Изучение паронимов в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 05:59, реферат

Краткое описание

В 60 – 70-х годах ХХ века в методике обучения русскому языку определился новый раздел – методика изучения лексики и фразеологии. Это было вызвано тем, что требовалось обратить внимание на расширение в методике понятия «развитие речи». В наше время этот раздел методики очень важен для изучения и обновления содержания, так как повышаются требования к хорошей речи, к её роли во взаимодействии личности в обществе, в достижении успехов в профессиональной, общественной, социальной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Методические основы изучения лексикологии в начальной школе
Явление паронимии в русской лексике
ИЗУЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Анализ программ и учебников по русскому языку
«Школа России»
«Гармония»
«Школа 2100»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАРОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение паронимов в начальной школе.docx

— 61.92 Кб (Скачать файл)

В учебнике для 4-го класса, как в первой, так и во второй части, также имеется ряд упражнений, на материале которых можно проводить работу по расширению представлений о паронимах. Здесь также учитель  будет придумывать дополнительные задания, выполняя которые ученики должны будут составлять словосочетания, предложения со словами – паронимами, обращаться к толковому словарю с целью уточнения значения слов – паронимов. Приведём примеры.

На странице 6 (первая часть) в упражнении 2 дано задание: прочитать пословицы, объяснить их значение. Среди пословиц, данных в этом упражнении, есть две со словом «язык»: Что на уме, то и на языке; Язык мой – друг мой. Появляется необходимость вспомнить с учениками, что такое омонимы, почему слова «язык» в содержании этих двух пословиц являются омонимами. А потом предложить дополнительное задание: образовать прилагательное от слова «язык» и составить с этим прилагательным словосочетания с именами существительными «чутьё» и «колбаса» (языково'е чутьё - языко'вая колбаса). Объяснить различие этих слов-паронимов: чутьё языка – колбаса из языка.

На странице 14 в упражнении 15 есть предложение: Соком чистотела лечат заболевания кожи. Уместно задать вопрос: когда мы говорим «кожные», а когда – «кожаные»? (кожные заболевания – кожаные ботинки).

И ещё в учебнике для 4-го класса мы обнаружили упражнения, где уместно провести работу с паронимами: потчевать – почивать, дождевой – дождливый, бережный – бережливый, чу'дный - чудно'й, водный – водяной, искусственный – искусный, ящерка – ящерица – ящур и др.

Подобная работа является основанием для составления словарика паронимов, который ученики будут пополнять всякий раз при встрече с явлением паронимии на уроках. Словарик паронимов может быть результатом проектной деятельности учащихся, результатом специальных исследований, может составляться по ходу знакомства на уроке с встретившимся паронимом в результате выполнения дополнительного задания.

 

Выводы по третьей главе

На материале учебников «Русский язык»  для 3-4 классов УМК «Школа России» мы показали возможности включения в имеющиеся в учебниках упражнения  заданий, направленных на знакомство учеников с паронимами, расширение понятий о паронимах. Эта работа может и должна проводиться при изучении всех разделов русского языка: лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис. Предложенные нами дополнительные задания могут быть использованы студентами во время прохождения педагогической практики и начинающими учителями в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование по проблеме изучения паронимов в начальных классах школы чрезвычайно актуально, так как возрастает требование к коммуникативным умениям, к речевой деятельности человека. Качества речи, её правильность, точность – один из залогов успешности в любой сфере человеческой деятельности.

Возрастание интереса  к паронимам объясняется тем, что ошибки у потреблении паронимов в речи встречаются не только у школьников, но и у взрослых,  образованных людей. Критерием же сформированности речи школьников является умение правильно  понимать лексическое значение слова, знать его лексико-грамматические грамматические свойства, свойства сочетаемости с другими словами, умение правильно и сознательно употреблять слова в своей речи.

Анализ теоретической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что в научной литературе вопрос определения паронимов нельзя считать однозначным. Разными лингвистами даются разные определения паронимов, но общим в этих определениях остаётся то, что это разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и родству корней. Часты причины смешения паронимов, что вызвано семантическими связями словообразовательных суффиксов и префиксов, неразличением стилевой принадлежности паронимов, возможностью синонимического соединения паронимов.

Анализ исследований по вопросу изучения паронимов в начальных классах школы показал, что должного внимания этой проблеме не уделяется. Мы провели анализ программ и учебников по трём УМК: «Школа России», «Гармония», «Школа 2100». Проведённый нами анализ показал, что ни в одной из программ не предусматривается изучение паронимов. Следует отметить, что в учебниках УМК «Школа России» имеются упражнения, в которых обращается внимание учеников на правильное употребление слов-паронимов (без предъявления термина): одеть – надеть. В других упражнениях представляется возможным проведение работы над развитием этого умения.  В УМК «Гармония» также имеются упражнения, где ученики знакомятся с правильным употреблением слов-паронимов в речи (также без предъявления термина), но их значительно меньше, чем в УМК «Школа России». В УМК «Школа 2100» нам не удалось обнаружить подобных заданий и упражнений.

Следовательно, в УМК «Школа России», хотя и не предъявляется ни в программе, ни в учебнике изучение паронимов, но для усвоения практических навыков правильного употребления паронимов в речи дан материал, с которым учитель сможет организовать соответствующую работу.

В третьей главе на материале учебников УМК «Школа России» мы представили методические рекомендации по использованию имеющихся упражнений в целях знакомства учеников с паронимами. Предложенные задания могут использоваться студентами и начинающими учителями на уроках русского языка для практического знакомства учеников с паронимами и правильного употребления их в речи.

Отметим также, что во всех УМК, которые были нами проанализированы, имеются словарики: орфографический, синонимов, антонимов.

Предложенный нами в приложении словарик паронимов может быть составлен учениками в процессе знакомства с паронимами, или в результате их проектной деятельности, или как исследовательская работа.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2005.
  2. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1988. – 191с.
  3. Бельчиков Ю.А., Словарь паронимов русского языка. – М.: Астрель, 2004. – 464с.
  4. Бунеев Е.В., Бунеева Р.Н. Русский язык: программа 1-4 классы. – М.: Баласс, 2014. – 99с.
  5. Бунеев Р.Н. Русский язык. 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
  6. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3. кл.: учебник для общеобразовательных учредений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
  7. Бунеев Р.Н. Русский язык. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
  8. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.
  9. Бычковская Ж.Э., Леонович В.Л. Паронимы в русском языке. Словообразовательный аспект // Русский язык как система и функционирование (к 70-летию филологического факультета). – Ч.2. – Минск, 2009. – С. 9-12.
  10. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 2010. – 347с.
  11. Голуб И.Б. русский язык и культура речи. Уч.пособие для студ.высш.уч.заведений. – М.: Логос, 2003. – 432с.
  12. Дунаев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов // Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 509с.
  13. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.
  14. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.
  15. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.
  16. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1997. – 231с.
  17. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Высшая школа, 1991. – 383с.
  18. Касаткин Л.Л. Русский язык: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений // Под ред. Л.Л.Касаткина. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 768с.
  19. Кислякова Е.В. Русский язык. Программы по УМК «Школа России» 1-4. – М.: Учитель, 2013. – 343с.
  20. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1971. – 346с.
  21. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М.: Высшая школа, 1989. – 216с.
  22. Ласкарева Е.Р. Прогулки по русской лексике. – СПб.: Златоуст, 2010. – 224с.
  23. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 464с.
  24. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  25. Новиков Л.А. Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128с.
  26. Полякова А. Русский язык в начальной школе: 3-4 класс. Методические рекомендации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 80с.
  27. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 114с.
  28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 357с.
  29. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.  Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 832с.
  30. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие. – М.: Флинта,  2012. – 510с.
  31. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Просвещение, 1997. – 320с.
  32. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: программа 1-4 классы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 376с.
  33. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» // Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Академия, 1997. – 383с.
  34. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – 208с.
  35. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – 240с.
  36. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2014.
  37. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – 415с.
  38. Ширшов И.А.  О гнездовом измерении паронимов // Русская речь. – 1995. - №6. – С. 120-129.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Словарик паронимов для учеников начальных классов

  1. Адресат – адресант
  2. Багрец – багрянец
  3. Барыня – барышня
  4. Беглец – бегун – беженец
  5. Бедняк – бедняга – бедный – бедственный
  6. Безделица – бездельница – безделушка
  7. Бездумный – безумный
  8. Безответный – безответственный
  9. Бережливый – бережный
  10. Блестеть – блистать
  11. Блюдо – блюдце
  12. Больше – дольше
  13. Боцман – лоцман
  14. Вбежать – взбежать
  15. Вдеть – вздеть
  16. Вдох – вздох
  17. Весить – вешать
  18. Ветеран – ветеринар
  19. Войти – взойти
  20. Водный – водяной
  21. Вообразить – сообразить
  22. Встать – стать
  23. Высокий – высотный
  24. Горделивый – гордый
  25. Гористый – горный – горний
  26. Грецкий – греческий
  27. Гречанка – гречка
  28. Двор – дворец
  29. Деловитый – деловой – дельный
  30. Дерзать – дерзить
  31. Днище – дно
  32. Добротный – добрый
  33. Доверительный – доверчивый
  34. Дружеский – дружественный – дружный
  35. Еловый – ёлочный
  36. Жар – жара
  37. Жестокий – жёсткий
  38. Заменить – изменить
  39. Занавес – занавеска – занавесь
  40. Запасливый – запасный
  41. Зарница – заря
  42. Звериный – зверский
  43. Злобный – злостный – злой
  44. Зубы – зубья
  45. Искусный – искусственный
  46. Каменистый – каменный
  47. Китайка – китаянка
  48. Кожаный – кожный
  49. Командированный – командировочный
  50. Конфета – конфетти
  51. Коптеть – коптить
  52. Красивый – красочный
  53. Ледовый – ледяной
  54. Лесник – лесничий
  55. Листы – листья
  56. Лохматый – мохнатый
  57. Мелкий – мелочной – мелочный
  58. Наверно – наверное – наверняка
  59. Надеть – одеть
  60. Невежда – невежа
  61. Невинный – невиновный
  62. Непонятный – непонятливый
  63. Оба (обоих) – обе (обеих)
  64. Обаяние – обоняние
  65. Обвесить – обвешать
  66. Обидный – обидчивый
  67. Обсуждать – осуждать
  68. Оговорка – отговорка
  69. Описка – отписка
  70. Осиновый – осиный
  71. Отечество – отчество
  72. Певческий – певчий
  73. Перемирие – примирение
  74. Подпись – роспись
  75. Понятливый – понятный
  76. Поступок – проступок
  77. Праздничный – праздный
  78. Приветливый – приветственный
  79. Различные - разные
  80. Рассвет – расцвет
  81. Соседний – соседский
  82. Сытный - сытый
  83. Текст – тест
  84. Уважать – уважить
  85. Увлекательный – увлечённый
  86. Цветастый – цветистый – цветной
  87. Человечный – человеческий
  88. Черепаховый – черепаший
  89. Чудной – чудный
  90. Ширина – широта
  91. Экскаватор – эскалатор
  92. Эффектный – эффективный
  93. Яблоневый - яблочный

 

 


Информация о работе Изучение паронимов в начальной школе