Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 05:59, реферат
Краткое описание
В 60 – 70-х годах ХХ века в методике обучения русскому языку определился новый раздел – методика изучения лексики и фразеологии. Это было вызвано тем, что требовалось обратить внимание на расширение в методике понятия «развитие речи». В наше время этот раздел методики очень важен для изучения и обновления содержания, так как повышаются требования к хорошей речи, к её роли во взаимодействии личности в обществе, в достижении успехов в профессиональной, общественной, социальной деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Методические основы изучения лексикологии в начальной школе Явление паронимии в русской лексике ИЗУЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Анализ программ и учебников по русскому языку «Школа России» «Гармония» «Школа 2100» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАРОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В учебнике для 4-го класса, как
в первой, так и во второй части, также
имеется ряд упражнений, на материале
которых можно проводить работу по расширению
представлений о паронимах. Здесь также
учитель будет придумывать дополнительные
задания, выполняя которые ученики должны
будут составлять словосочетания, предложения
со словами – паронимами, обращаться к
толковому словарю с целью уточнения значения
слов – паронимов. Приведём примеры.
На странице 6 (первая часть)
в упражнении 2 дано задание: прочитать
пословицы, объяснить их значение. Среди
пословиц, данных в этом упражнении, есть
две со словом «язык»: Что на уме, то и на
языке; Язык мой – друг мой. Появляется
необходимость вспомнить с учениками,
что такое омонимы, почему слова «язык»
в содержании этих двух пословиц являются
омонимами. А потом предложить дополнительное
задание: образовать прилагательное от
слова «язык» и составить с этим прилагательным
словосочетания с именами существительными
«чутьё» и «колбаса» (языково'е чутьё -
языко'вая колбаса). Объяснить различие
этих слов-паронимов: чутьё языка – колбаса
из языка.
На странице 14 в упражнении
15 есть предложение: Соком чистотела лечат
заболевания кожи. Уместно задать вопрос:
когда мы говорим «кожные», а когда – «кожаные»?
(кожные заболевания – кожаные ботинки).
И ещё в учебнике для 4-го класса
мы обнаружили упражнения, где уместно
провести работу с паронимами: потчевать
– почивать, дождевой – дождливый, бережный
– бережливый, чу'дный - чудно'й, водный
– водяной, искусственный – искусный,
ящерка – ящерица – ящур и др.
Подобная работа является основанием
для составления словарика паронимов,
который ученики будут пополнять всякий
раз при встрече с явлением паронимии
на уроках. Словарик паронимов может быть
результатом проектной деятельности учащихся,
результатом специальных исследований,
может составляться по ходу знакомства
на уроке с встретившимся паронимом в
результате выполнения дополнительного
задания.
Выводы по третьей
главе
На материале учебников «Русский
язык» для 3-4 классов УМК «Школа России»
мы показали возможности включения в имеющиеся
в учебниках упражнения заданий, направленных
на знакомство учеников с паронимами,
расширение понятий о паронимах. Эта работа
может и должна проводиться при изучении
всех разделов русского языка: лексика,
морфемика и словообразование, морфология,
синтаксис. Предложенные нами дополнительные
задания могут быть использованы студентами
во время прохождения педагогической
практики и начинающими учителями в работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование по проблеме изучения
паронимов в начальных классах школы чрезвычайно
актуально, так как возрастает требование
к коммуникативным умениям, к речевой
деятельности человека. Качества речи,
её правильность, точность – один из залогов
успешности в любой сфере человеческой
деятельности.
Возрастание интереса к
паронимам объясняется тем, что ошибки
у потреблении паронимов в речи встречаются
не только у школьников, но и у взрослых,
образованных людей. Критерием же сформированности
речи школьников является умение правильно
понимать лексическое значение слова,
знать его лексико-грамматические грамматические
свойства, свойства сочетаемости с другими
словами, умение правильно и сознательно
употреблять слова в своей речи.
Анализ теоретической и методической
литературы по исследуемой проблеме показал,
что в научной литературе вопрос определения
паронимов нельзя считать однозначным.
Разными лингвистами даются разные определения
паронимов, но общим в этих определениях
остаётся то, что это разные по значению
слова, сходные по произношению, лексико-грамматической
принадлежности и родству корней. Часты
причины смешения паронимов, что вызвано
семантическими связями словообразовательных
суффиксов и префиксов, неразличением
стилевой принадлежности паронимов, возможностью
синонимического соединения паронимов.
Анализ исследований по вопросу
изучения паронимов в начальных классах
школы показал, что должного внимания
этой проблеме не уделяется. Мы провели
анализ программ и учебников по трём УМК:
«Школа России», «Гармония», «Школа 2100».
Проведённый нами анализ показал, что
ни в одной из программ не предусматривается
изучение паронимов. Следует отметить,
что в учебниках УМК «Школа России» имеются
упражнения, в которых обращается внимание
учеников на правильное употребление
слов-паронимов (без предъявления термина):
одеть – надеть. В других упражнениях
представляется возможным проведение
работы над развитием этого умения.
В УМК «Гармония» также имеются упражнения,
где ученики знакомятся с правильным употреблением
слов-паронимов в речи (также без предъявления
термина), но их значительно меньше, чем
в УМК «Школа России». В УМК «Школа 2100»
нам не удалось обнаружить подобных заданий
и упражнений.
Следовательно, в УМК «Школа
России», хотя и не предъявляется ни в
программе, ни в учебнике изучение паронимов,
но для усвоения практических навыков
правильного употребления паронимов в
речи дан материал, с которым учитель сможет
организовать соответствующую работу.
В третьей главе на материале
учебников УМК «Школа России» мы представили
методические рекомендации по использованию
имеющихся упражнений в целях знакомства
учеников с паронимами. Предложенные задания
могут использоваться студентами и начинающими
учителями на уроках русского языка для
практического знакомства учеников с
паронимами и правильного употребления
их в речи.
Отметим также, что во всех УМК,
которые были нами проанализированы, имеются
словарики: орфографический, синонимов,
антонимов.
Предложенный нами в приложении
словарик паронимов может быть составлен
учениками в процессе знакомства с паронимами,
или в результате их проектной деятельности,
или как исследовательская работа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Ахманова О.С. Словарь лингвистических
терминов. – М.: КомКнига, 2005.
Баранов М.Т. Методика лексики
и фразеологии на уроках русского языка:
Пособие для учителя. – М: Просвещение,
1988. – 191с.
Бельчиков Ю.А., Словарь паронимов русского языка. – М.: Астрель, 2004. – 464с.
Бунеев Е.В., Бунеева Р.Н. Русский язык: программа 1-4 классы. – М.: Баласс, 2014. – 99с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
Бунеев Р.Н. Русский язык. 3. кл.: учебник для общеобразовательных учредений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
Бунеев Р.Н. Русский язык. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Изд-во «Школьный дом», 2013.
Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.
Бычковская Ж.Э., Леонович В.Л. Паронимы в русском языке. Словообразовательный аспект // Русский язык как система и функционирование (к 70-летию филологического факультета). – Ч.2. – Минск, 2009. – С. 9-12.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 2010. – 347с.
Голуб И.Б. русский язык и культура
речи. Уч.пособие для студ.высш.уч.заведений. – М.: Логос, 2003. – 432с.
Дунаев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов // Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,
2002. – 509с.
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.
1 и 2. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2013.
Капинос В.И. Культура речи //
Методика развития речи на уроках русского
языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1997. – 231с.
Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник
по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Высшая школа, 1991. – 383с.
Касаткин Л.Л. Русский язык:
Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений // Под ред. Л.Л.Касаткина. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 768с.
Кислякова Е.В. Русский язык.
Программы по УМК «Школа России» 1-4. – М.: Учитель, 2013. – 343с.
Колесников Н.П. Словарь паронимов
русского языка. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского
университета, 1971. – 346с.
Кузнецова Э.В. Лексикология
русского языка. – М.: Высшая школа, 1989. – 216с.
Ласкарева Е.Р. Прогулки по русской
лексике. – СПб.: Златоуст, 2010. – 224с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 464с.
Львов М.Р. Методика развития
речи младших школьников. – М.: Просвещение,
1985. – 176с.
Новиков Л.А. Искусство слова.
– М.: Педагогика, 1982. – 128с.
Полякова А. Русский язык в начальной
школе: 3-4 класс. Методические рекомендации:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2004. – 80с.
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите
по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс,
2007. – 114с.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.
Словарь-справочник лингвистических терминов:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1985. – 357с.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.
Словарь трудностей русского языка. –
М.: Айрис-пресс, 2009. – 832с.
Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 510с.
Солнцев В.М. Язык как системно-структурное
образование. – М.: Просвещение, 1997. – 320с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: программа 1-4 классы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 376с.
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» // Под ред. М.С.Соловейчик.
– М.: Академия, 1997. – 383с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – 208с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – 240с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2014.
Фомина М.И. Современный русский
язык. Лексикология. Учебник. – М.: Высшая
школа, 2001. – 415с.
Ширшов И.А. О гнездовом измерении паронимов // Русская речь. – 1995. - №6. – С. 120-129.