История мировой литературы и искусства (Зарубежная литература)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель:Показать творческую индивидуальность великого испанского живописца, архитектора и скульптора-Эль Греко,на примере его прозведений и формирования творческого пути.А так же подчеркнуть многообразие картин Эль Греко.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Биография художника Эль Греко…………………………………………...4
3.Творческий путь,периодизация……………………………………………...6
4.Картина «Апостолы Петр и Павел»………………………………………..12
5.Вид Толедо…………………………………………………………………..13
6.Лаокоон……………………………………………………………………...14
7.Многообразие картин Эль Греко…………………………………………..15
8.Список используемой литературы и источников…………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

БАЛТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

  Деформация фигур у Эль Греко особенно очевидна при сопоставлении картин на один и тот же сюжет. Сравним разные варианты «Поклонения пастухов».

  В более раннем варианте (после 1609, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) на холсте размером в 163,8х106,6 сцена представлена под навесом. Слева группа деревьев, а справа уходящее в глубину за постройку и освещенное падающими с неба лучами пространство, в котором видна одинокая фигура. Два пастуха помещены в глубине, за младенцем, над ними вверху летят три маленьких ангела. На переднем плане лежит агнец. Мария и Иосиф несколько отстранены от младенца. В картине нет направленности к единому центру, эмоциональной концентрации.

  Другой вариант картины – она была написана для алтаря Санто Доминго эль-Антигуо (1612–1614, Прадо, Мадрид), иной уже по пропорциям холст – 319х180. Пастухи приближены к младенцу, фигура одного из них расположена у самого края картины, с нее как бы начинается вхождение в композицию. К младенцу склоняется Мария и стоящие рядом пастухи. Лишь Иосиф в изумлении разводит руки, рядом с ним немолодой пастух, напоминающий образы святых в картинах художника. Призрачный свет, исходящий от лежащего на покрывале младенца вызывает в памяти картину Корреджо «Ночь», которую Эль Греко видел в Реджо и копировал. В картине самого Эль Греко имеется единый эмоционально-смысловой центр, вокруг которого создан композиционный овал: летящие вверху ангелы и соответствующие им фигуры в нижней части картины. Все пространство озарено вспышками света, пронизывающего цветовые пятна. А цветовые сочетания необычны и контрастны. Их ритмическое распределение соответствует движению фигур вокруг младенца: золотисто-желтые – от одежды Иосифа, фигуры стоящего пастуха и летящей фигуры ангела вверху, а красный цвет – в одежде стоящего на коленях пастуха, в платье Марии и в летящей фигуре наверху. Эта поэзия света и цвета ночной сцены. Мерцающая поверхность картины напоминает мозаику. Мастером достигнут поразительный эффект как бы растворения цвета в свете, при этом интенсивность цвета не утрачена.

  К подобному типу картин может быть отнесена и композиция «Сошествие святого духа» (1604–1614, Прадо, Мадрид). Это единственное полотно, о котором известно, что в его создании принимал участие Хорхе Мануэль, сын Эль Греко. Картина существует в единственном экземпляре, она никогда не повторялась, не имеет ни вариантов, ни копий.

  В центре – Дева Мария, окруженная апостолами. Возникает особая форма композиции, завершающаяся световым куполом над головой Марии и апостолов. Он создан световыми лучами, идущими от голубя. В нижней части картины фигуры апостолов, стоящих спиной и откинувшихся от охватившего их чувства при видении чуда – сошествия Святого Духа. Они объяты необычайными эмоциями, экстатическим порывом и кажется, что языки пламени над головами апостолов – результат внутреннего состояния и прозрения.

  Динамизм, присущий композиции, вибрация света и цвета, единый порыв, которым охвачены апостолы, не помешали художнику персонифицировать лица. Они все трактованы как портреты. Многообразие их жестов не нарушает логики развития вертикали композиции. Стоящие внизу фигуры объемны и пластичны, апостолы,

стоящие наверху, эти качества утрачивают. Существует закономерное и тонкое соответствие жестов апостолов, стоящих внизу  и стоящих вверху. Они продуманы  и выверены художником, как и колорит  полотна – от голубоватого и густого  синего тона внизу до сияющей голубизны  одеяния Мадонны. Картина – бесспорный шедевр позднего творчества мастера. В  ней завершается целый ряд  поисков и открытий, таких как  построение композиции, соответствие и продуманность жестов, света  и цвета. О роли цвета и его  толковании, данном Ф.Патрицци, художник хорошо знал, так как том его  сочинений хранился в библиотеке Эль Греко вместе с литературой  на греческом, латинском и итальянском  языках. Там были книги греческих  философов, но не было произведений испанских  мистиков – Тересы Авильской и  Хуаны де ла Крус, хотя они были современниками художника. Среди близких Эль  Греко известных лиц был выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора и  Арготе, портрет которого был написан  Веласкесом.

 

Выдающийся  поэт Испании Луис де Гонгора, высоко ценивший творчество мастера, после  смерти художника посвятил ему свой сонет:

Здесь покоится Грек.

Природа ему завещала

искусство, искусство-знание.

Ирида – свои краски.

Феб – свой свет,

но  не завещал свои тени Морфей.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и источников:

1.Белюков А.М., Мировая культура и искусство.- Кемерово: КузГТУ, 2004.- 232 с.

2.Валлантен А.Эль Греко(Доменко Теотокопули).-М.,1962-178с.

3.Емохонова  Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие 2001-М.,-345с.

4.Каптерева Т.П. Эль Греко.-М.,1965-198с.

5.Малицкая К.М. Истоки творчества Эль Греко.//Сб.Сообщения Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. М.,1975-58с.

6.Матвеев В.Сокровище эрмитажа.-М.,1997-стр.201

7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 507 с. 

8.Тихомиров  В.А.Альтернатива Эль Греко .-М.,2005,статья  научная -36с.

9. Журнал - Художественная галерея,статья  Расохиной.Культура Эль Греко-М.,2008

10.Российская  национальная библиотека,официальный  сайт www.nlt.ru

11. http://www.twirpx.com/files/art/wac

12. http://slivaj.ru/literatura/

13.http://smallbay.ru/article/art_spain_el_greco.html

14. http://maxiforum.ru/el-greko-12645.html

15. http://www.art-urok.ru/el_greko2.htm

16. http://ru.wikipedia.org

17. http://www.arthistory.ru/elgreco.htm

18. http://www.sosland.by.ru

 

 

 


Информация о работе История мировой литературы и искусства (Зарубежная литература)