Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:07, реферат
Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова пришло к читателю нелегким путем. Вначале был домосковский период «ученичества», когда Булгаков, по сути, выступает как никому не известный автор небольших газетных публикаций и драматургических опытов, о которых он позже практически почти не вспоминает.
В первой половине 20-х годов к Булгакову-прозаику приходит шумный, ослепительный успех. Роман «Белая гвардия» и сатирические повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца» ставят его в один ряд с крупнейшими прозаиками современности. Однако тут же выясняется, что никаких перспектив у этого прозаика в советском обществе нет. Прерывается печатание «Белой гвардии», конфискуется в 1926 году рукопись «Собачьего сердца».
I Введение.
II Замысел романа.
III В творческом поиске.
1.Дневники Елены Сергеевны.
2. Пространственно – временные особенности сюжета.
3.Персонажи и их прототипы.
IV Неэвклидова геометрия по Михаилу Булгакову.
V Заключение.
Реферат по литературе на тему: «История создания и эволюции замысла романа «Мастер и Маргарита». |
Подготовила
Ученица 11 класса В Средней школы № 39 Инянкова Екатерина. |
План.
I Введение.
II Замысел романа.
III В творческом поиске.
1.Дневники Елены Сергеевны.
2. Пространственно – временные особенности сюжета.
3.Персонажи и их прототипы.
IV Неэвклидова геометрия по Михаилу Булгакову.
V Заключение.
Слова улетают, написанное остается.
Латинская пословица.
М. А. Булгаков — выдающийся писатель русской и мировой литературы, писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти.
Творчество Михаила
Афанасьевича Булгакова пришло к
читателю нелегким путем. Вначале был
домосковский период «ученичества», когда
Булгаков, по сути, выступает как
никому не известный автор небольших
газетных публикаций и драматургических
опытов, о которых он позже практически
почти не вспоминает.
В первой половине 20-х годов к Булгакову-прозаику
приходит шумный, ослепительный успех.
Роман «Белая гвардия» и сатирические
повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца»
ставят его в один ряд с крупнейшими прозаиками
современности. Однако тут же выясняется,
что никаких перспектив у этого прозаика
в советском обществе нет. Прерывается
печатание «Белой гвардии», конфискуется
в 1926 году рукопись «Собачьего сердца».
Очутившись в тупике, Булгаков-прозаик
добивается общественного признания как
блистательный драматург. Но через некоторое
время выясняется, что советская сцена
так же закрыта для него, как и советские
издательства. Максимум, что может предложить
ему эпоха, — роль инсценировщика чужих
произведений. Время погружает Булгакова
в немоту, которой он яростно сопротивляется
— и творит вопреки всему. В шестидесятые
годы XX века начинается триумфальное шествие
прозы и драматургии Булгакова по всему
миру, и с тех пор интерес к его творчеству
становится непрерывным и - без преувеличения
- постоянно растущим. Действует универсальный
закон истории - крупная личность, не оцененная
и непонятая своим временем, получает
воздаяние в будущем. Но понимаем ли мы
вполне Булгакова?
Сначала его склонны были воспринимать
как художника, боровшегося с властью.
Потом о нем стали говорить как о писателе,
которого эта власть сломала. Есть версия
о тайной симпатии Булгакова к Сталину
и Сталина - к Булгакову. Долгое время Булгакова
считали реалистом, сохранившим традиции
русской литературы от модернистских
посягательств. Если заменить в схеме
«реализм - модернизм» вторую часть, то
можно с таким же успехом считать, что
он сохранил реализм от посягательств
социалистического реализма. Но у нынешних
теоретиков постмодерна не меньше оснований
считать автора «Мастера и Маргариты»
законченным постмодернистом. Здесь тоже
по-прежнему все еще много вопросов.
Булгаков в последние годы стал предметом
изучения как в литературоведении, так
и в театроведении. Литературоведы ищут
ключ к драматургии Булгакова в его прозе,
театроведы склонны идти от обратного.
Но и те, и другие правы, ибо драматургия
Булгакова зачастую вырастала из нереализованных
прозаических замыслов или продолжала
линии, оборванные в прозе. Здесь еще предстоит
выработать общие подходы к изучению булгаковского
творчества.
Только поняв, что представляет собою
творчество Булгакова как целое, мы можем
правильно оценить его взаимоотношения
с эпохой и властью, позицию в современной
ему литературе. От этого зависит и наше
понимание
отдельных булгаковских «текстов», сюжетно
завершенных, но мотивно открытых. Судьба
Булгакова складывалась так, что ни в одном
из своих крупных произведений он не успевал
полностью договорить о том, о чем хотел
сказать. Исключение тут составляет роман
«Мастер и Маргарита», в котором получили
свое конечное завершение все главные
булгаковские мотивы - как прозы, так и
драматургии. Это особое произведение,
в котором писателю удалось сплавить воедино
миф и реальность, сатирическое бытописание
и романтический сюжет, правдивое изображение
и иронию, сарказм. Писатель работал над
своим романом около 12 лет, с 1928 по 1940 год.
В процессе работы менялся замысел романа,
его сюжет, композиция, система образов,
название. Все это свидетельствует о громадной
работе, проделанной писателем. Это его
последний роман, который и принес автору
мировую славу.
В его творчестве, и особенно в романе “Мастер и Маргарита”, отчетливо прослеживается интерес писателя к истории христианства, вопросам демонологии, различным мифам прошлого и настоящего.
Казалось бы, мировая история знает, увы, немало примеров, когда слава художников сильно запаздывает и приходит после их смерти. Но необычность этой судьбы – в положении этого писателя в том обществе, в котором он жил и писал. В 1930-е – 40-е – 50-е годы сложилась постепенно такая официальная схема этого общества, в котором как бы ни оставлено было места художнику, не признанному при жизни: предполагалось, что все сполна получают свою меру признания. Появление в 1963–1967 годах нескольких крупных и доселе неизвестных произведений Булгакова, который до сих пор был известен в России и Европе главным образом как автор нашумевшего во второй половине 1920-х годов пьес “Дни Турбиных” и “Зойкина квартира”, переместило его имя в ряд лучших русских писателей.
В трудные тридцатые годы писатель, обреченный на творческое одиночество, на смертельную болезнь, приближение которой для него, врача по образованию, не было секретом, создавал свою “поэму” - исповедь, завещание, документ эпохи.
Роман “Мастер и Маргарита” надвинулся на все, что писал Булгаков, как тень горы на закате надвигается на землю. В тени все меркнет, стушевывается, сама земля как бы делается продолжением горы, ее пьедесталом. А гора кажется еще выше, еще величественней. Время сыграло с нами шутку. Подшутил над нами и сам автор. Он, конечно, не хотел этого. Но он писал веселый роман. Хотя веселье в нем мешается с грустью. От некоторых странниц даже цепенеет сердце. И все же Булгаков, смеясь, расставался со своим прошлым.
И, может быть с жизнью.
Как ни страшна эта аналогия, но роман Булгакова и смерть Булгакова стоят рядом. “Мастер и Маргарита” - предсмертный роман. Но это и роман о смерти. Страницы его дописывались слабеющей рукой. И заплачено за него было не часами вдохновения, а жизнью автора.
Роман “Мастер и Маргарита” требует от читателя выхода за пределы обиходных житейских представлений и сведений. Иначе часть художественных смыслов романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением богатой фантазии автора.
Есть основания назвать бытовым романом, благо в нем широко развернута картина московского быта тридцатых годов. Но не меньше оснований считать его фантастическим. И философским. И любовно-лирическим. И, само собой разумеется, – сатирическим.
Как все это совместилось в одном творении? А бог знает как. Но совместилось. И настолько тесно переплелось, что не разорвешь. Оттого и читается роман «взахлеб», особенно когда входишь в него доверчиво и отдаешься на волю авторской личности и фантазии, не притормаживая себя скептическими вопросами. В этом случае и впечатление он оставляет невыразимое: каким-то новым, невиданным светом освещает окружающую жизнь и как бы поднимает над нею, открывая вдруг новые горизонты в представлении о свободе, любви, о смерти и о бессмертии, о силе и о бессилии, о реальном и не реальном…
Булгаков вошел
в русскую и мировую
"
астер и Маргарита" при жизни Булгакова
не был завершен и не публиковался. Время
начала работы над "Мастером и Маргаритой"
Булгаков в разных рукописях датировал
то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение
замысла романа, а работа над текстом началась
в 1929 г. Согласно сохранившейся расписке,
Булгаков 8 мая 1929 г. сдал в издательство
"Недра" рукопись "Фурибунда"
под псевдонимом "К. Тугай" (псевдоним
восходил к фамилии князей в рассказе "Ханский огонь"). Это - наиболее ранняя из
точно известных дат работы над «Мастером
и Маргаритой».
Однако роман был начат несколькими месяцами
ранее. Сохранилось донесение неизвестного
осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где
речь идет о будущем "Мастере и Маргарите":
"Видел я Некрасову, она мне сказала,
что М. Булгаков написал роман, который
читал в некотором обществе, там ему говорили,
что в таком виде не пропустят, так как
он крайне резок с выпадами, тогда он его
переделал и думает опубликовать, а в первоначальной
редакции пустить в качестве рукописи
в общество и это одновременно вместе
с опубликованием в урезанном цензурой
виде".
Зимой 1929 г. были написаны только отдельные
главы романа, отличавшиеся еще большей
политической остротой, чем сохранившиеся
фрагменты ранней редакции. Отданная в
"Недра" "Мания фурибунда" представляла
собой уже смягченный вариант первоначального
текста. Правдоподобно и намерение Булгакова
пустить рукопись романа в самиздат. Из
письма неизвестной читательницы, которое
автор "Мастера и Маргариты". Получил
9 марта 1936 г., известно, что в рукописных
и машинописных списках циркулировали
среди заинтересованной публики "Кабала святош", "Собачье
сердце" и "Роковые яйца" с ненапечатанным в сборнике
"Недр" вариантом финала. Не исключено,
что именно сигнал агента карательных
органов в конечном счете сорвал публикацию
"Мании фурибунды".
В первой редакции роман имел варианты
названий: "Черный маг", "Копыто
инженера", "Жонглер с копытом",
"Сын В(елиара?)", "Гастроль (Воланда?)".
Первая редакция "Мастера и Маргариты"
была уничтожена автором 18 марта 1930 г.
после получения известия о запрете пьесы
"Кабала святош". Об этом Булгаков
сообщил в письме правительству 28 марта
1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил
в печку черновик романа о дьяволе..."
В 1931 г. попытался вернуться к роману. Оставил.
Осенью 1932 г. (во времени это совпало с
женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской,
с этого момента Булгаковой) решительно
и уже окончательно возвращается к своему
главному роману. В роман входит Маргарита,
затем Мастер. Общие очертания фабулы
сложились. Перерывы в работе над романом
будут возникать и далее, но обрывов работы,
попыток отказаться от замысла уже не
будет. В 1931 г. к роману были сделаны черновые
наброски, причем уже здесь фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник
- будущий Мастер. 2 августа 1933 г. он сообщал
своему другу писателю Викентию Вересаеву
(Смидовичу) (1867-1945): "В меня... вселился
бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь
в моих комнатенках, я стал марать страницу
за страницей наново тот свой уничтоженный
три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я
тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем,
я, наверное, скоро брошу это".
Однако Булгаков уже больше не бросал
"Мастера и Маргариту" и с перерывами,
вызванными необходимостью писать заказанные
пьесы, инсценировки и сценарии, продолжал
работу над романом практически до конца
жизни. Вторая редакция "Мастера и Маргариты",
создававшаяся вплоть до 1936 г., имела подзаголовок
"Фантастический роман" и варианты
названий: "Великий канцлер", "Сатана",
"Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный
богослов", "Он появился", "Подкова
иностранца", "Он явился", "Пришествие",
"Черный маг" и "Копыто консультанта".
Третья редакция "Мастера и Маргариты",
начатая во второй половине 1936 г. или в
1937 г., первоначально называлась "Князь
тьмы", но уже во второй половине 1937
г. появилось хорошо известное теперь
заглавие "Мастер и Маргарита".В 1937
- 1938 гг., в течение примерно полугода, Булгаков
заново переписывает роман, впервые полностью
- без пробелов и пропусков, с установившейся
последовательностью глав. Эта первая
полная, рукописная редакция романа составила
шесть толстых тетрадей . В конце последней
тетради дата: 22 - 23 мая 38 г.2
Через несколько дней,
в мае же, Булгаков начинает диктовать
роман на машинку. Прямо на ходу идет
густейшая стилистическая правка, целые
страницы уходят в беспощадные булгаковские
сокращения, возникают новые страницы,
поворачивается действие... На законченной
машинописи дата: 24 июня 1938 года. Весь этот
огромный объем работы выполнен менее
чем за месяц.В мае - июне 1938 г. фабульно
завершенный текст "Мастера и Маргариты"
впервые был перепечатан. Авторская правка
машинописи началась 19 сентября 1938 г. и
продолжалась с перерывами почти до самой
смерти писателя. Булгаков прекратил ее
13 февраля 1940 г., менее чем за четыре недели
до кончины, на фразе Маргариты: "Так
это, стало быть, литераторы за гробом
идут?"
Фабульно "Мастер и Маргарита" - вещь
завершенная. Остались лишь некоторые
мелкие несоответствия, вроде того, что
в главе 13 утверждается, что Мастер гладко
выбрит, а в главе 24 он предстает перед
нами с бородой, причем достаточно длинной,
раз ее не бреют, а только подстригают.
Кроме того, из-за неоконченности правки,
часть из которой сохранялась только в
памяти третьей жены писателя Е. С. Булгаковой,
а также вследствие утраты одной из тетрадей,
куда она заносила последние булгаковские
исправления и дополнения, остается принципиальная
неопределенность текста, от которой каждый
из публикаторов вынужден избавляться
по-своему. Например, биография Алоизия Могарыча была зачеркнута Булгаковым,
а новый ее вариант только вчерне намечен.
Поэтому в одних изданиях «Мастера и Маргариты»
она опускается, а в других, с целью большей
фабульной завершенности, восстанавливается
зачеркнутый текст.
23 октября 1937 г. Е. С. Булгакова отметила
в дневнике: "У Михаила Афанасьевича
из-за всех этих дел по чужим и своим либретто
начинает зреть мысль - уйти из Большого
театра, выправить роман ("Мастер и Маргарита"),
представить его наверх". Тем самым
"Мастер и Маргарита" признавался
главным делом жизни, призванным определить
судьбу писателя, хотя в перспективе публикации
романа Булгаков далеко не был уверен.
Перед завершением перепечатки текста
"Мастера и Маргариты" он писал Е.
С. Булгаковой в Лебедянь 15 июня 1938 г.: "Передо
мною 327 машинописных страниц (около 22
глав). Если буду здоров, скоро переписка
закончится. Останется самое важное - корректура
авторская, большая, сложная, внимательная,
возможно с перепиской некоторых страниц.
"Что будет?" - ты спрашиваешь. Не знаю.
Вероятно, ты уложишь его в бюро или в шкаф,
где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь
вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем
нашего будущего.
Свой суд над этой вещью я уже совершил,
и, если мне удастся еще немного приподнять
конец, я буду считать, что вещь заслуживает
корректуры и того, чтобы быть уложенной
в тьму ящика.
Теперь меня интересует твой суд, а буду
ли я знать суд читателей, никому неизвестно.
Моя уважаемая переписчица (сестра Е. С.
Булгаковой О. С. Бокшанская (1891-1948) очень
помогла мне в том, чтобы мое суждение
о вещи было самым строгим. На протяжении
327 страниц она улыбнулась один раз на
странице 245-й ("Славное море...") (имеется
в виду эпизод со служащими Зрелищной
комиссии, беспрерывно поющими хором под
управлением Коровьева-Фагота "Славное море священный
Байкал…" ). Почему это именно её насмешило,
не знаю. Не уверен в том, что ей удастся
разыскать какую-то главную линию в романе,
но зато уверен в том, что полное неодобрение
этой вещи с её стороны обеспечено. Что
и получило выражение в загадочной фразе:
"Этот роман - твоё частное дело" (?!).
Вероятно, этим она хотела сказать, что
она не виновата… Я стал плохо себя чувствовать
и, если будет так, как, например, сегодня
и вчера, то вряд ли состоится мой выезд
(в Лебедянь). Я не хотел тебе об этом писать,
но нельзя не писать. Эх, Кука, тебе издалека
не видно, что с твоим мужем сделал после
страшной литературной жизни последний
закатный роман". Автор «Мастера и Маргариты»,
сам врач по образованию, уже чувствовал
симптомы роковой болезни - нефросклероза,
сгубившей его отца, А. И. Булгакова. Не
случайно, на одной из страниц рукописи
«Мастера и Маргариты» была сделана драматическая
заметка: "Дописать, прежде чем умереть!"
Впоследствии Е. С. Булгакова вспоминала,
что ещё летом 1932 года, когда они вновь
встретились после того, как не виделись
почти двадцать месяцев по требованию
её мужа Е. А. Шиловского, Булгаков сказал:
"Дай мне слово, что умирать я буду у
тебя на руках".3Если представить,
что это говорил человек не полных сорока
лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами,
сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело
очень странно.К счастью, сохранились
записи Елены Сергеевны о работе над романом
и о разных мыслях писателя на этот счёт.
Елена Сергеевна Булгакова вела дневник4.
Она начала его в сентябре 1933 года, в первую
годовщину ее брака с Михаилом Булгаковым,
и с очень небольшими перерывами вела
на протяжении всей их совместной жизни.
Записывала события жизни Булгакова, малые
и большие (иногда несоразмерно, но кто
же может в момент события определить
его истинный масштаб?) Отмечала вехи литературной
работы, встречи, даты, которые считала
значительными. Любовно заносила в дневник
подлинные реплики Булгакова, часто афористичные.
Записывала их точно или почти точно, насколько
точно можно было их записать через час
или назавтра, – как правило, без кавычек,
в виде прямой речи, с красной строки. («Меня
Миша приучил очень критически относиться
к кавычкам», – писала в мае 1961 года брату,
А.С.Нюренбергу, в ФРГ.)Это был не бытовой
– это был литературный дневник, и вместе
с тем – просто дневник, потому что творческая
жизнь Булгакова была ее жизнью.Записи
1933–1940 годов стали ценнейшим литературным
и историческим документом.
5Именно из этих дневников мы узнаём
о трудностях в написании и издании романа
и в целом о непростой жизни Булгакова.Запись
от 27 августа 1939 года:«У Миши состояние
раздавленное. Он говорит – выбит из строя
окончательно. Так никогда не было» . Эту
запись Елена Сергеевна сделала в Ленинграде,
где Булгаковы решили провести отпуск.
Но уже на следующий день по приезде в
Ленинград Булгаков почувствовал себя
совсем скверно. Слова писателя о «смертном
приговоре» относятся с Сталину, о чём
имеется в архиве пояснительная записка
Е. С. Булгаковой. Некоторые наиболее политически
прозрачные места романа Булгаков уничтожил
еще на ранних стадиях работы. 12 октября
1933 г. Е. С. Булгакова отметила, что после
получения известия об аресте его друга
драматурга Николая Робертовича Эрдмана
(1900-1970) и пародиста Владимира Захаровича
Масса (1896-1979) "за какие-то сатирические
басни" "Миша нахмурился" и ночью
"сжег часть своего романа". Однако
и в последней редакции «Мастером и Маргаритой»
осталось достаточно острых и опасных
для автора мест. Первое чтение романа
для близких друзей состоялось 27 апреля,
2 и 14 мая 1939 г. в три приема. Присутствовали
драматург Алексей Михайлович Файко (1893-1978)
с женой, завлит МХАТа Павел Александрович
Марков (1897-1980) и его коллега Виталий Яковлевич
Виленкин (1910/11 г. рождения), О. С. Бокшанская
с мужем артистом Художественного театра
Евгением Васильевичем Калужским (1896-1966),
художник Петр Владимирович Вильямс (1902-1947)
с женой, Е. С. Булгакова с сыном Женей (1921-1957).
Супруга писателя передает настроение
слушателей в записи, сделанной по завершении
чтений на следующий день, 15 мая 1939 г.: "Последние
главы слушали почему-то закоченев. Все
их испугало. Паша в коридоре меня испуганно
уверял, что ни в коем случае подавать
нельзя - ужасные последствия могут быть...
Звонил и заходил Файко - говорит, что роман
пленителен и тревожащ. Что хочет много
спрашивать, говорить о нем". Такой опытный
издательский работник, как бывший редактор
альманаха "Недра" Н. С. Ангарский
(Клестов) (1873-1941) был твердо убежден в нецензурности
«Мастера и Маргариты» Ангарский сразу
определил: "А это напечатать нельзя".
Одним из проблемных
мест , например, была сцена предшествующая
полёту Воланда и свиты над Москвой. Впоследствии
она так и не вошла в роман:На крыльях тучи
сатана и его свита покидают Москву, унося
с собой в свой вечный мир, в последний
приют Мастера и Маргариту. Там автор романа
о Понтии Пилате вновь обретет возможность
творить. Но те, кто лишили Мастера нормальной
жизни в Москве, затравили, выгнали из
жилища и вынудили искать пристанища у
дьявола, действовали с благословения
Воланда. Это становится ясным из слов
"князя тьмы" в тот момент, когда он
покидает Москву:
" - Ну что же, - обратился к нему Воланд
с высоты своего коня, - все счета оплачены?
Прощание совершилось?
- Да, совершилось, - ответил мастер и, успокоившись,
поглядел в лицо Воланду прямо и смело.
Тут вдалеке за городом возникла темная
точка и стала приближаться с невыносимой
быстротой. Два-три мгновения, точка эта
сверкнула, начала разрастаться. Явственно
послышалось, что всхлипывает и ворчит
воздух.
- Эге-ге, - сказал Коровьев, - это, по-видимому,
нам хотят намекнуть, что мы излишне задержались
здесь. А не разрешите ли мне, мессир, свистнуть
еще раз?
- Нет, - ответил Воланд, - не разрешаю. -
Он поднял голову, всмотрелся в разрастающуюся
с волшебной быстротою точку и добавил:
- У него мужественное лицо, он правильно
делает свое дело, и вообще все кончено
здесь. Нам пора!
И тогда над горами покатился, как трубный
голос, страшный голос Воланда:
- Пора!! - и резкий свист и хохот Бегемота".
Воланд не позволяет Коровьеву свистом
уничтожить посланный против них истребитель
и приказывает своей свите покинуть Москву,
поскольку уверен, что этот город и страна
останутся в его власти, пока здесь господствует
человек с мужественным лицом, который
"правильно делает свое дело" . Этот
человек - И.
В. Сталин.
Столь прямой намек, что "великий вождь
и учитель", глава Коммунистической
партии и абсолютный, к тому же безжалостный
диктатор пользуется благорасположением
дьявола, особенно напугал слушателей
последних глав «Мастера и Маргариты»
15 мая 1939 г.6
Жанровая уникальность
«Мастера и Маргариты» не позволяет как-то
однозначно определить булгаковский роман.
Хронология событий как в московской,
так и в ершалаимской части «Мастера и
Маргариты» играет ключевую роль в идейном
замысле и композиции. Однако в тексте
романа прямо точное время действия нигде
не названо. В редакции 1929-1930 гг. события
в большинстве вариантов происходили
в июне 1933 или 1934 г. (как и в повести "Роковые яйца", дистанция от времени работы
над произведением взята в 4 года). В 1931
г. в сохранившихся набросках начало действия
было отодвинуто в еще более отдаленное
будущее - к 14 июня 1945 г. Но уже в редакции
1929 г. присутствовала и весенняя датировка
московских сцен. Там Иван
Бездомный захватил
катафалк с телом Михаила
Александровича Берлиоза,
въехал на Крымский мост, слетел с него,
раскинув руки, в воду, а следом за ним
свалился катафалк с гробом, причем "ничего
не осталось - даже пузырей - с ними покончил
весенний дождь".
В самых ранних вариантах «Мастера и Маргариты»
и московские, и ершалаимские сцены были
приурочены к одним и тем же июньским дням.
Июньская датировка могла быть связана
с христианским праздником Дня Вознесения
Господня, отмечавшимся в 1929 г. 14 июня.
Вероятно, поэтому визит буфетчика Театра
Варьете к Воланду с требованием замены поддельных
денег настоящими на следующий день после
сеанса черной магии происходил в редакции
1929-1930 гг. 12 июня, а, следовательно, сатана
со свитой и Мастером оставлял Москву
как раз в ночь на 14 июня.
Однако месяц нисан, на который в Евангелиях
приходятся события Страстной недели,
распятия и Воскресения Иисуса Христа,
в разные годы соответствовал марту или
апрелю юлианского календаря (так называемого
старого стиля), но никогда - июню. А приуроченность
визита Воланда со свитой в Москву на Страстную
неделю, несомненно, представлялась Булгакову
соблазнительной возможностью. Между
тем, в XX в. православные Страстная неделя
и Пасха ни в одном году не могут приходиться
на июнь. В последних главах Булгаков уже
стал исправлять июньскую датировку на
майскую, вернувшись к весенней приуроченности
действия одного из вариантов 1929 г.
В окончательном тексте «Мастером и Маргаритой»
нет точного указания, когда именно происходит
встреча Воланда с литераторами на Патриарших
прудах, но, оказывается, эту дату несложно
вычислить.
Если исходить из предположения, что московские
сцены «Мастером и Маргаритой», как и ершалаимские,
происходят на православной Страстной
неделе (православные - большинство верующих
в Москве), то требуется определить, когда
Страстная среда в XX в. приходится на май
по григорианскому календарю (так называемому
новому стилю), принятому в России с 14 февраля
1918 г. Именно в среду, в этот страшный майский
вечер, Воланд и его свита прибыли в Москву.
Только в 1918 и 1929 г. Страстная среда падала
на 1 мая. Больше в XX в. такого символического
совмещения не происходит.
1 мая - это официальный советский праздник,
отмечавшийся шумными и многолюдными
демонстрациями. Еще в 1918 г. философ и богослов С. Н. Булгаков в работе "На пиру богов"
выражал возмущение столь кощунственным
совпадением и высказывал сожаление, что
интеллигенция прореагировала должным
образом на отказ властей уважать чувства
верующих только в тот злополучный год,
а раньше и сама грешила равнодушием к
вере.
1918 г. как время действия московской части
«Мастером и Маргаритой» отпадает - в романе
изображена явно не эпоха военного коммунизма,
когда не было даже червонцев, которыми
так щедро одаривают спутники Воланда
публику в Театре Варьете. Визит сатаны
и его свиты происходит в Москву эпохи
нэпа, хотя эпоха эта уже на изломе.
Очевидно, действие происходит в 1929г.,
когда Пасха приходилась на 5 мая (22 апреля
по ст. ст.). 1929 г. был провозглашен И. В. Сталиным "годом великого перелома",
призванного покончить с нэпом и обеспечить
переход к сплошной коллективизации и
индустриализации. Тогда же переломилась
и судьба Булгакова: все его пьесы оказались
под запретом. Если 1918 г. оказался годом
гражданской войны и временем действия
первого романа Булгакова "Белая гвардия", то другой год столь же рокового
совпадения социалистического праздника
и Страстной среды стал хронологическим
стержнем "последнего закатного"
булгаковского романа.
Горькая ирония: повествование начинается
в день международной солидарности трудящихся.
Люди в Москве разобщены еще сильнее, чем
прежде. А спешащий на первомайское торжественное
заседание председатель МАССОЛИТа Берлиоз
давно уже думает только о собственном
благополучии и следованию конъюнктуре,
а не о свободном литературном творчестве.
Ночь же на 1 мая - это знаменитая Вальпургиева
ночь, великий шабаш ведьм на Брокене,
восходящий еще к языческому древнегерманскому
весеннему празднику плодородия. Прямо
после Вальпургиевой ночи Воланд со свитой
прибывает в Москву.
В «Мастером и Маргаритой» есть еще ряд
доказательств приуроченности московских
сцен к периоду со среды до субботы Страстной
недели 1929 г. (последний полет Воланда,
его товарищей и Мастера и Маргариты происходит
в ночь на Пасху, с субботы 4-го на воскресенье
5-го мая). Одно из таких доказательств
можно найти в истории Фриды. Здесь Булгаков в качестве
источника использовал книгу швейцарского
психолога и врача, одного из основоположников
сексологии Августа Фореля "Половой
вопрос" (1908). В булгаковском архиве
сохранились выписки из этой книги, относящиеся
к случаям швейцарки Фриды Келлер и силезской
уроженки Кониецко. Фрида Келлер удавила
своего незаконнорожденного ребенка,
мальчика пяти лет. Кониецко же задушила
новорожденного младенца носовым платком.
Автор «Мастером и Маргаритой» в образе
Фриды контаминировал Фриду Келлер и Кониецко,
взяв за основу историю первой, но добавив
важные детали из дела второй - носовой
платок как орудие убийства и младенческий
возраст погубленного ребенка. Фрида Келлер
родила мальчика в мае 1899 г. Булгаков заставил
свою Фриду задушить мальчика сразу после
рождения, как это сделала Кониецко. Интересно,
что Фрида Келлер убила своего ребенка
тоже в мае, на католическую Пасху 1904 г.,
что, возможно, стало одним из поводов
для автора «Мастером и Маргаритой» включить
в роман ее историю. Слова Коровьева-Фагота
о том, что вот уже тридцать лет камеристка
кладет платок Фриде на стол, указывает
на май 1929 г. как на время действия в московских
сценах. Посещение Воландом Москвы именно
в начале мая доказывается и тем, что Степан Богданович
Лиходеев, увидев
печать на двери Берлиоза, сразу думает
о своем разговоре с председателем МАССОЛИТа,
происходившем, "как помнится, двадцать
четвертого апреля вечером". Разговор
этот состоялся недавно, иначе Степа вряд
ли бы мог помнить точную дату. Если принять
первомайскую датировку начала событий
в «Мастером и Маргаритой», то разговор
с Берлиозом, который вспомнил испуганный
исчезновением соседа и печатью на его
двери Лиходеев, был недельной давности,
и директор Театра Варьете не успел его
позабыть.
В редакции 1937 г., на предложение поэта
Ивана Бездомного отправить И. Канта годика на три в Соловки,
Воланд ответствовал, что "водрузить
его в Соловки невозможно, по той причине,
что он уже сто двадцать пять лет находится
в местах, гораздо более отдаленных от
Патриарших прудов, чем Соловки". Кант
скончался 12 февраля 1804 г., так что происходящее
на Патриарших однозначно приурочено,
принимая во внимание слова о майском
вечере, к маю 1929 г. В окончательном тексте
Булгаков заменил "сто двадцать пять
лет" на "с лишком сто лет", чтобы
избежать прямого указания на время действия,
но косвенные указания на Страстную неделю
1929 г. сохранил.
Присутствуют в «Мастером и Маргаритой»
и приметы конца эпохи нэпа. Извозчики
на улицах еще соседствуют с автомобилями,
еще функционируют писательские организации
(РАПП, МАПП и т.д.), которые были распущены
в 1932 г. и стали образцом для МАССОЛИТа,
процветавшего в момент появления Воланда
и его товарищей.
В то же время, в «Мастером и Маргаритой»
есть и ряд анахронизмов по отношению
к 1929 г., например, упоминание троллейбуса,
увозящего дядю Берлиоза Поплавского
к Киевскому вокзалу, прочь от Нехорошей квартиры. Троллейбусы появились в
Москве только в 1934г., но вошли в «Мастером
и Маргаритой» чисто механически вместе
с эпизодом, написанным в середине 30-х
годов.
Скрытая датировка действия содержится
и в возрасте автобиографического героя
- Мастера. Это - "человек примерно лет
тридцати восьми", а именно столько
Булгакову исполнилось 15 мая 1929 г., через
неделю после сдачи в "Недра" главы
из «Мастером и Маргаритой» и ровно через
две недели после того, как Воланд и его
компания очутились на Патриарших. Любопытно,
что в 1937 и 1939 г., читая рукопись, а затем
машинопись «Мастером и Маргаритой» близким
друзьям, автор, как явствует из дневника
Е. С. Булгаковой, вольно или невольно,
приурочил окончание чтений к 15 мая - собственному
дню рождения. Возможно, тем самым писатель
стремился подчеркнуть не только автобиографичность,
но и время действия московских сцен романа.
В редакции 1929 г., срок, прошедший с момента
суда над Иешуа
Га-Ноцри и его казни
до появления в Москве Воланда со свитой
и извлечения из лечебницы Мастера, был
определен точно. Здесь Иешуа говорил
Пилату, что "тысяча девятьсот лет пройдет,
прежде чем выяснится, насколько они наврали,
записывая за мной". Появление в Москве
Воланда, рассказывающего свой вариант
Евангелия, и Мастера, создающего роман
о Понтии Пилате, совпадающий с рассказом
сатаны, как раз и означает выяснение истины,
открытой Иешуа, но искаженной переписчиками.
Если московские сцены датированы 1929 г.,
то срок в 1900 лет должен указывать, что
ершалаимские сцены относятся к 29 г. В
окончательном тексте «Мастером и Маргаритой»
период между древней и современной частями
указан менее точно, чтобы избежать прямого
обозначения времени действия. Тут Воланд
в финале говорит Мастеру и Маргарите,
что Понтий Пилат несет свое наказание
уже "около двух тысяч лет". И в последней
редакции «Мастера и Маргариты» сохранился
ряд косвенных указаний на 29 г. как на дату
ершалаимских сцен, а, следовательно, и
на 1900-летний промежуток, отделяющий от
них московские сцены.
7
Из чрезвычайно популярной во второй половине
XIX и в начале XX в. книги французского историка
религии Эрнста Ренана (1823-1892) "Жизнь
Иисуса" (1863), выписки из которой сохранились
в подготовительных материалах к «Мастеру
и Маргарите», Булгаков знал, что казнь
Иисуса была приурочена к иудейской Пасхе,
отмечавшейся 14 нисана и падавшей на пятницу.
Допрос Пилатом Иешуа и казнь в «Мастере
и Маргарите» происходят именно в этот
день, гибель Иуды
из Кириафа - в ночь
на субботу, 15 нисана, встреча же Пилата
с Левием
Матвеем приходится
на утро субботы. Кроме того, как вспоминает
Левий Матвей, в среду, 12 нисана, Иешуа
покинул его у огородника в Вифании, затем
последовали арест Га-Ноцри и его допрос
в Синедрионе, о чем лишь упоминается,
чтобы сохранить классическое единство
времени (в течение дня) основного действия.
Таким образом, все события ершалаимских
сцен, как и московских, укладываются в
четыре дня Страстной недели, со среды
до субботы.
Э. Ренан отмечал, что на пятницу 14 нисана
приходилось в 29, 33 и 36 г., которые, следовательно,
могли быть годами казни Иисуса. Французский
историк склонялся к традиционному 33 г.,
считаясь с евангельскими показаниями
о трехлетней проповеди Иисуса Христа
и принимая, что ей непосредственно предшествовала
проповедь Иоанна Крестителя, приходящаяся
на 28 г. Ренан отвергал 36 г. как возможную
дату казни Иисуса, поскольку в этом году
еще до Пасхи главные действующие лица
- римский прокуратор Понтии Пилат и иудейский
первосвященник Иосиф
Каифа лишились своих
постов. Возраст же казненного историк
оценивал в 37 лет.
У Булгакова Иешуа гораздо моложе, а его
проповедническая деятельность продолжается
короткое время. Данные обстоятельства,
если связать их с евангельской датировкой
проповеди Иоанна Крестителя 28 годом (согласно
исследованиям историков), указывают на
29 г. как на наиболее вероятное время действия
в ершалаимских сценах «Мастером и Маргаритой»
Автор указывает, что Га-Ноцри - человек
"лет двадцати семи".
Проповедовал он явно недолго, потому
что, хотя его красноречие оценил сам Пилат,
Иешуа успел увлечь за собой единственного
ученика, а всезнающий, благодаря начальнику
тайной стражи Афранию, прокуратор впервые
услышал о Га-Ноцри только после его ареста.
По ходу повествования Афраний упоминает, что он "пятнадцать
лет на работе в Иудее" и "начал службу
при Валерии Грате". Из книги немецкого
религиеведа А. Мюллера "Понтий Пилат,
пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса
из Назарета"(1888) Булгаков выписал годы
прокураторства как Понтия Пилата, так
и Валерия Грата. Последний правил Иудеей
с 15 по 25 г. Следовательно, если Афраний
произносит свою речь в 29 г., то первым
годом его службы действительно должен
быть первый год прокураторства Валерия
Грата - 15 г. н. э.
События московских глав в пародийном,
сниженном виде повторяют события ершалаимских
через промежуток ровно в 1900 лет. В финале
«Мастером и Маргаритой» в Пасхальную
ночь на воскресенье московское и ершалаимское
время сливаются воедино. Это одновременно
и 5 мая (22 апреля) 1929 г. и 16 нисана 29 г. (точнее,
того года иудейского календаря, который
приходится на этот год юлианского календаря)
- день, когда должен воскреснуть Иешуа
Га-Ноцри, и его видят только что прощенный
Понтий Пилат, Мастер с Маргаритой и Воланд
со своими помощниками.
Информация о работе История создания и эволюции замысла романа «Мастер и Маргарита»