Изучение лирики Н. А. Некрасова в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Николай Алексеевич Некрасов занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников — с Тургеневым, Фетом, Тютчевым, Достоевским, Толстым. «При всех личных разногласиях, при всех идейных противоречиях, разделявших Некрасова и этих писателей, все они были участниками единого литературного процесса, служили своим пером народу и находились в многообразной, сложной творческой зависимости друг от друга» . Однако в то же время очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности лирики Н.А.Некрасова………………………………………….8
1.1 Жизненный путь Н.А.Некрасова…………………………………….............8
1.2 Художественный метод Н.А.Некрасова……………………………………12
2. Гражданская и любовная лирика Н.А.Некрасова в школе…………………12
2.1 Анализ литературных программ……………………………………………18
2.2 Система уроков по творчеству Н.А.Некрасова……………………………23
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по изучению некрасова в школе.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности лирики Н.А.Некрасова………………………………………….8

1.1 Жизненный путь Н.А.Некрасова…………………………………….............8

1.2 Художественный метод Н.А.Некрасова……………………………………12

2. Гражданская и любовная лирика Н.А.Некрасова в школе…………………12

2.1 Анализ литературных программ……………………………………………18

2.2 Система уроков по творчеству Н.А.Некрасова……………………………23

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Николай Алексеевич Некрасов занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников — с Тургеневым, Фетом, Тютчевым, Достоевским, Толстым. «При всех личных разногласиях, при всех идейных противоречиях, разделявших Некрасова и этих писателей, все они были участниками единого литературного процесса, служили своим пером народу и находились в многообразной, сложной творческой зависимости друг от друга»1.  Однако в то же время очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.

Некрасов решительно отрекся от породившей его поместной среды, с гневом и проклятием осудил прошлое своего дворянского рода. «Хлеб полей, возделанных рабами, Нейдет мне впрок», — заявил он в стихотворении 1855 г. А в конце жизни он продиктовал слова, в которых высказал ту же мысль: «Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов <...> не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли...»2.

«Существо поэзии Некрасова, расширяя, толкуя, комментируя, можно определить одним словом – «демократизм». Некрасов народный поэт, и в этом смысле поэт национальный, и не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще»3.

Литературно-критическая мысль, посвященная изучению творчества Н.А.Некрасова, в основном, подчеркивает значимость Некрасова как поэта истинно народного, голос которого впервые зазвучал как голос поэта гражданского направления в искусстве. Его знаменитая цитата: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - до сих пор является актуальной в вечном споре поэтов и писателей о том, чему должно быть посвящено искусство, - служению народу или служению прекрасному, то есть «чистому искусству», как заявили о себе современники Некрасова, представители школы «чистого искусства».

Работа Л.И. Васильевой «Особенности изучения творчества Н.А.Некрасова» поможет учителю и старшеклассникам сориентироваться в научных

направлениях современного некрасоведения.

Васильева Л.И. отмечает, в частности, что в критических исследованиях последних лет предпринимались попытки осмыслить творчество Н. А.Некрасова в контексте христианских идей (В.А. Викторович,

M.M. Дунаев, Э.М. Жилякова, В.И. Мельник, Н.Н. Мостовская).

Обнаружился интерес некрасоведов к самым глубинным основаниям творчества поэта: происхождение, родословная, литературное окружение и т. д. (И. А. Едошина, Ю. В. Лебедев, Н. Г. Морозов, В. А. Сапогов, Н. Н. Скатов и др.). Интерес для исследования представляют работы, анализирующие идейно-художественные особенности поэзии Н.А. Некрасова (Б.Я. Бухштаб, М.М. Гин, А.И. Груздев, Б.О. Корман, Н.Н. Пайков, Ф.Я. Прийма, В.Г. Прокшин др.). В постижении феномена поэта, личности и творчества Н.А. Некрасова определяющая роль принадлежит исследованиям Н.Н. Скатова.

Н.Н.Скатов выявляет истоки, причины и сам «механизм» взаимодействия в душе поэта разнонаправленных начал: «Душа имела и тяжелое подспудье и глубокое подполье – и они необязательно раскрывались, но они тоже питали и ум, и проницательность, и понимание, и сочувствие. Вот в них-то все и основывалось… Вся психология Некрасова – человека и поэта – основана, говоря его собственным словом, на посылке к другим»4.

Исследователи сходятся в том, что поэзия Н. А.Некрасова - явление более сложное и многогранное, чем об этом принято думать. В ней не только получала воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или

иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны

человеческого существования вообще. «Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Некрасова давали и дают возможность по-разному «прочитывать» как все его творчество в целом, так и почти каждое некрасовское произведение в отдельности, позволяют выделить самые различные аспекты в их содержании»5. Сама поэзия Н. А.Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени, с реалиями той или иной эпохи.

Как материал для размышления и обсуждения интересны высказывания исследователей творчества Н. А. Некрасова:

«...произведения Н. А.Некрасова «в том числе и его лирика – принципиально новая поэтическая система, открывающая для поэзии еще невиданные демократические ценности» (Л. Я.Гинзбург);

«...Творчеством Некрасова открывается новый этап в развитии русской поэзии. Незабываемая заслуга поэта-гражданина состоит в том, что он первый дал нам правдивое изображение жизни русского крестьянства, самого многочисленного в то время и самого обездоленного класса...» (Ф.Я. Прийма);

«Не всякого большого поэта можно по праву назвать народным, даже если он очень популярен и любим народом. О Некрасове же и не скажешь иначе, как о величайшем народном поэте» (А. А.Илюшин).

По мнению Т.С. Царьковой, Некрасов-художник искал свой метод самовыражения и построения картины русского мира, метод, «не взятый ни у

кого», «своеобразно сочетавший элементы поэтики фольклора и классической литературы, романтизма и реализма».

Выявляя значение творчества Н.А. Некрасова на современном этапе, Н.Н. Пайков подчеркивает, что «Некрасов - явление в нашей жизни и литературе действительно очень сложное, противоречивое, и в то же время очень важное и необходимое...»6.

Современный исследователь В. И. Мельник, осмысливающий творчество Н.А. Некрасова в контексте христианских идей, подчеркивает, что «Пушкин подарил русской поэзии меру художественности и гармонию, а Некрасов - искренность, сострадание и покаянное чувство»7.

Лирика Н.А. Некрасова занимает особое место в школьном литературном образовании. Издавна сложилось традиционное представление о Н. А.Некрасове как о «певце крестьянской доли», «женской судьбы». В то же время поэтическое наследие поэта отличается тематическим и жанровым многообразием. Современным школьникам необходимо знать, что поэзия Некрасова не замыкалась на решении социальных проблем. Его перу принадлежат проникновенные слова любовных признаний, замечательные послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни. В лирике поэта отразились не только все стороны жизни того времени, но и философские раздумья поэта о судьбе народа, своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, переданы его собственные сокровенные чувства и переживания. Произведения Н. А.Некрасова в начале ХХI века звучат не менее актуально, чем в то время, когда они создавались, потому что главными мотивами творчества поэта были такие нравственные понятия, как совесть, сочувствие, сопереживание, сострадание.

Актуальность нашего исследования обусловлена попыткой решения одной из проблем современного школьного литературного образования – поиску новых подходов к изучению классики с использованием современных образовательных технологий. Важно найти в русской классике то, что созвучно нашему времени и волнует современных школьников.

Объектом настоящего исследования является творчество Н.А. Некрасова.

Предмет – гражданская и любовная лирика поэта.

Цель работы - разработать и экспериментально проверить методику системного изучения гражданской и любовной лирики Н. А.Некрасова. Для достижения поставленной цели определим задачи нашего исследования:

  1. Проанализировать критическую, исследовательскую и методическую работу по теме.
  2. Проанализировать действующие программы по литературе.
  3. Разработать конспекты уроков изучения гражданской и любовной лирики Н.А.Некрасова в 10 классе.
  4. Экспериментально проверить эффективность разработанных уроков на практике.

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности лирики  Н.А.Некрасова

1.1 Жизненный путь Н.А.Некрасова

Путь Некрасова и в жизни, и в поэзии был нелегким. Его «университеты» оказались далекими от того, что могла обещать жизнь молодому человеку из дворянской семьи среднего достатка. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губ. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов. В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

С юных лет для него началась трудовая жизнь — жизнь разночинца-бедняка, голодного литератора, столкнувшегося лицом к лицу с неприглядной действительностью. После пяти лет обучения в Ярославской гимназии, отец решит отдать сына в военную школу, однако юноша нарушил родительскую волю и поехал в Петербург, чтобы поступить в университет. Разгневанный отец лишил сына всякой поддержки. «Началась расплата за отказ идти обычным путем, за желание стать писателем»8.

 Впечатления ранних лет в  той или иной мере окрасили  первый период творческой деятельности  Некрасова — период ученичества, начавшийся по сути дела еще  в те дни, когда 16-летний ярославский  гимназист стал записывать первые  свои стихи в домашнюю тетрадку. «Затем последовали годы непрерывного труда над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой— вплоть до середины 40-х гг., когда появились стихи («В дороге» и др.), положившие начало второму и главному периоду творчества Некрасова. В его лирических стихах, поэмах и сатирах нашла выражение историческая эпоха подъема революционно-разночинского движения, крушения феодально-крепостнических устоев, подготовки буржуазно-демократической революции в России, эпоха утверждения личности «нового человека», борца и деятеля, носителя новых эстетических и нравственных идеалов»9. Как поэт и журналист, как редактор лучших русских журналов XIX в. Некрасов почти четыре десятилетия стоял в самом центре сложного переплетения общественных сил своего времени.

Становление Некрасова-поэта в 40-е гг. определяется во многом его связью с кругами петербургской разночинной интеллигенции, с прогрессивной печатью, что вскоре с неизбежностью привело его в кружок «Отечественных записок» и Белинского. Социалистические идеи Белинского нашли в душе Некрасова самый прямой и прочувствованный отклик: горькую долю бедняка он испытал на собственном опыте. Именно теперь поэт преодолевает романтические увлечения юности и выходит в поэзии на новую дорогу, создавая глубоко реалистические стихи. Первое из них — «В дороге» (1845) —вызвало восторженную оценку Белинского. Критик писал, что стихи Некрасова «проникнуты мыслию; это — не стишки к деве и луне: в них много умного, дельного и современного»10.

Литературное и общественное значение Некрасова не исчерпывалось его поэтической деятельностью. На протяжении многих лет Некрасов возглавлял передовые журналы того времени: «Современник», а после его запрещение правительством «Отечественные записки». «Именно Некрасов – редактор и издатель первым открыл и напечатал Достоевского и Льва Толстого, способствовал писательскому становлению Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, а на переломном этапе русской истории в конце 50-х гг. XIX века передал идейное руководство «Современника» в руки Чернышевского и Добролюбова»11.

Как ни сложно было положение передовой литературы и журналистики в годы «мрачного семилетия», Некрасов и в это время не сложил оружия. Он искал путей обхода цензуры, готовил разные материалы для журнала, писал стихи и поддерживал этой кипучей деятельностью дух своих сотрудников, нередко впадавших в уныние. В его стихах, естественно, не могла найти прямого отражения политическая атмосфера того времени, гнет николаевской реакции. Сатира теперь отошла на дальний план, уступив место — ненадолго — другим видам поэтического творчества: любовной лирике («панаевский цикл»), беглым зарисовкам уличной жизни (цикл «На улице»), размышлениям о смысле и назначении собственного творчества12.

Информация о работе Изучение лирики Н. А. Некрасова в школе