Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:33, реферат
На сегодняшний день явление имморализма – одна из наиболее актуальных проблем мирового искусства. Особенно яркое воплощение данного феномена можно наблюдать в литературе. Несмотря на то, что традиции имморализма возникли и были реализованы в зарубежной литературе (на него опирается «Философия в будуаре» маркиза де Сада, оно лежит в основе творчества Бодлера и Лотреамона, продолжается эпатажными опытами Готфрида Бенна, Жана Жене, Патрика Зюскинда и др.), в начале XX века эти традиции оказываются востребованными и в русской прозе.
Введение
Вопрос 1. Биография
Вопрос 2. Направления и периоды философии
2.1 Три основных периода
2. 2 Иррационализм и его основные мотивы
2. 3 «Так говорил Заратустра»
Вопрос 3. Имморализм Ф. Ницше
3. 1 Концепция имморализма
3. 2 Три доказательства имморализма
3. 3 Программа переоценки всех ценностей
Заключение
Описанный Ф. Энгельсом строй господствовал в начале железного века не только на обширных территориях варварской периферии, окружавших старые государства, возникшие в бронзовом веке. Он в значительной части захлестнул и территорию этих древних государств. Масса мелких полугосударств, полуродовых общин боролась между собой повсюду. Сокровищницы могущественных парей были разграблены, сборщики налогов уничтожены, социальные отношения повсеместно упростились.
Но этот видимый исторический регресс был лишь необходимым откатом перед новым наступлением классового общества, которое вскоре не только отвоевало временно утраченные территории, но и распространилось далеко в глубь бывших варварских земель. Этот исторически прогрессивный процесс на практике осуществлялся в очень мучительной, кровавой форме. Чтобы заново приучить народные массы на территориях старых государств к жесткой дисциплине классового общества, а тем более чтобы подчинить такой дисциплине свободных варваров, никогда ее не знавших, нужна была сила. несоизмеримая с силой старых государств бронзового века. Поэтому по прошествии трех-четырех веков после начала „железной революции" в трех основных регионах Старого Света - на Переднем Востоке, в Индии и в Китае - возникают государства нового типа - империи, организации достаточно мощные, чтобы решить поставленные временем задачи'. Но эти изменения в политической сфере не могли стать прочными, пока не произошел еще один переворот, подготовленный „железной революцией", - переворот в области идеологии.
Необходимость такого переворота отчетливо проявилась в судьбе Ассирии, первого в мировой истории государства имперского типа. В IX—VIII вв. до н. з. Ассирия, опираясь на грубое насилие, объединила под своей властью большую часть Передневосточного региона (включая и Западный Иран). Ее правители, однако, не смогли создать никакого идейного обоснования своей власти, доступного пониманию покоренных пародов. Каждая страна, каждая область имела свою религию, своих локальных богов. Боги Ассирии почитались только на ее коренной территории. Время поставило задачу: заменить локальные религии религией универсальной, которая апеллировала бы в принципе ко всем людям, независимо от их этнической принадлежности, происхождения и социального положения. Но в Ассирии данная задача не была решена. И это послужило одной из причин относительной недолговечности империи. Покоренные «кровавой Ассирией» народы поднялись и свергли ее ярмо.
В конце VII в. до н. э. на развалинах Ассирии образовались два больших государства - Мидия и Вавилония. А в середине VI в. до н. э. оба они были поглощены Персией, власть которой распространилась на весь Передневосточный регион.
Кир II (558-529 гг. до н. э.) -основатель Персидской державы (которую также называют Ахеменидской по имени правившей в пей династии) на первых порах также не имел в своем распоряжении универсальной религии. Но в отличие от ассирийских правителей он прекрасно понимал значение идеологии в деле управления империей. Кир объявил себя покровителем всех религий, существовавших в его державе, и даже оказывал материальную помощь разным религиозным общинам.
Политика религиозной терпимости в соединении с известным снижением норм эксплуатации, упорядочением сбора налогов, ликвидацией внутренних войн и охраной торговых путей поставила власть Персидской державы на довольно прочное основание. Однако потребность единой религии для единого государства продолжала стоять в повестке дня.
В связи с этим, по-видимому, уже в конце правления Кира либо при его преемнике Камбизе персидские правители обращают внимание на существовавшую в восточной части Персидской державы по крайней мере уже несколько десятилетий религию нового типа - зороастризм.
Новая религия возникла в УП-У1 вв. до п. з. на северо-восточной окраине Переднего Востока. В этом проявилась определенная закономерность: буддизм возник на периферии Индии, близ границ современного Непала. христианство - на периферии Римской империи, ислам - на южной периферии того же Передневосточного региона. Старая, отживающая для данного этапа истории религия обычно слишком прочно держится в центрах и подавляет здесь зародыши новых идеологий.
Областью возникновения зороастризма стала контактная зона между миром кочевников, занимавших степи нынешнего Казахстана и севера Средней Азии, и миром оседлых земледельцев и скотоводов на юге Средней Азии и на территории современного Ирана и Афганистане.
Оседлые земледельцы были потомками ираноязычных конных воинов, которые сравнительно незадолго до появления зороастризма пришли из восточноевропейских степей. Они называли себя ариями, а свою страну — Ариана (отсюда произошло название Иран). Кочевники, которые атаковали их едва сложившуюся цивилизацию с севера, были выходцами из тех же степей. Греки называли этих кочевников скифами, ахеменидские персы - саками, а оседлые жители Восточного Ирана и юга Средней Азии -тура (древний эпос о бесконечных войнах Ирана с Тураном - землей тура — дошел до нас в изложении великого иранского поэта Х в. Фирдоуси). Существует мнение, что Заратуштра тоже был тура, который покинул свою родину и перебрался в Иран, после того как его проповедь не нашла отклика в кочевой среде. На иранском языке имя Заратуштра означает «обладающий старым (или желтым) верблюдом» и характерно для кочевых скотоводов.
В исторической литературе долгое время существовало мнение, что Заратуштра - это лишь собирательный образ, что такого человека в действительности не существовало. Однако пристальный анализ зороастрийских текстов говорит о другом.
В Гатах, стихотворных проповедях, по мнению подавляющего большинства ученых, созданных самим Заратуштрой) можно найти некоторые сведения о реальной жизни этого человека. Так, в одном месте Заратуштра жалуется на свою бедность. Из других мест становится очевидным, что он имел семью, дочерей, зятьев. Перед нами эпизоды жизни человека, который много выстрадал и боролся в конкретной социальной среде. Яркая индивидуальность Заратуиттры, его несомненная талантливость проявляются в богатых образами стихах Гат. Пророк глубоко страдал от непонимания и вражды окружающих его людей:
«В какую землю бежать, куда бежать я пойду? Удаляют меня от воинов и жрецов. Не утешает меня община, Не принимают приверженные друджам тираны в стране».
В Гатах Заратуштра не совершает ни чудес, ни сверхъестественных подвигов, - все это ему было приписано только в поздних книгах зороастризма.
Согласно преданию, Заратуштра проповедовал за 258 лет до Александра Македонского. Советский востоковед И.М.Дьяконов считает, что в предании просто имелось в виду, что Заратуштра жил примерно за 10 поколений до македонского завоевателя (42 года - возраст Заратуштры, когда он достиг успеха, плюс 258 лет, что дает круглую цифру 300 лет). Иными словами, Заратуштра жил в VII в. до н. з.
Религия Заратуштры выросла из индоиранской племенной религии. Во главе индоиранского пантеона стояли два бога — Варуна и Митра. Варуна был в этой паре тем, кто карал нарушителей норм поведения в обществе. Митра же стоял ближе к людям, он был богом договора и дружбы между людьми. При распаде индоиранской общности у индийцев Варуна сохранил свое имя, а у иранцев стал почитаться под именем-эпитетом Ахурамазда (мудрый господь).
Заратуштра, отбросив всех остальных богов, сделал Ахурамазду единственным богом, создателем Вселенной и всех живых существ, духов, людей и животных, которым этот бог предоставил свободный выбор между добром и злом, правдой и ложью. Необходимо отметить, что здесь впервые в истории идеологии (хотя и в религиозной форме) была поставлена проблема социального зла. Религии бронзового века знали и добрых и злых богов. Последних надо было ублаготворять жертвоприношениями, чтобы они не навредили еще больше. Добрым, само собой, тоже приносили жертвы, чтобы получать от них больше добра. Но идеи вселенского добра или зла еще не существовало. Люди в древнеклассовых обществах покорялись судьбе, не пытаясь ее изменить. Заратуштра заявил о возможности борьбы с социальным злом, в которой каждый, и дух и человек, должен сделать свой выбор.
Согласно Заратуштре, первыми сделали этот выбор два непосредственно стоящих ниже Ахурамазды могучих духа - близнецы Спэнта-Майнью и Ангро-Майнью, а за ними последовали все остальные.
Заратуштра в Гатах говорит: «Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый (Спэнта-Майнью. - Э. Б.) сказал злому (Агро-Майнью. - Э. Б.)-. «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля, ни убежденья, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души»... Из этих двух духов дух Друджа (лжи, беспорядка. -Э. Б.) выбрал дело зла, Арту же (правду, порядок. -Э. Б.) выбрал святейший дух, носящий небесную твердь как одежду, и тех, кто правильными делами ублаготворяет Ахурамаз-ду... Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной - в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие».
В этой вселенской борьбе добра и зла на стороне добра выступают шесть Амэша Спэнта («бессмертные святые»), абстрактные сущности ипостаси бога, созданные Заратуштрой взамен упраздненных младших богов. Исследователи их иногда называют архангелами. Это - Воху Мана (добрая мысль), Арта (правда), Хшатра Варья (лучшая власть), Спэнта Арамати (святой мир), Харватат (целостность, т. е. здоровье) и Амэрэтат (бессмертие). Эти шесть сущностей считались соответственно покровителями скота, огня, металла, земли, воды и растений. На стороне зла выступают шесть зловредных сущностей. Например, Аки Мана (злая мысль). Заратуштра создал также посредника между святым духом, любимцем Ахурамазды, и людьми еще одну абстрактную сущность, Срауша (послушание, дисциплина). Ему противостоит Айшма (разнузданность, гнев).
На стороне зла выступает также целый легион дайвов (или дэвов). Судя по именам некоторых из них, это древние иранские боги (Индра, Нанхатья), разжалованные Заратуштрой в демоны.
Все люди, по Заратуштре, добровольно делают выбор между лагерем добра и лагерем зла. В этой свободе морального выбора отразилось раскрепощение личности, характерное для моментов исторического перелома, перехода от одного уклада жизни к другому.
В чем же заключалась правда, т. е. правильный образ жизни, по Заратуштре? В мирном труде. Заратуштра учил, что благоволения над природных сил в этой жизни и счастливой жизни за гробом нельзя достигнуть обильными жертвоприношениями.
Более того, истребление скота ради жертвоприношений преступно. „Из всего, что создано Ахурамаздой, — говорит Заратуштра, -на первое место поставлен скот... Славословить Ахурамазду и давать корм скоту — это мы считаем самым лучшим". В более поздней книге Авесты – «Вендидат» («Закон против дайвов») говорится: «Когда хлеб взращивается, тогда дайвов бросает в пот; когда провеянное зерно приготовляется, тогда дайвы обессиливают; когда мука приготовляется, тогда дайвы вопят... Всегда да будет иметься в доме мучная пища, для того, чтобы поражать дайвов, — в пасти у них станет очень горячо из-за нее, и их увидят обращающимися в бегство». Таких гимнов труду нельзя, пожалуй, найти ни в одной другой религии.
Между тем обстановка в обществе, в котором жил и проповедовал Заратуштра, отнюдь не благоприятствовала мирному труду. Высшей доблестью в нем считался не труд, а удачливость в военных набегах. Добыча, захваченная при набеге (в основном это был скот), потреблялась в бесконечных пирах, так красочно описанных в эпических песнях многих народов. Так как все захваченное сразу съесть было невозможно, князья — их называли восточноиранским словом «кави» (певец, прорицатель) - щедрой рукой приносили скот и другие богатства в жертву богам. Ведь князья совмещали функции военных вождей и священнослужителей. Бережливость в этом обществе считалась большим пороком. Кави, даже если бы хотели, не могли проявлять скупость, так как воины, которыми являлись практически все мужчины племени, требовали немедленного раздела всей добычи.
Эти нравы, особенно устойчивые у кочевых народов, широко распространились и среди оседлых народов юга Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана. Здесь существовала масса мелких государств, которые постоянно вели войну не только с кочевниками, но и друг с другом. Изредка они объединялись в более крупные государственные образования (обычно благодаря завоеванию их кочевниками, пришедшими с севера). Но эти объединения были нестойкими и быстро распадались на составные элементы.
Колоссальное разрушение производительных сил в результате постоянных войн вело к общему обнищанию населения. Рядовые труженики не были уверены в завтрашнем дне. В любой момент очередной набег враждебного племени или просто налет разбойничьей банды мог лишить их последнего достояния.
Строй военной демократии явно переживал кризис. И здесь, как всегда в переломные моменты истории, резко повышается роль идеологии, которая создает новую программу действий. Время требовало пророка, и таким пророком стал Заратуштра.
Мирный труд, накопление богатств, бережливость и твердая власть, которая охраняет эти ценности, — вот содержание Арты (правды, порядка) Заратуштры. Сторонники же военно-демократической морали для него - приверженцы Друджа (лжи, беспорядка). «От века существуют установления о пастушеской жизни, которые никто не должен нарушать, — говорит Заратуштра. — Нарушители этих установлений - карапаны (буквально — алчные, хищники — презрительное название жрецов традиционного культа, требовавшего массовых жертвоприношений. - Э. Б.) да будут ввергнуты в жилище Друджа... Поклонники дайвов стали злейшими врагами мирных скотоводов. Они говорят с поношениями о скоте и о Солнце, опустошают пастбища и поднимают оружие против людей Арты. Они не находят себе жизни без насилия над мирным пастухом, хотя тот не делает никакого зла ни скоту, ни людям. Нищету и разорение несут они дому, и селению, и области, и стране. С ними надо бороться силой оружия».