Значимость повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:58, реферат

Краткое описание

Актуальной в наше время является тема экологии культуры подростка. Сохранение культурной среды необходимо человеку для духовной и нравственной жизни. Если человек любит смотреть на старые фотографии своих родителей, читает произведения классиков, он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками.
Общаясь со сверстниками, я знаю, что они почти не читают произведения классиков, считая их неинтересными, скучными, несовременными. Я с этим не согласна. Правда, когда я училась в младших классах, то сильно сомневалась в правдивости слов «Пушкин - наше всё».

Содержание

Часть 1. Творческая история повести
Часть 2. Образный мир повести
Часть 3. Судьба героев и смысл эпиграфа
Часть 4. Любовь сильнее смерти
Часть 5. Проблема человеческой свободы
Часть 6. Тема подарка в повести
Часть 8. «Капитанская дочка» и Интернет
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Турченко Исследовательский проект.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

Иное дело – семья Мироновых. Особое отношение к ней вызвано не подобострастием Гринева, не желанием выслуживаться перед начальством несколько странным – иначе о капитане Миронове и не скажешь, но все же начальством а скорей особым отношением героя к дочери коменданта крепости Маше Мироновой. « Имя девицы Мироновой, - отмечал Пушкин в письме цензору П.А.Корсакову, - вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

Банальный любовный треугольник: Маша – Гринев – Швабрин – позволил вывести истинное лицо каждого из соперников и одновременно показать настоящие лицо героини. Маша Миронова при всей своей хрупкости, избалованности, неопытности остается в романе твердой, преданной любви, не боящейся идти за него до конца – даже бросится в ноги императрице.

Материалы для сюжета романа, в частности о семействе Мироновых, Пушкин мог почерпнуть из рассказа баснописца И.А.Крылова, детского которого пришло в Яицком городке и в Оренбурге. Образ капитана Ивана Кузмина Миронова, скромного и незаметного офицера захолустного гарнизона, подлинного героизма в пору осады крепости, капитане Андрее Крылове, офицере осажденного пугачевцами Яицкого городка.

С величайшим уважением выписан и характер капитана Василисы Егоровны Мироновой. При первой встрече с Гриневым она предстает старушкой «в телогрейке и с платком на голове. Она разматывает нитки» - этакий классический патриархальный образ. На самом деле Василиса Егоровна Миронова – фактический начальник крепости, ей, по доброте душевной, подчиняется в быту и капитан Миронов, и все служивые в гарнизоне. И в решительную минуту от этого не становится стыдно и горько.

Вот героическая и трагическая сцена, в которой раскрывается ее настоящий характер, данная в главе VII повести: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее белье и всю рухлядь. «Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Вдруг она взгляну на виселицу, и узнала своего мужа. «Злодеи! – закричала она в исступлении. – Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от белого каторжника!» - «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».

Сцена эта, замечательна и в целом, и в деталях сама по себе. Подчеркивает еще одну необыкновенно значимую мысли: Пушкин не был идеологом крестьянской революции, он был далек от того, чтобы «звать Русь к топору». Своей повестью он предупреждает современников и потомков о том кровавом беспределе, который всегда наступает с бунтом, о его деспотичности и ненужности. Пушкин сам выведет эту точную формулу - предупреждения: «Не дай нам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Судьбы героев и смысл эпиграфа. 
Тема жестокости и милосердия - одна из центральных в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Крестьянская война под предводительством Пугачева показана через частные судьбы Петра Гринева и Маши Мироновой, которые волею судьбы и случайности становятся очевидцами и участниками событий.

Пушкин исторически объективно описывает причины и размах пугачевского восстания, но он видит сопутствующий ему взрыв жестоких как со стороны восставших ( Казань офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск(пытка башкира, виселицы на плотах). Бессмысленной и беспощадной жестокости Пушкин противопоставляет идею доброты и милосердия, которые только и могут объединить людей. Гринев и Пугачев оказываются во враждебных лагерях, но случайная встреча во время бурана, доброта Гринева, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходят бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачева. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу, инее случайна такая выразительная деталь; за мгновение до казни Пугачев видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринева, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны. Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем.

В « Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни XVIII века (помещичий быт, жизнь далекой крепости, образы старика Миронова, Пугачева и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринева: на дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу. Честь, доброту и благородство. «Внутренняя красота человека», сохраняющая при любых обстоятельствах - главное, что привлекает в старом Гриневе и Екатерине II, в капитане Миронове и Пугачеве.

Пугачев – не идеальный герой, далеки от нравственного совершенства его сподвижники. В кровавой войне они допускают и несправедливость, и жестокость. При всех выдающихся качествах Пугачева есть в нем какая-то непредсказуемость, таинственность и – рядом с предчувствием своей обреченности - сознание беспредельности своего могущества.

Часть 4. Любовь сильнее смерти. 
Стремление человека к счастью закономерно. Но, верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои романтических поэм. Роман « Евгений Онегин» раскрыл драму двух любящих и нужных друг другу людей, но навсегда разделенных. О гибели счастья Пушкин писал и в «Повестях Белкина», и в «Дубровском», и в «Медном всадники», и в «Пиковой даме». В 1834 году в лирическом стихотворении поэт с горечью констатировал: «На свете счастья нет…»

В своем последнем романе Пушкин вновь вернулся к этой так волновавшей его проблеме. Любовь Гринева и Маши – это любовь юных, чистых, только еще искренна и человечна. И она разрушается вмешательством Гринева-отца. Деспотический родительски запрет выявлял нелепость идеалов общества, в котором отец, движимый заботой о благополучии единственного сына, не позволяет ему жениться на той, которую он любит.

Действие отца вызвало соответствующую реакцию сына: «Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования. Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбил меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым».

Жизнь подсказала Пушкину еще один типичный случай крушения счастья. Но на этот раз Пушкин продолжил рассказ о судьбе любящих и об их любви после того, как жестокой родительской волей они были разлучены. Продолжение это носило эстетически новаторский характер: Пушкин подверг любовь Гринева и Маши Мироновой беспримерному испытанию – испытанию народной войной.

«Неожиданные происшествия»(«пугачевщина»)круто изменил судьбу героев. Бессобытийная тихая жизнь внезапно кончилась. Бесспрестанно менявшиеся обстоятельства жизни требовали мужества и стойкости, они проверяли убеждения и нравственные принципы героев романа. Обрушившиеся на Машу горе – казнь родителей – не сломило ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательством Швабрина.

Испытания нравственно закаляли, душевно обогащали и Гринева, и машу Миронову. Сами того не замечая, они становились иными, - грозные события войны подрубали те устои, на которых держались их верования. Обстоятельство требовали от них сопротивления, отстаивания своих прав, своей независимости. Отправляясь в Белгородскую станицу к Пугачеву с просьбой выручить из беседы «сироту», Гринев на его вопрос : « …Какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает?» - естественно и честно отвечает: «Она моя невеста». Самое удивительное в этом ответе, что Гринев не замечает своего ослушания, что он преступил через родительский запрет.

Но Пушкин стремится сосредоточиться на этом внимание читателя. Поэтому он показывает, как дальнейшие события и «перевоспитывают» героев, и обновляют их. Освободив Марью Ивановну из заточения, Пугачев, довольный, что сделал доброе дело, весело говорит Гриневу: «Выручили красную девицу! Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду посаженным отцом…»

Гринев испугался этой милости самозванца: недостойно и неприлично для дворянина, чтоб на его свадьбе посаженым отцом был мужик и «злодей». Он попросил: «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедой сиротою, куда нам бог путь укажет». Пугачев и на этот раз удовлетворил просьбу Гринева.

Этот эпизод открывает и Гриневу, и читателю удивительную человечность морали Пугачева. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремится содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Первый раз в художественном мире Пушкина Любящие отстояли свое счастье. Обстоятельства перестали быть им враждебным. Человек, от чьей воли они зависели, не помешал их женитьбе. Не расстроил ее, но уничтожил все возникшие на пути трудности и препятствия и благословил. И этими обстоятельствами оказалось народная война, а этим человеком – Пугачев. Не по обряду, а по самой сути он стал посаженым отцом Гринева и Маши Мироновой.

Гринев осознал, что именно Пугачев помог ему и Маше Мироновой преступит порог послушания. Оттого он объявляет Маше, что считает ее своей женой – здесь же, в крепости Белогорской, где было получено запретное письмо отца. «Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить».

Но испытания любви Гринева Маши продолжались и после их благословения Пугачевым. Гринев увозит нареченную жену из крепости, поручает Савельичу доставить Марью Ивановну к своим родителям, а сам остается в императорских войсках исполнять «долг чести». После нескольких месяцев борьбы восстания было жестоко подавлено. Гринев получил отпуск для поездки к родителям. «Вдруг неожиданная гроза меня поразила» - командир отряда получил секретный приказ арестовать Гринева и отправить в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачева.

Суд был быстр и несправедлив – несправедлив, потому что Гринева приговорили к казни по обвинению в измене присяге и переходе на сторону Пугачева, то есть в преступлениях, которых он не совершал. Читатель отлично знает, что Гринев отказался от присяги Пугачеву и не служил у него. «Позорная казнь» была замечена Екатериной II на ссылку «в отдаленный край Сибири на вечное поселение». Это известие едва не убило отца Петруши. Он был потрясен и оскорблен сыном: « Не казнь страшна… - говорил он . – Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!... Стыд и срам нашему роду!...».

Гринев-отец поверил обвинениям, поверил приговору суда, поверил в возможности измены своего сына и потому примирился с судьбой. Он покорно принял известие и ссылке в Сибирь сына, обвиненного в измене.

В это тяжелое для семьи Гриневых время на авансцену романа выходит Маша Миронова. Воспитанная в покорности, унаследовавшая от отца образцовое послушание чужой воле, чужим приказам, чужим решениям, она сейчас отреклась от покорности и послушания. Уверенная в невиновности Гринева, она взбунтовалась против обвинения и приговора и твердо решила спасти любимого человека. При этом она вступала в борьбу не только за своё счастье, но и за справедливость. Приговор, подписанный Екатериной II, она считала несправедливым.

Последние страницы романа, его финал, посвящены Марье Ивановне. Она едет в столицу добиваться правды у императрицы и достигает своей цели.

 

 

 

 

Часть 5. Проблема человеческой свободы. 
Эта историческая повесть станет последним - и вершинным – прозаическим сочинением Пушкина. При этом Пушкин сопроводил публикацию повести заметкой «От издателя» и поставил дату – 19 октября 1836 года, словно освятил «Капитанскую дочку» наиболее важным событием своей жизни, днём Лицея, напрямую связал её со своей духовной биографией. Здесь присутствуют все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества: место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная»…

Первоначально Пушкин, как то было в незавершённой повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой. Или пленного офицера, который бежит от Пугачёва. Всё решило имя героя: Гринёв. Оно взято из действительной истории пугачёвщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, который по воле Провидения оказался между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяя себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести, но который при этом смотрит на мир непредвзято. Как в романах Вальтера Скотта, так и в повести Пушкина события сюжета разворачиваются в недавнем прошлом, отстоят от читателей-современников на жизнь одного поколения. Они достаточно далеки, чтобы не задевать политические, гражданские да и личные чувства читателя, и достаточно близки, чтобы волновать его так, как не может волновать легендарная древность. Но ещё важнее то, что между читателем и автором оказывается рассказчик-посредник, который во многом близок Пушкину, но смотрит на жизнь куда проще, куда наивнее. А значит, не столько осмысляет ход событий, сколько свидетельствует о них. Зато, когда он – крайне редко – решается высказать отвлечённые идеи (совпадая, конечно же с самим Пушкиным), эти формулы звучат более чем убедительно. Так восклицание Гринёва: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - вошло в поговорку.

Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан глазами простого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Феодоровича III», но и не станет искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это даёт возможность показать Пугачёва не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется ещё шлейф ярко описанных преступлений. В центре сюжета – умеренно умный авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то что именно он вскоре станет во главе грандиозных исторических событий, - во многом случайность.

Информация о работе Значимость повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка