История создания и анализ романа "Евгений Онегин" Пушкина А.С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г.

Содержание

Введение 3
I глава. Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни. 6
II глава. Характеристики главных героев. 10
III глава. Особенности произведения. 16
IV глава. Образ автора в романе 19
V глава. Лирика и философия романа 21
Список литературы: 23

Вложенные файлы: 1 файл

Сочинение.docx

— 47.05 Кб (Скачать файл)

 

 

IV глава. Образ автора в романе

 

Автор ведет постоянный диалог с читателем — делится «техническими» секретами, пишет авторскую «критику»  на свой роман и опровергает возможные  мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжетного  действия, к разрывам во времени, вводит в текст планы и черновики  — словом, не дает забыть, что роман  еще не дописан, не преподнесен читателю, как книга, «готовая к употреблению», которую надо просто прочитать. Роман создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем соавтора, обращаясь к многоликому читателю: «другу», «недругу», «приятелю».

Автор — создатель романного  мира, творец сюжетного повествования, но он же — его «разрушитель». Противоречие между Автором — творцом и Автором — «разрушителем» повествования возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в очередной «кадр» романа — на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Подчеркнем, что «герой» — метафора, условно обозначающая Автора, ведь он не обычный герой, участник сюжета. Вряд ли можно вычленить в тексте романа самостоятельный «сюжет Автора». Сюжет романа один, Автор — за пределами сюжетного действия.

У Автора особое место в  романе, определенное двумя его ролями. Первая — роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая — роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор оказывается не только вне сюжета, но и над сюжетом. Его жизнь — часть общего потока жизни. Он герой «романа жизни», о котором сказано в последних стихах «Евгения Онегина»:

Блажен, кто праздник жизни  рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Отдельные пересечения Автора и героев (встречи Онегина и  Автора в Петербурге, о которых  говорится в первой главе, письмо Татьяны («его я свято берегу»), попавшее к нему), подчеркивают, что герои  «моего романа» — только часть  той жизни, которую представляет в романе Автор.

Образ Автора создается иными  средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор четко отделен  от них, но в то же время между  ним и главными героями возникают  соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор  появляется в романе как субъект  высказываний — реплик и монологов (их принято называть авторскими отступлениями). Говоря о жизни, о литературе, о  романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Его суждения могут совпадать  с их мнениями или, наоборот, противостоять  им. Каждое появление Автора в тексте романа — высказывание, корректирующее или оценивающее поступки и взгляды  героев. Иногда Автор прямо указывает  на сходство или различия между собой  и героями: «Страстей игру мы знали  оба; / Томила жизнь обоих нас; / В  обоих сердца жар угас»; «Всегда  я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью».

Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают  композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов  и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами  глубокими смысловыми связями. Общий  принцип можно определить так: поступок или характеристика героя рождают  отклик у Автора, заставляя его  заговорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет  новые штрихи к его портрету, становится слагаемым его образа.

V глава. Лирика и философия романа

 

Главную роль в создании образа Автора играют его монологи — авторские отступления. Это  вполне завершенные по смыслу фрагменты  текста, обладающие стройной композицией  и неповторимым стилем. Для удобства анализа их можно разделить на несколько групп.

Большая часть отступлений  — лирические и лирико-философские. В них, насыщенных разнообразными жизненными впечатлениями, наблюдениями, радостными и горестными «заметами сердца», философскими размышлениями, читателю открывается духовный мир Автора: это голос мудрого Поэта, много повидавшего и испытавшего в жизни. Он изведал все, из чего складывается жизнь человека: сильные, возвышенные чувства и холод сомнений и разочарований, сладостные муки любви и творчества и тягостную тоску житейской суеты. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и ироничный. Автора привлекают женщины и вино, дружеское общение, театр, балы, стихи и романы, но он же замечает: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревенской тишины: / В глуши звучнее голос лирный, / Живее творческие сны». Автор остро чувствует смену возрастов человека: сквозная тема его размышлений — молодость и зрелость, «возраст поздний и бесплодный, / На повороте наших лет». Автор — философ, узнавший много печальной правды о людях, но не переставший любить их.

Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В обширном отступлении в третьей главе (строфы XI-XIV) сначала дается ироническая  «историко-литературная» справка, а  затем Автор знакомит читателя с  планом своего «романа на старый лад». В других отступлениях Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам юности (глава третья, строфы XXVII-XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К.Кюхельбекером) (глава четвертая, строфы ХХХII-ХХХШ). Критически оценивая литературные мнения оппонентов, Автор определяет свою литературную позицию.

В ряде отступлений Автор  иронизирует над чуждыми ему  представлениями о жизни, а иногда и откровенно высмеивает их. Объекты  авторской иронии в отступлениях четвертой главы (строфы VII-VIII — «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы ХVIII-ХХII — « Врагов имеет в мире всяк...»; строфы XXVIII-XXX — «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...»), восьмой главы (строфы Х-ХI — «Блажен, кто смолоду был молод...») — пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор, в отличие от «достопочтенных читателей» из светской толпы, не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты.

Во многих отступлениях Автор  предстает как петербургский  поэт, современник героев романа. О его судьбе читатель узнает немного, это лишь биографические «точки» (лицей — Петербург — Юг — деревня — Москва — Петербург), обмолвки, намеки, «мечтания», из которых складывается внешний фон авторских монологов. Автобиографический характер имеют все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе, в третьей главе, в четвертой главе, знаменитое отступление в финале шестой главы, в котором Автор-поэт прощается с юностью, отступление о Москве в седьмой главе. Биографические детали «зашифрованы» и в литературно-полемических отступлениях. Автор учитывает, что читатель знаком с современной литературной жизнью.

Полнота духовной жизни, способность  к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон — главные  черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта.

Список  литературы:

 

 

1. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в школьном изучении. Пособие для учителя

2. Путеводитель по роману  в стихах "Евгений Онегин"

3. Пушкин А.С.: "Евгений  Онегин"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использовано с интернет ресурсов:

 http://lit-helper.ru/p_Istoriya_sozdaniya_i_analiz_romana_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S


Информация о работе История создания и анализ романа "Евгений Онегин" Пушкина А.С