Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель проводимого исследования – выявить использование устаревших слов в поэзии Б. Окуджавы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить поэзию Булата Окуджавы.
2. Отобрать устаревшие слова.
2. Сделать морфологический разбор отобранных слов.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………...3
1. Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы………………..6
1.1. Историзмы……………………………………………………………………… 6
1.2. Архаизмы……………………………………………………………………….12
2. Морфологический разбор слов устаревшей лексики………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………........41

Вложенные файлы: 1 файл

окуджава.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

...Каждый куст в парке княжеском

мнит о себе. 

.. Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,

говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,

царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья...

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Среди совсем чужих пиров и слишком ненадежных истин,

не дожидаясь похвалы, мы перья белые почистим. 

Пока безумный наш 

султан сулит нам дальнюю дорогу,

возьмемся за руки , друзья,

возьмемся за руки, ей-богу.

Коротки наши лета молодые:

 миг-

 и развеются, как на кострах,

 красный  камзол, башмаки золотые,

белый парик, рукава в кружевах.

Минувшее тревожно забывая, на долголетье

 втайне уповая, все медленней живем,

все тяжелей... 

Не мечи людей косили-

слава, злато и обман.

Знала счет шипам и розам

и безгрешной не слыла.

И загадочным и милым

 лик Ее сиял живой

Александру с Михаилом

перед пулей роковой.

Но пред ликом суровой эпохи,

что по –своему тоже права,

не выжуливать жалкие крохи,

а творить,

                засучив рукава.

 

Эй вы, дней былых поэты,

 старики и женихи,

признавайтесь, кем согреты

ваши перья и стихи?

Как на лавочках сиделось,

 чтобы душу усладить,

 как на барышень гляделось,

 не стесняйтесь говорить.

 

 

День второй - день чудес,

 день охоты, день объятий,

никаких еще проклятий

 ни из уст

и ни с небес.

…Нет пока лихих годин

выражений осторожных... 

Можно просто налегке, не трясясь перед

 ошибкой, с дерзновенною улыбкой, словно с

тросточкой в руке.

.. . 

Не похоже,

                       чтоб глупец,

на грядущее плюющий,

 пьянствующий иль непьющий,

верующий

или лжец.

Всяк, заблудший во льдах ее синих,

поневоле и слеп и безуст...

Любовь иль злоба наш удел?

                                             

Падем ли, выстоим ли?

Благословили времена шинель казенную ,

не вышла вечною любов – а лишь сезонной.

Ликуй, мой друг сердечный,

сдаваться не спеши, пока течет он, грешный,

неспешный пир души.

Какие бы нас миновали

напрасные муки, и только прекрасные муки

глядели б с чела...

Ее мы топчем упоенно и преступаем окрыленно,

 и кружимся, и кувыркаемся, и  не боимся

                                                                     ни черта.

Глас трубы над городами,

под который, так слабы,

и бежали мы рядами

и лежали как снопы.

Как они свои круглые лапы

умещают средь книг и тетрадей,

под ажурною сенью знамен,

возвышают не почестей ради,

как гусары на райском параде

от рождения до похорон!

Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем

 слаще друзей голоса.

Две странницы вечных - любовь и разлука-

 поделятся  с нами сполна.

Ах кузнечик безумный и сирый,

что ему твои рифмы и лиры,

строк твоих и напевов тщета?

Он иной,  и иные кумиры

 перед ним  отворяют врата.

 Отголоски  житейского пира

в этот мир пробивались едва.

Ручка белая к небу воздета.

И в самом начале сраженья,

и после, в пылу, и потом,

нужны ли гусару сомненья

 в содеянном, в этом и в том?

О, как сидят они с улыбкой на устах,

 прислушиваясь к выкрикам из пекла!

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,

и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон. 

Там те же тротуары, деревья и дворы,

но речи не сердечны и холодны пиры.

Хозяйская походка, надменные уста.....

А вот надо ж, сердце стынет в ожиданье

                                                                     перемен.

Барышни краснеют, танцы предвкушают,

 кто кому  достанется, решают.

А на поле брани смерть гуляет всюду. 

Барышни не верят, в кулачки смеются,

 невдомек, что вправду расстаются: "Вы, мол, 

повоюйте, если вам охота, да не опоздайте из

похода.

… 

И летят они в райские

кущи на конях на крылатых своих: впереди

командир, на нем рваный мундир, следом юный

гусар покидает сей мир.

У отворенных

у ворот лесных, откуда пахнет сыростью,

где звуки стекают по стволам,

стоит лесник, и у него

мои глаза и руки.

 

Давайте горевать и плакать откровенно то

 вместе, то поврозь, а то попеременно. 

Она проживает все там же-

                                             то я был далече.

А разве ты нам обещала

                                       чертоги златые?

Какие бы нас миновали

                                        напрасные муки,

и только прекрасные муки

                                            глядели б с чела…

 

И пред ликом суровой эпохи, что по-своему

тоже права, не выжуливать жалкие крохи, а

творить, засучив рукава.

Если дать ему кружить, если дать ему

 кружить, значит, всем на фронт иттить.

        Он маленький, немытый и рябой

и выглядит растерянным и пьющим,

но суть его –пространство и разбой

в кровавой драке прошлого с грядущим.

Его клевреты топчутся в крови…

Еще далече от военных гроз.

Я плачу не о том, что кануло во мгле,

Как будто нет услад и ныне на земле.

И на пиру на том, на празднестве тягучем

я, видно был один, как рекрут ,не обучен,

как будто бы не мы метались в том огне,

как будто тот огонь был неизвестен мне.

         Он, может, и рад бы достойней прожить

(далече его нанесло),

но можно рубаху и паспорт сменить,

но поздно менять ремесло.

Лик его высок и удивителен.

Что ничтожный тот комочек

перед ликом всей страны?

Он народ ценил высоко ,

да людей не ставил в грош.

Для того чтоб из вымысла

на московскую твердь

как волной его вынесло

 посиять, пошуметь.

Чем ближе к небесам-тем ненаглядней твердь.

Прав ли он, усомнившись в покое,

разрушая надежду окрест?...

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,

 может кто намеревается подлить  в стихи елея…

Еще не найдена стезя

меж адом и меж раем,

и все пока в живых друзья,

и мы в войну играем.

Шарманка старая крутилась,

 катилось жизни колесо.

Я пил вино за вашу милость

 и за минувшее за все.

За то, что в прошлом не случилось

 на бранном поле помереть , а что разбилось – то разбилось,

зачем осколками звенеть?

..

Еще далече до дуэли.

 

Когда-нибудь

внезапно стихнет карусель

осенних рощ и неумытых луж,

и только изумленное:

                                      «Ужель

 возможно это?!» -

 вырвется из душ.

 

 …

Но было что-то в крике том

 от едкой той кручины,

когда, согнувшись входят в дом

постылые мужчины.

Когда ласкать уже невмочь

 и отказаться трудно…

Даже поверилось где-то на миг

(знать в простодушье сердечном) :

женщины той очарованный лик

слит с твоим празднеством вечным

Дуй, паровоз, в трубу, свисти в свисток,

пугай прохожих старомодным ликом.

Век мой короток- не жалко,

он длинней и ни к чему…

Но она петербуржанка

 и бессмертна посему.

Гордись пушкарь,  своей судьбой-

глашатай света и свободы,-

покуда спороят меж собой

 внизу эпохи и народы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Морфологический разбор  слов  устаревшей лексики

 

Слушайте вы, инквизиторы!

Инквизиторы- существительное, начальная форма- инквизитор, нарицательное, одушевленное, мужского рода,  1-го cклонения, в именительном падеже, множественном числе, в предложении- прямое дополнение.

 

Он предрешен, ваш удел.

Удел-существительное, начальная форма-удел, нарицательное, неодушевленное, мужского рода,1-го склонения, в именительном падеже, единственном числе, в предложении- дополнение.

 

На передней лошади едет император в голубом кафтане.

Кафтане -существительное, начальная форма – кафтан, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 1-го склонения, предложном падеже, единственном числе, в предложении-  дополнение.

 

Барышни смеются, танцы предвкушают.

 Барышни- существительное, начальная  форма-барышня, нарицательное, одушевленное, женского рода, 2-е cклонение, в именительном падеже, множественном числе, в предложении- подлежащее.

 

Чешите все по кабакам…

Кабакам- существительное, начальная форма-кабак, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 1-го cклонения, дательном падеже, множественном числе, в предложении - обстоятельство .

 

Виселица на гумне...

Гумне- существительное, начальная форма- гумно, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 1-го cклонения , предложном падеже, единственном числе, в предложении- обстоятельство.

 

Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он.

Кавалергарды- существительное, начальная форма- кавалергард, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 1-го cклонения , именительном падеже, множественном числе, в предложении- дополнение.

Информация о работе Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы