Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:00, курсовая работа
Цель:Показать творческую индивидуальность великого испанского живописца, архитектора и скульптора-Эль Греко,на примере его прозведений и формирования творческого пути.А так же подчеркнуть многообразие картин Эль Греко.
1.Введение………………………………………………………………………3
2.Биография художника Эль Греко…………………………………………...4
3.Творческий путь,периодизация……………………………………………...6
4.Картина «Апостолы Петр и Павел»………………………………………..12
5.Вид Толедо…………………………………………………………………..13
6.Лаокоон……………………………………………………………………...14
7.Многообразие картин Эль Греко…………………………………………..15
8.Список используемой литературы и источников…………………………20
Деформация фигур у Эль Греко особенно очевидна при сопоставлении картин на один и тот же сюжет. Сравним разные варианты «Поклонения пастухов».
В более раннем варианте (после 1609, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) на холсте размером в 163,8х106,6 сцена представлена под навесом. Слева группа деревьев, а справа уходящее в глубину за постройку и освещенное падающими с неба лучами пространство, в котором видна одинокая фигура. Два пастуха помещены в глубине, за младенцем, над ними вверху летят три маленьких ангела. На переднем плане лежит агнец. Мария и Иосиф несколько отстранены от младенца. В картине нет направленности к единому центру, эмоциональной концентрации.
Другой вариант картины – она была написана для алтаря Санто Доминго эль-Антигуо (1612–1614, Прадо, Мадрид), иной уже по пропорциям холст – 319х180. Пастухи приближены к младенцу, фигура одного из них расположена у самого края картины, с нее как бы начинается вхождение в композицию. К младенцу склоняется Мария и стоящие рядом пастухи. Лишь Иосиф в изумлении разводит руки, рядом с ним немолодой пастух, напоминающий образы святых в картинах художника. Призрачный свет, исходящий от лежащего на покрывале младенца вызывает в памяти картину Корреджо «Ночь», которую Эль Греко видел в Реджо и копировал. В картине самого Эль Греко имеется единый эмоционально-смысловой центр, вокруг которого создан композиционный овал: летящие вверху ангелы и соответствующие им фигуры в нижней части картины. Все пространство озарено вспышками света, пронизывающего цветовые пятна. А цветовые сочетания необычны и контрастны. Их ритмическое распределение соответствует движению фигур вокруг младенца: золотисто-желтые – от одежды Иосифа, фигуры стоящего пастуха и летящей фигуры ангела вверху, а красный цвет – в одежде стоящего на коленях пастуха, в платье Марии и в летящей фигуре наверху. Эта поэзия света и цвета ночной сцены. Мерцающая поверхность картины напоминает мозаику. Мастером достигнут поразительный эффект как бы растворения цвета в свете, при этом интенсивность цвета не утрачена.
К подобному типу картин может быть отнесена и композиция «Сошествие святого духа» (1604–1614, Прадо, Мадрид). Это единственное полотно, о котором известно, что в его создании принимал участие Хорхе Мануэль, сын Эль Греко. Картина существует в единственном экземпляре, она никогда не повторялась, не имеет ни вариантов, ни копий.
В центре – Дева Мария, окруженная апостолами. Возникает особая форма композиции, завершающаяся световым куполом над головой Марии и апостолов. Он создан световыми лучами, идущими от голубя. В нижней части картины фигуры апостолов, стоящих спиной и откинувшихся от охватившего их чувства при видении чуда – сошествия Святого Духа. Они объяты необычайными эмоциями, экстатическим порывом и кажется, что языки пламени над головами апостолов – результат внутреннего состояния и прозрения.
Динамизм, присущий композиции, вибрация света и цвета, единый порыв, которым охвачены апостолы, не помешали художнику персонифицировать лица. Они все трактованы как портреты. Многообразие их жестов не нарушает логики развития вертикали композиции. Стоящие внизу фигуры объемны и пластичны, апостолы,
стоящие
наверху, эти качества утрачивают. Существует
закономерное и тонкое соответствие
жестов апостолов, стоящих внизу
и стоящих вверху. Они продуманы
и выверены художником, как и колорит
полотна – от голубоватого и густого
синего тона внизу до сияющей голубизны
одеяния Мадонны. Картина – бесспорный
шедевр позднего творчества мастера. В
ней завершается целый ряд
поисков и открытий, таких как
построение композиции, соответствие
и продуманность жестов, света
и цвета. О роли цвета и его
толковании, данном Ф.Патрицци, художник
хорошо знал, так как том его
сочинений хранился в библиотеке
Эль Греко вместе с литературой
на греческом, латинском и итальянском
языках. Там были книги греческих
философов, но не было произведений испанских
мистиков – Тересы Авильской и
Хуаны де ла Крус, хотя они были современниками
художника. Среди близких Эль
Греко известных лиц был
Выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора, высоко ценивший творчество мастера, после смерти художника посвятил ему свой сонет:
Здесь покоится Грек.
Природа ему завещала
искусство, искусство-знание.
Ирида – свои краски.
Феб – свой свет,
но не завещал свои тени Морфей.
Список используемой литературы и источников:
2.Валлантен А.Эль Греко(Доменко Теотокопули).-М.,1962-178с.
3.Емохонова
Л.Г. Мировая художественная
4.Каптерева Т.П. Эль Греко.-М.,1965-198с.
5.Малицкая К.М. Истоки творчества Эль Греко.//Сб.Сообщения Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. М.,1975-58с.
6.Матвеев В.Сокровище эрмитажа.-М.,1997-стр.201
7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 507 с.
8.Тихомиров
В.А.Альтернатива Эль Греко .-
9. Журнал - Художественная галерея,статья Расохиной.Культура Эль Греко-М.,2008
10.Российская
национальная библиотека,
11.
http://www.twirpx.com/files/
12. http://slivaj.ru/literatura/
13.http://smallbay.ru/article/
14.
http://maxiforum.ru/el-greko-
15.
http://www.art-urok.ru/el_
16. http://ru.wikipedia.org
17.
http://www.arthistory.ru/
18. http://www.sosland.by.ru
Информация о работе История мировой литературы и искусства (Зарубежная литература)