Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3) В трехлитровой банке
с помощью резиновой трубки
попробуем устроить «ветер» (
4) Устроим игрушечный
огород на листе бумаги. Обсудим
вопросы: «Можно ли из песка
сделать грядки, а из глины,
а из смеси глины и песка?».
«О каком веществе можно
5) Намочим песок и глину,
слепим из того и другого
вещества фигурки. Подождем, пока
они высохнут. Обсудим вопросы:
«Из какого вещества легче
лепить?», «Какие новые
Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт — небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить. В учебнике и рабочих тетрадях учитель встретит указания на проведение опытов с водой, песком, глиной, почвой, различными веществами, которые растворяются (не растворяются) в воде.
Очень эффективны различные виды практических и самостоятельных работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними .
Например, при изучении условий
произрастания растений учитель
предлагает детям провести такой
эксперимент: сравнить сроки появления
всходов и их характеристики при
трех разных условиях: семена предварительно
замачиваются; семена замачиваются в
специальном питательном
Дата посева |
Дата появления всходов |
Даты появления третьего, четвертого листа |
Дата появления цветочного бутона | |
Посев сухих семян |
||||
Посев замоченных семян |
||||
Посев семян, замоченных в питательном Растворе |
По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Если позволяют условия, целесообразно проводить наблюдения за растениями в условиях теплицы.
Самостоятельная работа обучающегося
может быть разной. В 4-м классе
по теме «Где и как жили рыцари»
можно провести самостоятельную
работу с географической картой. Цель
урока: в ходе рассуждений вывести
детей на определение природных
условий в средневековой
Эта самостоятельная работа научит детей работать с географической картй. Ребята на карте самостоятельно находят места и отвечают на вопрос. Эту работу можно провести и в начале урока, и в конце.
Также самостоятельную работу в 4-м классе по теме «Мышцы и движение» можно провести Блиц-опрос. Учащиеся работают с учебником и энциклопедиями.
Тема урока: «Как человек использует свойства воды». Учащиеся смостоятельно
Ф.И. ______________________________
Перечисли известные тебе свойства воды:
Сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды – это _____________
На чём основана работа фонтанов и водопровода? _____________________
Подчеркни названия веществ , нерастворимых в воде: стекло, уксус, мыло, акварельные краски, снег, асфальт, древесные опилки, карамель, каменная соль, мёд, железо, пластилин, стиральный порошок, сода.
У тебя три предмета: камень, гвоздь, деревянный брусок. Какой предмет окажется на поверхности воды, если их опустить в аквариум с водой? (подчеркни)
Какое свойство воды используется в гидравлическом прессе, домкрате, паровом двигателе?
Назовите три состояния
воды: ______________________________
Таким образом, самостоятельная работа может быть с разными заданиями. Организация и проведение зависит от учителя.
2.3. Результаты экспериментальной работы
После проведения во время
педагогической практики самостоятельных
работ по предмету «Окружающий мир»,
провели экспериментальную
Результаты экспериментальной работы во 2-м классе. Во 2-м классе была проведена самостоятельная работа по теме: «Мир глазами историка», по ходу которого учащиеся должны были найти нужный источник и выбрать правильный ответ. Всего вопросов – 10.
Таблица 1.
Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию
во 2-м классе (результаты контрольного этапа):
1. |
Результаты |
Количество детей |
% от общего количества детей в классе |
1. |
«сразу нашел нужный источник», |
9 (5 девочек, 2 мальчика) |
64% |
2. |
«долго искал и нашел источник» |
5 (4 мальчика и 3 девочки) |
36% |
3. |
«не нашел». |
0 |
0 |
Диаграмма, показывает, что после проведения нескольких самостоятельных работ, учащиеся научились самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках.
Изменения можно посмотреть в сравнительной гистограмме.
Гистограмма
После проведения ряда самостоятельных работ, как показывает сравнительный анализ, ребята научились самостоятельно работать с разными источниками, находить нужную информацию.
После проведения экспериментальной работы выпускники научились самостоятельно работать с источниками, находить нужную информацию. Это показывает результаты работы.
Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию во 4-м классе после проведения эксперимент:
1. |
Результаты |
Количество детей |
% от общего количества детей в классе |
1. |
«сразу нашел нужный источник», |
10 |
60% |
2. |
«долго искал и нашел источник» |
6 |
35% |
3. |
«не нашел». |
1 |
5% |
Сравнительный анализ проверки умения учащихся работать самостоятельно с книгами. Как показывает гистограмма, количество учащихся, которые в работе не умеют находит нужный источник, уменьшился. Если до проведения экспериментальной работы не нашли нужный источник 5 учащихся, то после проведения эксперимента не нашел только 1 ученик.
Уровень успешности выполнения самостоятельной работы учащихся
4-го класса
Уровень успешности |
Отметка |
Пояснения |
Не достигнут необходимый уровень |
«2» - неудовлетворительно. |
Не решена типовая, много раз отработанная задача |
1.Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания |
«3» - удовлетворительно 1 ученик. |
Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения)е |
«4» - хорошо 3 учащихся. |
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
2.Программный уровень
– решение нестандартной
- либо новые, получаемые в данный момент знания;
- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
|
«4+» - приближается к «отлично» соответствует знаниям 3 учащихся |
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). |
«5» - отлично |
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
Третий уровень – особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи |
||
3. Максимальный уровень
– решение задачи на
- либо самостоятельно
добытых, не полученных на
- либо новых, самостоятельно приобретённых умений
|
«5» - превосходно соответствует знаниям 10 учащихся. |
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). |
«5» и «5» - превосходно |
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) |
Выводы по II главе
В результате исследования пришли к такому выводу:
Заключение
Согласно научным
Весь процесс социализации
ребенка направлен на овладение
культурой самостоятельной