Изображение Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.
Задачи моей работы рассмотреть кавказские легенды которые послужили вдохновением для создания некоторых произведений поэта, понять южную линию в творчестве Лермонтова, сопоставив роль Кавказа в его жизни. Изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

Содержание

Введение

1. Детские впечатления Лермонтова о Кавказе

2. Ссылки Лермонтова на Кавказ

3. Тема кавказской природы в произведениях М .Ю. Лермонтова

4. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова

5. Восточные женские образы в произведениях Лермонтова

6. Живопись Лермонтова

7. Смерть поэта

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

 

В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной "Вид  Крестовой горы". На небольшом  картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудеснейших горных пейзажей, так живо напоминающий нам  зарисовки из его знаменитого  романа "Герой нашего времени", из повести "Бэла". Перед нами в  обрамлении суровых скал высится  покрытая снегом гора, вершину которой  венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь  из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда  далеких гор, как бы растворяясь  в прозрачном воздухе, которым напоена  вся картина.

 

Наиболее  интересны пейзажи, выполненные  маслом, — "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид Крестовой  горы", "Вид Тифлиса", "Окрестности  селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие, написанные им в 1837 — 1838 гг.

 

Из картин этого цикла по эмоциональной  насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется "Воспоминание о Кавказе". Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца  на переднем плане — все составные  части пейзажа, все подробности  — мелкий кустарник, травка и камни  — согреты, оживлены поэтическим  чувством. Фигуры всадников сливаются  с природой. Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует  сказать о других пейзажных изображениях поэта: "Эльбрус при восходе  солнца", "Кавказский вид с верблюдами", "Кавказский вид с саклей", "Вид  Пятигорска". Природа является "темой" картины даже там, где, казалось, намечен "сюжет", — "Перестрелка в  горах Дагестана", "Сцена из кавказской жизни".

 

Хоть эти  картины написаны и не кистью художника  и подвергаются частой критике, но Лермонтов  не пытался добиться признания общественности, он писал их для себя, чтобы передать и запомнить определенные моменты  пребывания его на Кавказе.

 

А. Симченко, один из исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, подметил, что лермонтовский  пейзаж представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины  легко объяснимы. По возвращении  с Кавказа, Лермонтов некоторые  свои рисунки автолитографировал, чтобы  иметь возможность подарить их друзьям.

 

 

 

 

7. Смерть  поэта

 

Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с  детства вдохновлял поэта, был колыбелью  его творчества, стал же местом его  гибели. Об истории последней дуэли  Лермонтова написано много, и все  же нет события более запутанного  и окруженного тайной.

 

Он погиб  на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай  Мартынов. О ссоре Лермонтова и  Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила  острота, пущенная в его адрес  поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

 

Никто из людей, близких Лермонтову, да и он сам  не относились к вызову Мартынова  серьёзно. Чтобы дать ему поостыть, Лермонтова со Столыпиным уговорили  уехать в Железноводск. В отсутствии его друзья думали дело уладить. В  тот же день их посетил Мартынов; он пришёл сильно взволнованный, на лице его была написана решимость. "-Я, господа, - произнёс он, - дождаться не могу. Можно, наконец, понять, что я  не шучу и что я не отступлюсь от дуэли".

 

Лицо его  вполне говорило о том, что он давно  обдумал этот решительный шаг; в  голосе слышалась решимость. Все  поняли тогда, что это не шутка. Тогда  Дорохов, известный бретёр, хотел  попытать ещё одно средство. Уверенный  заранее, что все откажутся быть секундантами Мартынова, он спросил  последнего: "А кто же у вас  будет секундантом"? "Я бы попросил князя Васильчикова", - ответил  тот; лица всех обратились на Васильчикова, который, к изумлению всех, согласился быть секундантом. "Тогда нужно, -сказал Дорохов, - чтобы секундантами были поставлены такие условия, против которых  не допускались бы никакие возражения соперников".

 

Друг Лермонтова Столыпин считал Мартынова трусом и  был положительно уверен, что там, где коснётся дуэли, Мартынов непременно отступит. Думали также, что Мартынов предпринял дуэль с тою целью, чтобы сбросить с себя то мнение, которое существовало о нём в  тогдашнем обществе, как о необычайном  трусе.

 

Наступил  день дуэли. П.К. Мартьянов пересказал разговор, который вёл Лермонтов  со своими секундантами: "Всю дорогу из Шотландки до места дуэли Лермонтов  был в хорошем расположении духа. Никаких предсмертных распоряжений от него Глебов не слышал. Всё, что он высказал за время переезда, это  сожаление, что он не мог получить увольнения от службы в Петербурге и что ему в военной службе едва ли удастся осуществить задуманный труд. "Я выработал уже план. - говорил он Глебову, - двух романов..."

 

Вечером, около  семи часов дуэлянты, секунданты и "зрители" (присутствие посторонних лиц  было не только нарушением правил дуэли, но и ставило её участников в двойственное положение) оказались в четырёх  верстах от города на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль  северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется "Перкальской  скалой").

 

Секунданты  установили барьер - 15 шагов, и отсчитали  от него в каждую сторону ещё по 10 шагов, вручили дуэлянтам заряженные пистолеты.

 

Объявленные секундантами условия дуэли были следующие: стрелять могли до трёх раз. или стоя на месте, или подходя  к барьеру. Осечки считались за выстрел. После первого промаха противник  имел право вызвать выстрелившего  к барьеру. Стрелять могли на счёт "два-три" (т.е. стрелять было можно  после счёта "два", и нельзя стрелять после счёта "три"). Вся  процедура повторяется, пока каждый не сделает по три выстрела. Руководил  Глебов, он дал команду : "Сходись".

 

Лермонтов остался  на месте и, заслонившись рукой, поднял пистолет вверх. Мартынов, всё время  целясь в противника, поспешно подошёл  к барьеру, Начался отсчёт: "один".., "два"... "три"... Никто не выстрелил. Тишина... Нервы у всех на пределе, и тут Столыпин крикнул: "Стреляйте  или я развожу дуэль!". На что  Лермонтов ответил: "Я в этого  дурака стрелять не буду!"

 

"Я вспылил, - писал Мартынов в ответах  следователю. - Ни секундантами, ни  дуэлью не шутят... и опустил  курок.

 

Прозвучал выстрел. Лермонтов упал как подкошенный, пуля прошла навылет.

 

"Неожиданный  строгий исход дуэли, даже для  Мартынова был шокирующим. В раду  борьбы чувств, уязвлённого самолюбия,  ложных понятий о чести, интриг  и удалого молодечества, Мартынов, как все товарищи, был далёк  от полного сознания того, что  твориться. Поражённый исходом,  бросился он к упавшему: "Миша, прости мне!" вырвался у него  крик испуга и сожаления...

 

В смерть Лермонтова никто не мог поверит. Все растерянные  стояли вокруг павшего, на устах которого продолжала играть улыбка презрения. Глебов сел на землю и положил голову поэта в себе на колени. Тело быстро холодело...

Для гения  русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что  он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям  Господь.

 

Заключение

 

Во время  работы над рефератом я открыла  для себя Кавказ, каким его видел  и изображал в своем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтов. Юг у  поэта — это воплощение движения. Даже природа в его произведениях  живет своей жизнью, зачастую очень  похожей на жизнь человеческую.

 

В ходе работы я доказала что поэт старается  показать лучшие стороны южного края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время  прекрасную природу — под стать  людям. Продолжая рисовать перед  нашим взором романтические картины, поэт не изменяет достоверности –  многие местности, описанные в его  произведениях, существуют на самом  деле.

 

Новым для  меня явилось то, что в основе многих южных поэм М.Ю. Лермонтова лежат  легенды и предания Кавказа, а  не только фантазия автора. Поражает воображение  легенда о горном духе Гуда, полюбившем и погубившем земную девушку. А так  же то, что М.Ю. Лермонтов передавал  свои впечатления о Кавказе не только через свои литературные произведения, но и через живопись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Андроников  И.Л. Лермонтов в Грузии.

 

2. Логиновская  Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон".

 

3. Анненский  И.Ф. Об эстетическом отношении  Лермонтова к природе.

 

4. Андреев-Кривич  С.А. Всеведенье поэта.

 

5. "Энциклопедия  Смерти. Хроники Харона" часть  2: Словарь избранных Смертей

 

6. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская "Русская литература 19 века"


Информация о работе Изображение Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова