Использование зрительных опор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Жанны провер - копия.docx

— 289.37 Кб (Скачать файл)

3) В трехлитровой банке  с помощью резиновой трубки  попробуем устроить «ветер» (опыт  демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит  с песчинками, движутся ли кусочки  глины так же быстро?

4) Устроим игрушечный  огород на листе бумаги. Обсудим  вопросы: «Можно ли из песка  сделать грядки, а из глины,  а из смеси глины и песка?».  «О каком веществе можно сказать  «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее  забирает воду: песок или глина?  Почему?», «В какое вещество  легче «посадить» растение? Почему?»,  «Почему человек, сажая в землю  растение, поливает его?».

5) Намочим песок и глину,  слепим из того и другого  вещества фигурки. Подождем, пока  они высохнут. Обсудим вопросы:  «Из какого вещества легче  лепить?», «Какие новые свойства  приобретает изделие после высыхания?».

Участие или самостоятельное  проведение элементарной опытной и  экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для  младших школьников любой опыт —  небольшой эксперимент, потому что  в большинстве случаев они  не знают, какой результат могут  получить. В учебнике и рабочих  тетрадях учитель встретит указания на проведение опытов с водой, песком, глиной, почвой, различными веществами, которые растворяются (не растворяются) в воде.

Очень эффективны различные  виды практических и самостоятельных  работ в уголке природы: посев  и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними .

Например, при изучении условий  произрастания растений учитель  предлагает детям провести такой  эксперимент: сравнить сроки появления  всходов и их характеристики при  трех разных условиях: семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в  специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом  обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если...»  В данном случае учитель предлагает предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить  таблицу для наблюдения:

 

Дата посева

Дата

появления всходов

Даты

появления третьего, четвертого листа

Дата

появления

цветочного

бутона

Посев сухих семян

       

Посев

замоченных семян

       

Посев семян, замоченных в питательном Растворе

       

По ходу эксперимента и  по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Если позволяют условия, целесообразно проводить наблюдения за растениями в условиях теплицы.

Самостоятельная работа обучающегося может быть разной.  В 4-м классе по теме «Где и как жили рыцари»  можно провести самостоятельную  работу с географической картой. Цель урока: в ходе рассуждений вывести  детей на определение природных  условий в средневековой Европе, особенностей средневекового общества. Во время урока можно раздать  географические карты с таким  заданием: «Давайте обратимся к карте  и посмотрим, откуда пришли рыцари. В соседстве с какими странами Западной Европы жили наши предки?».Зданиями могут быть такие вопросы:

  1. Какие океаны и моря окружают Западную Европу.
  2. Напишите крупные острова и полуострова.
  3. Найдите на карте крупные низменности и высокие горы. Охарактеризуйте рельеф.
  4. Какие крупные реки есть?
  5. Как влияет на климат Западной Европы близость Атлантического океана и течение Гольфстрим?

Эта самостоятельная работа научит детей работать с географической картй. Ребята на карте самостоятельно находят места и отвечают на вопрос. Эту работу можно провести и в  начале урока, и в конце.

Также самостоятельную работу в 4-м классе по теме «Мышцы и движение»  можно провести Блиц-опрос. Учащиеся работают с учебником и энциклопедиями.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды». Учащиеся смостоятельно

 

Ф.И. _________________________________                Дата:

 

Перечисли известные тебе свойства воды:

Сила направлена вверх  и равна весу вытесненной воды – это _____________

На чём основана работа фонтанов и водопровода? _____________________

Подчеркни названия веществ , нерастворимых в воде: стекло, уксус, мыло, акварельные краски, снег, асфальт, древесные опилки, карамель, каменная соль, мёд, железо, пластилин, стиральный порошок, сода.

У тебя три предмета: камень, гвоздь, деревянный брусок. Какой предмет  окажется на поверхности воды, если их опустить в аквариум с водой? (подчеркни)

Какое свойство воды используется в гидравлическом прессе, домкрате, паровом двигателе?

Назовите три состояния  воды: _______________________________________

  Таким образом, самостоятельная работа может быть с разными заданиями. Организация и проведение зависит от учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты экспериментальной работы

После проведения во время  педагогической практики самостоятельных  работ по предмету «Окружающий мир», провели экспериментальную работу во всех трех классах.

Результаты экспериментальной  работы во 2-м классе. Во 2-м классе была  проведена самостоятельная  работа по теме: «Мир глазами историка», по ходу которого учащиеся должны были найти нужный источник и выбрать  правильный ответ. Всего вопросов – 10.

Таблица 1.

Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию

 во 2-м классе (результаты  контрольного этапа):

1.

Результаты

Количество детей

% от общего количества  детей в классе

1.

«сразу нашел нужный источник»,

9  (5 девочек, 2 мальчика)

64%

2.

«долго искал и нашел  источник»

5 (4 мальчика и 3 девочки)

36%

3.

«не нашел».

0

0


 

 

 

Диаграмма, показывает, что  после проведения нескольких самостоятельных  работ, учащиеся научились самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках.

Изменения можно посмотреть в сравнительной гистограмме.

Гистограмма

 

 

После проведения ряда самостоятельных  работ, как показывает сравнительный  анализ, ребята научились самостоятельно работать с разными источниками, находить нужную информацию.

После проведения экспериментальной  работы выпускники научились самостоятельно работать с источниками, находить нужную информацию. Это показывает результаты работы.

 

Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию во 4-м классе после проведения эксперимент:

1.

Результаты

Количество детей

% от общего количества  детей в классе

1.

«сразу нашел нужный источник»,

10

60%

2.

«долго искал и нашел  источник»

6

35%

3.

«не нашел».

1

5%


 

Сравнительный анализ проверки умения учащихся работать самостоятельно с книгами. Как показывает гистограмма, количество учащихся, которые в работе не умеют находит нужный источник, уменьшился. Если до проведения экспериментальной  работы не нашли нужный источник 5 учащихся, то после проведения эксперимента не нашел только 1 ученик.

 

 

Уровень успешности выполнения самостоятельной работы учащихся

4-го класса

Уровень успешности 

Отметка

Пояснения

Не достигнут необходимый  уровень 

«2» - неудовлетворительно.

Не решена типовая, много  раз отработанная задача

1.Необходимый уровень  – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания 

«3» - удовлетворительно

1 ученик.

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения)е

 

«4» - хорошо 

3 учащихся.

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)

2.Программный уровень  – решение нестандартной задачи, где требовалось применить:

 

- либо новые, получаемые  в данный момент знания;

 

- либо прежние знания  и умения, но в новой, 

непривычной ситуации.

 

 

«4+» - приближается к «отлично» соответствует знаниям 3 учащихся

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней  помощи на любом из этапов решения).

 

«5» - отлично 

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)

Третий уровень – особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

   

3. Максимальный уровень  – решение задачи на неизученный  материал, которое потребовало:

 

- либо самостоятельно  добытых, не полученных на уроке  знаний;

 

- либо новых, самостоятельно  приобретённых умений 

 

 

«5» - превосходно соответствует знаниям 10 учащихся.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней  помощи на любом из этапов решения).

 

«5» и «5» - превосходно 

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)




 

 

 

 

 

Выводы по II главе

В результате исследования пришли к такому выводу:

  1. После проведения эксперимента повысился уровень знаний, расширился кругозор.
  2. Учащиеся научились самостоятельно работать с разными источниками, находить нужную информацию.
  3. Произошли изменения в отношениях учащихся к учению, к учебным предметам.
  4. Дети стали более общительны, раскованы в суждениях. Появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей.
  5. Появился интерес к энциклопедиям, словарям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Согласно научным представлениям потребность в самостоятельности  присуща каждому ребенку. Он начинает ее проявлять с раннего детства, т.к. самой природой побуждается  к изучению окружающего мира с  целью успешной адаптации к его  требованиям. При этом самостоятельность  детей чаще всего определяется заданным самой природой стремлением к  познанию окружающего мира, а не нормами и правилами, которые  существуют в обществе с целью  приемлемого для окружающих людей  проявления самостоятельности. Следовательно, существует две формы самостоятельности. Первая дана человеку от рождения. Она  проявляется в разнообразной  активности, обеспечивающей его стихийное  приспособление к природному и социальному  миру. Второй вид самостоятельности  характеризуется тем, что человек, опираясь на имеющиеся у него знания и навыки, проявляет активность в  соответствии с имеющимися нормами  и правилами, выработанными в  истории человечества, усвоенными под  воздействием различных субъектов  воспитания и обучения. Проявление такого вида самостоятельности свидетельствует  о том, что человек овладел  культурой данного общества.

Весь процесс социализации ребенка направлен на овладение  культурой самостоятельной деятельности. В раннем детстве эта культура выражается в умении самостоятельно обслуживать себя, выполнять простейшие операции с различными предметами, реализовывать нормы общения  в семье, дошкольном учреждении, общественных местах. При этом родители являются основными субъектами, которые решают две воспитательные задачи. Во-первых, задают нормы и правила проявления самостоятельности. Во-вторых, пытаются научить ребенка управлять проявлением  стихийной самостоятельности, которая  может привести к созданию опасной  ситуации, породить различного рода конфликты.

Информация о работе Использование зрительных опор