогожский сборник моложе рукописи из Чувановского собрания более чем на 50 лет, владельцами первой рукописи в XVIII в. были новоторжцы – братья Бародулины, владельцем второй в XVII столетии был поп Василий Никитин из Саранского уезда Пензенской губернии.
Само же появление
повествования о Софье Ярославн
Список использованной литературы
Гадалова Г.С. Княжна Софья Ярославна – ангел-хранитель Тверского княжеского двора / Г.С. Гадалова // Тверские ведомости. - 2001. - № 34 (27 апреля–3 мая). - С. 4–5.
Гадалова Г.С. Повесть о княжне Софье Ярославне Тверской как исторический источник по истории и культуре Тверского края / Г.С. Гадалова // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья.- Тверь, 2002.- Вып. 4.- С. 412–427.
Кайдаш С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI–XIХ вв.)./С. Кайдаш. - М.: Советская Россия, 1989. – 288 с.
Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). / Э. Клюг. - Тверь, «РИФ ЛТД», 1994. - С. 78.
Приселков М.Д. История
русского летописания XI–XV вв. [Электронный ресурс] /М.Д. Приселков.-
Электрон. дан.- [Б.м.],2011. - Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/
Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII–XV вв. /А.В. Чернышов. - Тверь, «Издательство Тверского фонда культуры», 1996. - С. 229.
Информация о работе Загадки повести о Софье Ярославне Тверской