Изучение лирики Некрасова в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:

Содержание

УМК по Кутузову ………………………….стр.3


5 класс ………………………………………стр. 5-10


6 класс ………………………………………стр. 11-17


7 класс……………………………………….стр.18-22


8 класс……………………………………….стр.23-29


9 класс………………………………………стр.30-34

Вложенные файлы: 1 файл

некрасов.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 
36. Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…».

 
37. Анализ лирического произведения. Урок – практикум.

 
38. И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк».

 
39. Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика.

 
40. Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя».

 
41. Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».

 
42. Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении.

 
43. Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести.

 
44. Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях».

 
45. Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения.

 
46. Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.

 
47. Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды).

 
48. А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.

 
49. Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».

 
50. Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно».

 
51. Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».

 
52. Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».

 
53. Вечные философские вопросы в повести-сказке «Маленький принц».

 
54. А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье.

 
55. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева.

 
56. Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя.

 
57. А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе. «Василий Теркин». Избранные главы.

 
58. Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа.

 
59. Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.

 
60. Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике.

 
61. Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер.

 
62. В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека.

 
63. Советы библиотеки. Рассказы Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе.

 
64. Р/р. Сочинение «Тема маленького  человека в русской литературе».

 
65. Творческий практикум. Литературное  анкетирование. Проверка читательской  квалификации учащихся.

 
66. Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке».

 
67. Рекомендация книг для летнего чтения.

 
68. Резервный урок.

Изучение лирики Н.А. Некрасова в 8 классе по программе  А.Г. Кутузова не придусмотренно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка (9 класс)

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 9 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования  РФ. Данная программа составлена на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как  искусства слова, а целью данного  процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

Задачи литературного  образования определены его целью  и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 9 класса это «Автор – образ - читатель», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова –  изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. В  программе А. Г. Кутузова осуществляется  деятельностный подход в обучении, что отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

 

 

 

Содержание  основного курса 

 Введение 

Читатель  и жизнь  литературного произведения. Образ - послание автора читателю, его современнику и потомку.  Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Интерпретация  художественного произведения

Зарубежная литература

Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии Шекспира

М. де Сервантес  Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Русская литература

Возникновение русской  литературы. «Задонщина».

Идеи просвещения и  гуманизма в русской литературе XVIII века.

Г.Р.Державин. «Памятник»

                              А.С.Пушкин

А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры. Тематическое и жанровое многообразие лирики  Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал.  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина «Памятник»

«Капитанская  дочка». Темы любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка».                    

 «…Русский бунт, бессмысленный  и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа.  «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам.

 «Медный  всадник».Образ «маленького человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

                         М.Ю.Лермонтов

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта».  История создания, образы стихотворения .

                       Н.В.Гоголь

Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа. Собирательный образ города.

 «Шинель».   Образ  Петербурга. Образ «маленького» человека в повести.

  Н.А.Некрасов.  Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики.                      

И.С.Тургенев «Ася».   Злободневное и вечное в повести

Ф.М.Достоевский   «Белые ночи».   Образ маленького человека в произведении.

О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и символ в рассказе.

 А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция  рассказа. Библейские  образы в рассказе.

         Лирика конца XIX – начала XX века

Понятие «серебряный  век». Основные представители «серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности художественной образности.

А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн».

Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода революции».

Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи».

А.Ахматова.  «Смятение», «Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король».

М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.

 И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ. Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция.

Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.

       Современная духовная литература

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).  «Слово на светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

   М.А.Булгаков. «Собачье сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство.  Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

  М.А.Шолохов.  «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?

                Современная проза. Обзор. Традиции и новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон»

Итоговая  читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

       «Золотой век» русской литературы

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и их роль. «Онегинская» строфа.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия.  Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.

Печорин в системе  художественных  образов    романа. Тема героя и времени, своеобразие  её решения. Глубина нравственной проблематики.              

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

История создания и публикации.  Эволюции замысла поэмы.  Смысл  названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности,  «сквозные образы». Система художественных образов  поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова . Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной  манеры. Единство сатирического и  лирического начала в поэме как  воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её трактовка.

В 9 классе по программе  А.Г. Кутузова предусмотрено изучение   Н.А.Некрасова - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики.                      




Информация о работе Изучение лирики Некрасова в школе