Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа
Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:
УМК по Кутузову ………………………….стр.3
5 класс ………………………………………стр. 5-10
6 класс ………………………………………стр. 11-17
7 класс……………………………………….стр.18-22
8 класс……………………………………….стр.23-29
9 класс………………………………………стр.30-34
Рассказ (18 часов).
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.
И. с. Тургенев. «Муму». Герой и его прототип.
Ф, М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа.
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ.
О.Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа.
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных.
В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.
Д. И. Хармс. «Черная вода».
Л. С. Петрушевская. «Пуськи бятые». Игровой рассказ.
Повесть (12 часов).
Повесть. Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности.
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Система художественных образов.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в повести.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Особенности сказочной повести.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Герои и события.
Лирические жанры (7 часов).
Лирика как род литературы. Лирическое стихотворение как жанр.
А. С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…».
Драматические жанры (5 часов).
Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса –сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.
Изучение лирики Н.А. Некрасова в 5 классе по рабочей программе Кутузова А. Г. не предусмотрено.
Пояснительная записка (6 класс)
Данная рабочая программа для учащихся 6 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова (Программы для общеобразовательных учреждений.5-11 кл./А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под редакцией А.Г. Кутузова.-М.:Дрофа,2007), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена
соответствующим программе
- В мире
литературы. 6 кл. В 2 частях:
учебник-хрестоматия для обще
- Рабочая тетрадь
к учебнику-хрестоматии под
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова.
Исходя из этого основными целями являются:
- воспитывать любовь
к книге как культурной
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
- формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
- развивать эмоциональное восприятие текста;
- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
- обучать школьников
анализу художественных
- способствовать запоминанию
основных теоретических
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование представлений о
литературе как культурном
- осмысление литературы как
- формирование системы
- формирование эстетического
- формирование эмоциональной
- формирование и развитие
-формирование основных
Средством
достижения цели и задач
Считаю
целесообразным изменить в календарно-
Миф – фольклор – литература
Введение
Литература как «двуединое» искусство чтения и письма. Мифология и фольклор, их влияние на литературу.
Мифы
Начальное понятие о мифе. Мифология как форма познания действительности. Мифы и сказки, легенды, предания, сказания.
Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в греческой мифологии.
Мифология и литература
Мифологические сюжеты в литературных произведениях.
Гомер «Илиада» («Троянский конь»). Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса. Мифологические герои и события. Рождение эпоса.
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» («Пост Гайаваты») (в переводе И.А.Бунина). Жизнь мифа в литературе нового времени. Поэтическая обработка и переложение мифа.
Творческая мастерская.
Как рождается миф.
Миф о героях и возникновение эпоса.
Советы библиотеки.
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
А.А.Нейхара «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».
В. и Л.Успенские «Мифы Древней Греции».
В.Т.Нарежный «Рогдай».
Творческий практикум.
Общее и особенное в мифах разных народов: сопоставление мифологических событий и героев.
Фольклор
Эпические, лирические и лироэпические жанры фольклора.
Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и героях.
Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетов и гипербол.
Русские сказители.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы создания образа былинного героя: патриотизм былины, ее нравственное звучание.
Народная баллада (по выбору). Начальное понятие о жанре баллады. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты. Сопоставление баллад разных народов.
«Ворон к ворону летит». Диалог как основной композиционный прием организации сюжета. Драматизм баллады.
«Лорд Рэндэл». Таинственное как основа сюжета баллады. Связь баллады с легендами и сказаниями.
«Робин Гуд и золотая стрела» как героическая баллада, ее национально-патриотический пафос. Герой баллады.
«Леди и кузнец». Сочетание волшебных и бытовых мотивов в балладе.
Народная лирическая песня как жанр. Песня и обряд.
«Мимо садику, мимо виноградного…», «Ай вы, ветры, ветры буйные…». Отражение в песне духовной красоты, идеалов и чаяний, нравственных устоев народной жизни.
Творческая мастерская.
Русские сказители и секреты былин.
Народная песня и ее исполнение.
Как создавались баллады.
Советы библиотеки.
Англо-шотландские баллады.
Баллады о Робин Гуде.
Русские былины, народные песни.
Творческий практикум.
Создание былины или баллады на современный сюжет.
Исполнение былины или лирической песни.
Литература
Мифология, фольклор, литература. Их связь и взаимодействие. Эпос, лирика и драма как роды литературы. Роды и жанры.
Эпос
Эпос как один из родов литературы. Основные эпические жанры: рассказ, повесть, роман. Начальное представление о герое эпического произведения. Роль художественного слова в эпическом произведении.
А.А.Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин». Национально-патриотический пафос повести. Сюжет как средство раскрытия характера. Сильный характер в литературе. Тема подвига в приключенческих жанрах.
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Смысл названия. Образы главных героев. Одухотворение природы. Ее участие в судьбах героев.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Мир ребенка и мир природы. Образ главного героя.
Роман как эпический жанр. Отличие романа от повести и рассказа.
Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1 часть) (в пересказе для детей Н.Заболоцкого) как роман эпохи Возрождения. Утверждение красоты, многообразия и полноты жизни. Гуманистическое звучание романа. Фантастика. Гипербола и их роль в структуре художественного целого. Смеховая народная культура и ее использование автором. Особенности языка Рабле.
А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии романа. Герои романа. Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Основной конфликт произведения. Композиция.
Творческая мастерская.
Композиция и сюжет художественного произведения.
Слово о романе.
Советы библиотеки.
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» (в пересказе Т.Габбе).
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (в пересказе К.Чуковского).
Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
А.Дюма «Три мушкетера».
Творческий практикум.
Создание сюжета для романа.
Сочинение эпизода, которого нет в произведении.
Басня как эпический жанр. Историческое развитие басни. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Герои басни.
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Свинья под Дубом». Нравоучительность. Аллегория. Композиция. Образ рассказчика т особенности интонации.
Творческая мастерская.
Исполнение басни: сказывание. Чтение диалогов, речь персонажа как интонационная характеристика.
Советы библиотеки.
Басни Эзопа, Ж. де Лафонтена, А.Д.Кантемира, С.В.Михалкова. Ф.Кривина.
Творческий практикум.
Инсценирование басни.
Рассказ по басенной пословице.
Сочинение басни.
Лирика
Развитие понятия о литературном произведении. Лирика как один из литературных родов. Основные жанры лирических произведений. Роль художественного слова в лирическом произведении. Поэзия и проза – типы организации художественной речи.
Лирическое стихотворение. Стихи и ритм. Ритм и размер. Двусложные размеры стиха. Начальное понятие о лирическом герое.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Пейзаж в лирике.
М.Ю.Лермонтов «Листок». Сюжет в стихотворении. Лирическое стихотворение и баллада.
И.С.Никитин «Русь». Пафос стихотворения. Развитие понятия об олицетворении.
А.В.Кольцов «Косарь». Русская поэзия и народная лирическая песня.
Ф.И.Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…»; А.А.Фет «Печальная береза…»; А.К.Толстой «Край ты мой. Родимый край…», «Острою секирою ранена береза…». Понятие о поэтическом мире.
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне, серебряном от инея…», «Первый утренник, серебряный мороз…», «Детство». Поэтический мир Бунина. Образы детства.