Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:58, реферат
Актуальной в наше время является тема экологии культуры подростка. Сохранение культурной среды необходимо человеку для духовной и нравственной жизни. Если человек любит смотреть на старые фотографии своих родителей, читает произведения классиков, он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками.
Общаясь со сверстниками, я знаю, что они почти не читают произведения классиков, считая их неинтересными, скучными, несовременными. Я с этим не согласна. Правда, когда я училась в младших классах, то сильно сомневалась в правдивости слов «Пушкин - наше всё».
Часть 1. Творческая история повести
Часть 2. Образный мир повести
Часть 3. Судьба героев и смысл эпиграфа
Часть 4. Любовь сильнее смерти
Часть 5. Проблема человеческой свободы
Часть 6. Тема подарка в повести
Часть 8. «Капитанская дочка» и Интернет
Заключение
Список литературы
Вторая встреча с Пугачёвым, во взятой им Белогорской крепости, даёт иной образ. Гринёв, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это – персонаж страшного исторического маскарада. И даже то, что Пугачёв милует боярского дитятю Гринёва благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту».
Лишь во время третьего «свидания» Пугачёв раскрывается до конца. Гринёв присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачёвского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми, мати зелёная дубровушка»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя.
Главное противоречие пугачёвской судьбы в том, что, безраздельно властвуя «злодеями», он полностью зависит от них. Пугачёв, каким он изображён в повести, пытается действовать до конца по-царски, милостиво, великодушно; он дважды отпускает Гринёва, не даёт в обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца», обклеенного золотой бумагой, очевидно колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» - звероподобный капрал Белобородов и разбойник Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Пугачёв должен опасаться и своих «казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гринёву, что «ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке, Пугачёв вынужден понизить голос, - чтобы не услышал сопровождающий их татарин. Разбойник волен идти на Москву – ибо этого же хочет войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил, не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта.
Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачёв – Екатерина. Как Петруша Гринёв прибегает к помощи Пугачёва, чтобы выручить невесту, так его невеста в конце концов прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно – сентиментальных тонах, в стиле старинной гравюры. В ней нет пугачёвского величия, необузданной силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачёвская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринёва, насколько самостоятельна и независима в своём царственном праве прощать, выдаёт в ней истинную Государыню. (И её прощение в конечном счёте совпадает с духом и буквой закона, ибо Гринёв сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от устава.) Именно это право миловать делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не «законность» воцарения сама по себе. Пугачёв такой свободой обладает не вполне; значит, он не вполне и господин своего положения. Не он управляет стихией, и не стихия им; просто они уже не отделимы. Угасание стихии, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам Гринёва сообщает, что Пугачёв узнал в толпе некогда спасённого им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».
В «Капитанской дочке» рассказано о страшных событиях. Многие её персонажи гибнут в кровавом водовороте истории. Но любимые герои Пушкина – Гринёв, Савельич и Маша Миронова – вопреки всему остаются в живых. Они словно бы защищены невидимой оградой от грозящих опасностей, потому что поступают вопреки житейской логике и в согласии с логикой нравственной. Ведь выход из социального тупика, в котором оказалась Россия времён пугачёвского бунта, состоит, согласно Пушкину, не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», ценой подлости сохранить себе жизнь (как Швабрин). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое – и ему служить не за страх, а за совесть. Ничто не способно помешать Гринёву следовать законам именно дворянской чести, а Савельичу – соблюдать неписаные правила крестьянской этики. В этом – залог утопической надежды Гринёва и суфлирующего ему Пушкина на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Часть 6. Тема подарка в повести.
В пушкинских произведениях часто встречается
тема подарка. Именно в «Капитанской дочке»
она является одной из центральных. Подарки
в данной повести являются не просто штрихами
к психологическим портретам героев, или
милыми деталями, над которыми автор умиляется
вместе с читателем. Дары в «Капитанской
дочке» - одни из главных двигателей сюжета.
Без подарков бы и повести не случилось
бы. Болтался бы Пётр Гринёв на виселице
рядом с другими офицерами. Маша досталась
бы Швабрину. И закончилась бы вся история
на пятнадцатой странице.
Напомню упомянутые в тексте подарочные ситуации.
Шестнадцатилетний недоросль-дворянин Пётр Гринёв, в сопровождении своего «дядьки» Савельича едет на место прохождения службы. В метель они сбиваются с пути, но встречают мужика, «Вожатого», который указывает им дорогу. И здесь в пушкинской повести возникает тема подарка. Гринёв хочет отблагодарить «вожатого», подарить ему полтину. Но все деньги находятся на сохранении у дядьки, и он категорически отказывается их отдавать. Тогда Гринёв дарит своему спасителю «заячий тулупчик». Поступок не очень логичный, так как Петруша Гринёв довольно худенький. Тулупчик, расползается по швам на широких плечах «вожатого» и на этом даритель и одариваемый расстаются.
Этот эпизод кажется незначительным и сменяется другими. Служба в крепости, капитанская дочка Машенька, дуэль со Швабриным. Судьбоносность подарка становится очевидной, когда в кровавом самозванце Пугачёве мы узнаём «вожатого». Пугачёв тоже узнаёт Гринёва. И милует его, хотя Гринёв и отказывается признать в бунтовщике государя. Как объясняет ему сам Пугачёв, когда они остаются наедине «я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принуждён был скрываться от своих недругов». Таким образом, Пугачёв дарит Гринёву жизнь. Но и этим не ограничивается, и, предлагает юноше поступить к нему на службу, обещает поставить Гринёва «енералом и князем». И, в конце-концов, отпускает Гринёва восвояси, сделав ему прощальный подарок – «лошадь, шубу со своего плеча (овчинный тулуп) и клячу». Таким образом в повести возникает тема подарка.
И последняя, третья встреча тоже оборачивается для Гринёва подарком судьбы – Пугачёв, «помня стакан вина и заячий тулуп», помогает ему воссоединиться с невестой – капитанской дочкой Машей. И дарит молодым пропуск по всем крепостям.
В этой истории обмена подарками между Гринёвым и Пугачёвым можно увидеть притаившийся в повести сказочный мотив. Сюжет, известный в русском фольклоре. Герой встречает на своём пути старика, старушку, нищего и дарит ему подарок, оказывает услугу. А потом нищенка оказывается доброй феей, старик – королём, и в момент жизненных трудностей они появляются в жизни героя и дарят ему волшебные дары. Вне сомнения, сюжет был Пушкину известен. Таким образом, получается, что «вор и самозванец» Пугачёв входит в мир обыденный, как существо из иного, сказочного мира!.. На это указывает и речевая характеристика героя – Пугачёв говорит притчами, загадками, песнями. И введение в повесть сказочного мотива для Пушкина - один из способов подчеркнуть легендарность фигуры Пугачёва. (Ведь Пугачёв – романтический герой, пусть и со знаком минус).
Ещё одна роль, которую играют подарочные ситуации в «Капитанской дочке», - это характеристика героев. Пушкин раскрывает русский национальный характер. И подарки тоже возникают из особенностей русской души. Подарки героев лишены логики, здравого смысла.
Гринёв дарит дюжему, широкоплечему казаку заячий тулупчик, из которого он сам вырос. Тулуп тут же расползается по швам, но казак нисколько тем не смущается, а наоборот даже рад тому, что его одаряют не рассуждая, а следуя порыву. Впрочем, что именно заставляет Петрушу Гринёва щедро одаривать разбойничьего вида мужика? Искренняя благодарность, или досада на Савельича, не доверяющего своему барчуку распоряжаться деньгами?
Затем претендент на царский престол дарует жизнь офицеру вражеской армии. Отпускает его для того, чтобы он продолжал воевать с ним. Да ещё дарит овечий тулуп и лошадь, чтобы не замёрз по дороге и скорее добрался до вражеского стана. Что это – благодарность за стакан вина и заячий тулупчик? Внезапно проснувшееся отцовское чувство? Просто глупость?
Но для Пушкина важно, что
в такие моменты его герои действуют спонтанно,
не оценивая и не анализируя своих поступков,
не задавая себе вопроса «Почему?» Они
следуют не логике ума, а правде сердца,
и именно это подчёркивает их русскость.
В этом видит Пушкин национальную тайну
и трагедию (ведь из того же истока проистекает
«бессмысленность и беспощадность русского
бунта»), и путь к спасению. Ведь если один
небольшой подарок, «заячий тулупчик»
смог связать симпатией двух людей столь
несхожих, что их по праву можно было бы
назвать принадлежащими к разным мирам,
то у России не всё ещё потеряно, пока не
потеряна щедрость души.
7. «Капитанская дочка»
и Интернет.
В Интернет тема «Капитанской дочки»
встречается часто. В основном это сочинения,
рефераты или эссе. Но есть интересная
деталь. Словосочетание Капитанская дочка
становится в наше время популярным термином,
который встречается в современных произведениях
или используется как псевдоним.
Например, рассказ Евгении Дебрянской «Капитанская дочка» (история одной любви). В нём главный персонаж – это дочь престарелой Капитанши в кителе, с седыми кудельками.
В другой статье, посвящённой 100-летию со дня рождения Аркадия Гайдара, идёт разговор о его произведении «Тимур и его команда», которое могло бы называться «Капитанская дочка».
На сайте Стихи непризнанных авторов встречается своя Капитанская Дочка.
Много встречается и рекламы театральных постановок по повести Пушкина «Капитанская дочка». Есть хорошие рецензии. Например, на спектакль Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина «Сторона ль моя, сторонушка…» Приглашённый из Петербурга режиссёр Роман Мархолиа отказался от привычного прочтения текста и представил спектакль как «монтаж аттракционов», в которых сплетается «европейщина» и «азиатчина», Запад и Восток.
Заключение.
В своём реферате я попыталась показать
значимость произведения А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» на становление личности
современного подростка.
Емельян Пугачёв был очень яркой и неординарной личностью (недаром им интересовался Пушкин), способной заинтересовать подростка, мечтающего о славе и приключениях. Ты можешь выбрать путь, которым пошёл Пугачёв, но ты должен осознавать все последствия своего выбора (гибель в расцвете лет).
Бывший «маменькин сынок» Петруша Гринёв, постоянно самосовершенствуясь, становится честным, смелым и мужественным офицером, который сам решает свою судьбу: подчиниться атаману или нет. В своей жизни он не привык ни под кого не подстраиваться, он умеет быть благодарным, пусть даже и такой малостью, как заячий тулупчик, а собственные ошибки он тоже умеет исправлять сам (проиграв много денег в карты, он находит в себе силы отказаться от этой неблагоразумной игры).
Каждая современная девушка вполне может увидеть в образе Маши Мироновой образец чистой, доверчивой, но сильной духом личности, способной не покориться насильнику, любить и самоотверженно бороться за своё счастье. Девушка должна уметь постоять за свою честь и целомудрие, как во времена описываемых событий, так и в наше непростое время.
Оценив всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что читая классику, современный подросток может получить ответы на волнующие его вопросы о взаимоотношении с родителями, с любимым человеком, о дружбе и предательстве, о подчинении или сопротивлении сильной личности.
Мне было очень интересно работать над темой этого реферата. Я буду рада, если он поможет кому-то стать человечнее и добрее к себе и к людям.
В своей работе я подготовила
презентацию (в редакторе Power Point), в которой
можно увидеть иллюстрации к произведению
«Капитанская дочка».
Список литературы.
Архангельский А.Н. Предисловие.
Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические
произведения. – М.: Лрофа: Вече, 2002. – 384
с.
Безносов Э.Л. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 1999. – 592 с.
Дебрянская Е. www.vavilon.ru
Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи
и заметки. www.gumer.info
Макагоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836): Монография. – Л.: Худож. Лит., 1982. – 464 с.
Меркин Г.С. Литература 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 360 с.
Ройтман Ю.www.taday.ru
Попов М. www.arhpress.ru