Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем кому-то комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем, просим, предлагаем и т.д. Это и есть речевой этикет, который представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нельзя обойтись.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
1. Понятие речевого этикета и его функции ………………………………
2. Устойчивые формулы общения ………………………………………….
3. Современная культура речевого общения ………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Русский.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

                                                          

 

 

Проверила Торохова Е.А.

Выполнила Кузнецова И.В.

Специальность БУАиА

Курс 1

Группа 3

Шифр 1105129

 

 

Ижевск 2011



1 часть. Теоретическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Современная  концепция культуры речи

и речевой этикет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                      

Введение ……………………………………………………………………..

4

1. Понятие речевого этикета  и его функции ………………………………

6

2. Устойчивые формулы  общения ………………………………………….

11

3. Современная культура  речевого общения ………………………………

20

Заключение …………………………………………………………………..

23

Литература …………………………………………………………………...

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

То, что понимают под речевым  этикетом, используется в речи каждого  из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные  выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем кому-то комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем, просим, предлагаем и т.д. Это и есть речевой этикет, который  представляет собой совокупность словесных  форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нельзя обойтись.

В процессе воспитания, социализации человек становясь личностью  и все более совершенно овладевая  языком, познает и этические нормы  взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой  общения.

Но для этого ему  нужно ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках  партнера, соответствовать собственным  социальным признакам и удовлетворять  ожидания других людей, стремиться к  «образу», сложившемуся в сознании носителя языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст  в соответствии со стилистическими  нормами, владеть устными и письменными  формами общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении  оставляет у клиентов и партнеров  благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

В настоящее время наше общество уже почувствовало потребность  в культуре поведения и общения. В средствах массовой информации все чаще стали встречаться объявления, сообщения, реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.п. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него деловой, дружеский и другие контакты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА  И ЕГО ФУНКЦИИ

 

Понятие «этикет» – это философское, этическое понятие. По происхождению  слово «этикет» – французское  слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, затем так  стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении слово «этикет» получило распространение в немецком, польском, русском и других языках.

В русский язык слово «этикет» вошло в ХVIII столетии, при Петре I, когда в России устанавливались широкие культурные и политические связи с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей.

Этикет определяет всю  наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или  в гостях, это вообще все нормы  наших взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных  правил, мы регулируем наши взаимоотношения  с окружающими, устанавливаем или  обнаруживаем в общении отношения  типа: «старший – младший – равный».

Итак, речевой этикет –  это принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний.

Известный исследователь  речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым  этикетом понимаются регулирующие правила  речевого поведения, система национально  специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». Изучение речевого этикета, по ее мнению занимает особое положение на стыке  лингвистики, теории и истории культуры, психологии и других гуманитарных дисциплин. 

В широком смысле слова  речевой этикет характеризует практически  любой успешный акт коммуникации, поэтому речевой этикет связан с  так называемыми постулатами  речевого общения, которые делают возможным  и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты – постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований); количества (сообщение не должно быть слишком кратким или слишком пространным); отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений). Нарушение одного или нескольких этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

Речевой этикет в узком  смысле слова может быть охарактеризован  как система языковых средств, в  которых проявляются этикетные  отношения. Элементы этой системы могут  реализовываться на разных языковых уровнях:

  • на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините и т.д.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.д.);
  • на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы), использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.):
  • на стилистическом уровне: отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления и использование вместо этих слов эвфемизмов;
  • на интонационном уровне: использование вежливой интонации (например фраза: Будьте любезны, закройте дверь - может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование);
  • на уровне орфоэпии: использование: Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.;
  • на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Речевой этикет – это  выработанные обществом правила  речевого поведения, обязательные для  всех членов общества, национально  специфичные, устойчиво закрепленные в системе речевых формул, но все  же исторически изменчивые.

Речевой этикет говорит о  том, как надо себя вести в условиях различных экстралингвистических  контекстов, как правильно устанавливать  и поддерживать речевой, а соответственно и дружеский деловой контакт. Речевой этикет связан с культурой  речевого поведения и неотделим  от той ситуации общения, в которой  его используют.

Речевой этикет выполняет  определенные функции:

1) прежде всего, нужно  выделить контактоустанавливающую функцию (ее еще называют и социативной, и фатической – от латинского «говорить»). Эта функция проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к собственно сообщению информации, то есть эта функция обслуживает речевой контакт собеседников.

Ведь, в самом деле, когда  мы говорим собеседнику: Кого я вижу! – у нас нет задачи, содержательно обменятся знаниями о том, кого же именно увидел человек. Это лишь сигнал: Я тебя помню, я рад неожиданной встрече, наши отношения непринужденны и т.п.

2) апеллятивная, или призывная функция. Когда мы говорим: Гражданин! или: Простите, пожалуйста, как пройти? – у нас нет иной цели, как привлечь внимание собеседника, призвать его для дальнейшего разговора.

3) с призывной, апеллятивной  функцией связана функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействиях. Эту функцию еще называют конативной. В самом деле, одному мы можем сказать: Уважаемый Александр Иванович!, другому (или в других условиях): Сашенька, а третьему, (или в иных условиях): Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях это говорит. Конативная функция тесно связана с понятием вежливости.

4) функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него (эту функцию еще называют волюнтативной). Когда мы говорим стоящему у дверей, например: Проходите, пожалуйста!, мы именно воздействуем на поведение собеседника, побуждая его войти. При этом не «проходить» (мимо или вдоль чего-нибудь), а именно приблизится, мы его приглашаем. Вам не трудно подвинутся? – мы просим о действии, побуждаем человека к активности, в то же время не ожидая от него ответа «трудно» это ему или нет.

5) и, наконец, эмотивная функция, связанная с выражением эмоций, чувств, отношений человека. Мы говорим собеседнику: Я так рад вас видеть; Счастлив познакомится; Очень приятно… Да и весь речевой этикет в целом – это средство выражения эмоционально значимого отношения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, в российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, которая требует от говорящего умения понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность – умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Т.о. уважительность к другому  человеку, вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой  этикет; он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге  формирует культуру поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМУЛЫ  ОБЩЕНИЯ

 

Речевой этикет – это  социально заданные и национально  специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений (стереотипных высказываний), применяемых в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта с собеседником, в системе Ты – Вы – форм общения, в выборе социостилистической тональности общения при ориентации адресата и ситуации общения в целом.

Речевой этикет – это  особая область языка и речи и  поэтому необходим и профессиональный взгляд на него с точки зрения языкознания.

Когда люди говорят друг с другом, они создают некий  текст. Этот текст строится по языковым законам, и отдельные предложения  – высказывания в нем взаимодействуют  с грамматической и смысловой  стороны. И тексты, и их элементы – высказывания бывают очень многообразными в зависимости от различных причин: письменной или устной формы речи, контактного или дистантного  положения собеседников, конкретного  или обобщенного адресата, предназначенности  для официального или неофициального сообщения, тематики и многого другого. Все многообразие высказываний трудно классифицировать, но можно с полным основанием сказать, что среди них  есть такие, которые составляют особую группу стереотипов, устойчивых формул общения.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"